Японский меч - клинковое однолезвийное рубяще-режущее оружие, произведённое по традиционной японской технологии из многослойной стали с контролируемым содержанием углерода. Название также используется для обозначения однолезвийного меча с характерной формой слабо изогнутого клинка, бывшего основным оружием воина-самурая.
Попробуем немного разобраться в многообразии японских мечей.
По традиции японские клинки делаются из рафинированной стали. Процесс их изготовления уникален и обусловлен применением железного песка, который очищается под воздействием высоких температур для получения железа с более высокими показателями чистоты. Из железного песка добывается сталь.
Изгиб меча (сори), выполняемый в разных вариантах, не случаен: он сформировался в процессе многовековой эволюции оружия данного вида (одновременно с изменениями в снаряжении самурая) и постоянно варьировался до тех пор, пока в конце концов не была найдена совершенная форма, представляющая собой продолжение слегка изогнутой руки. Изгиб получается отчасти и из-за особенностей термической обработки: при дифференцированной закалке режущая часть меча растягивается больше, нежели задняя.
Так же как и западные кузнецы Средневековья, применявшие зонную закалку, японские мастера закаляют клинки не равномерно, а дифференцировано. Зачастую клинок изначально имеет прямую форму и получает характерный изгиб в результате закалки, дающей лезвию твердость 60 по Роквеллу, а задней части меча - лишь 40 единиц.
Дай-сё
Дайсё (яп. 大小, дайсё:, букв. «большой-малый») - пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча). Длина дайто - более 66 см, длина сёто - 33-66 см Дайто служил основным оружием самурая, сёто - дополнительным оружием.
Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати - длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной - вакидзаси.
Таким образом, дайто и сёто являются классами мечей, но не названием определённого оружия. Это обстоятельство послужило причиной неверного употребления данных терминов. Например, в европейской и отечественной литературе катаной ошибочно называется только длинный меч (дайто).Дайсё использовалась исключительно самурайским классом. Этот закон свято соблюдался и неоднократно подтверждался указами военных лидеров и сёгунов. Дайсё была важнейшей составляющей костюма самурая, его сословным удостоверением. Воины относились к своему оружию соответствующим образом - бережно следили за его состоянием, держали возле себя даже во время сна. Другие классы могли использовать для ношения только вакидзаси или танто. Самурайский этикет требовал снимать длинный меч при входе в дом (как правило, он оставлялся у слуги либо на специальной подставке), короткий меч самураи всегда носили при себе и использовали в качестве личного оружия.
Катана
Катана (яп. 刀) - длинный японский меч. В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Катана - японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) - то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком».
Катану и вакидзаси всегда носят в ножнах, заложенными за пояс (оби) под таким углом, который скрывает от противника длину лезвия. Это - принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причем вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже сирасая из необработанного дерева магнолии, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто - деревянный меч.
Вакидзаси
Вакидзаси (яп. 脇差) - короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх. Длина клинка - от 30 до 61 см. Общая длина с рукоятью 50-80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Вакидзаси изготавливался с дзукури различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения лезвия вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси обычно квадратного сечения.
Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану, и вакидзаси одновременно.
В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану. Также использовался для обряда сэппуку.
Тати
Тати (яп. 太刀) - длинный японский меч. Тати, в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс) лезвием вверх, а подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи, лезвием вниз. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку. Самураи носили катану как часть гражданской одежды, а тати - как часть военных доспехов. В паре с тати были более обычны танто, чем относящийся к катане короткий меч вакидзаси. Кроме того, богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора.
Он обычно длиннее и более изогнут, чем катана (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута).
Другое название этого меча - дайто (яп. 大刀, букв. «большой меч») - в западных источниках иногда ошибочно читают, как «дайкатана». Ошибка происходит из-за незнания о разнице между онным и кунным чтением иероглифов в японском языке; кунное чтение иероглифа 刀 - «катана», а онное чтение - «то:».
Танто
Танто (яп. 短刀 танто:, букв. «короткий меч») - кинжал самурая.
«Тан то» для японцев звучит как словосочетание, потому они никак не воспринимают танто как нож (нож по-японски - хамоно (яп. 刃物 хамоно)).
Танто использовался только как оружие и никогда как нож, для этого существовал кодзука, носимый в пару к танто в одних ножнах.
Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной от 15 до 30,3 см (то есть, менее одного сяку).
Считается, что танто, вакидзаси и катана это, фактически, «один и тот же меч разного размера».
Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный клинок, назывались ёроидоси и были предназначены для протыкания доспехов в ближнем бою. Танто использовались по большей части самураями, но его носили и доктора, торговцы как оружие самообороны - собственно, это кинжал. Женщины высшего света порой также носили маленькие танто, называемые кайкэн, в поясе кимоно (оби) для самозащиты. Кроме того, танто используется в свадебной церемонии царских особ по сей день.
Иногда танто носили как сёто вместо вакидзаси в дайсё.
Одати
Одати (яп. 大太刀, «большой меч») - один из типов длинных японских мечей. Термин нодати (яп. 野太刀, «полевой меч»), означает другой тип меча, но часто ошибочно используется вместо одати.
Чтобы называться одати, меч должен был иметь длину лезвия не менее 3-х сяку (90,9 см), однако, как и в случае многих других японских терминов, относящихся к мечам, точного определения длины одати нет. Обычно одати - это мечи с клинками 1,6 - 1,8 метров.
Одати полностью вышли из употребления как оружие после войны Осака-Нацуно-Дзин 1615 года (битва между Токугава Иэясу и Тоётоми Хидэёри - сыном Тоётоми Хидэёси).
Правительство Бакуфу издало закон, согласно которому запрещалось иметь меч более определённой длины. После того, как закон вступил в действие, многие одати были обрезаны, чтобы они соответствовали установленным нормам. Это одна из причин того, что одати так редки.
Одати более не использовались по прямому назначению, но всё ещё были ценным даром в период Синто («новых мечей»). Это стало их главным назначением. По причине того, что их изготовление требует высочайшего мастерства, было признано, что почтение, внушаемое их появлением, соответствует молитве богам.
Нодати
Нодати (яп. 野太刀 «полевой меч») - японский термин, относящийся к большому японскому мечу.Основной причиной того, что использование таких мечей не было повсеместным было то, что клинок значительно труднее выковать, чем клинок меча обычной длины. Этот меч носили за спиной из-за его больших размеров. Это было исключением, потому что другие японские мечи, такие как катана и вакидзаси носили заткнутым за пояс, а тати подвешивался лезвием вниз. Однако нодати не выхватывали из-за спины. Из-за своей большой длины и веса, он был очень сложным оружием.
Одним из назначений Нодати была борьба со всадниками. Часто он используется вместе с копьем, потому что с длинным лезвием он был идеальным для поражения противника и его коня одним махом. Из-за своего веса он не мог применяться везде с легкостью и, как правило, отбрасывался, когда начинался ближний бой. Меч одним ударом мог поразить сразу несколько вражеских солдат. После использования нодати самураи применяли для ближнего боя более короткую и удобную катану.
Сефирот с мечом нодати "Масамунэ"
Кодати
Кодати (яп. 小太刀) - буквально переводимое как «маленький тати», это японский меч, бывший слишком коротким, чтобы считаться дайто (длинным мечом) и слишком длинным, чтобы быть кинжалом. Из-за размера его можно было очень быстро выхватить, а также фехтовать им. Он мог применяться там, где движения были стеснены или при атаке плечом к плечу. Так как этот меч был короче 2-х сяку (около 60 см), он был разрешён в период Эдо к ношению не самураями, обычно торговцами.
Кодати похож по длине на вакидзаси, и хотя их клинки значительно различаются по конструкции, кодати и вакидзаси настолько похожи по технике использования, что эти термины иногда (ошибочно) используются один взамен другого. Главное отличие между тем и другим состоит в том, что кодати (обычно) шире чем вакидзаси. Кроме того, кодати, в отличие от вакидзаси всегда носился в специальной перевязи изгибом вниз (как тати), в то время как вакидзаси носили заткнутым за оби изгибом клинка вверх. В отличие от других видов японского оружия, вместе с кодати обычно не носили никакого другого меча.
Кайкэн
Кайкэн (яп. 懐剣, до реформы правописания квайкэн, также футокоро-гатана) - кинжал, носимый мужчинами и женщинами самурайского класса в Японии, разновидность танто. Кайкэны использовались для самообороны в помещении, где длинные катаны и средней длины вакидзаси были менее удобны и эффективны, чем короткие кинжалы. Женщины носили их в поясе-оби для самозащиты или (редко) для самоубийства (дзигая). Можно было носить их и в парчовом мешочке с затягивающимся шнурком, позволявшим быстро достать кинжал. Кайкэн входил в число свадебных подарков женщине. В настоящее время он является одним из аксессуаров традиционной японской брачной церемонии: невеста берёт кайкэн, чтобы ей сопутствовала удача.
Нагината
Нагина́та (なぎなた, 長刀 или 薙刀, дословный перевод - «длинный меч») - японское холодное оружие с длинной рукоятью овального сечения (именно рукоятью, а не древком, как может показаться на первый взгляд) и изогнутым односторонним клинком. Рукоять длиной около 2 метров и лезвие около 30 см. В ходе истории стал значительно более распространенным укороченный (1,2-1,5 м) и облегченный вариант, использовавшийся при тренировке и показавший большую боеспособность. Является аналогом глефы (хотя часто по ошибке именуется алебардой), но значительно более легкая. Первые сведения об использовании нагината относятся к концу VII века. В Японии существовало 425 школ, где изучали технику боя нагинатадзюцу. Была излюбленным оружием сохэев, монахов-воинов.
Бисэнто
Бисэнто (яп. 眉尖刀 бисэнто:) - японское холодное оружие с длинной рукоятью, редкая разновидность нагинаты.
Бисэнто отличается от нагинаты бо́льшим размером и другим стилем обращения. Этим оружием работают обязательно с широким хватом, задействуя оба конца, при том, что ведущая рука должна находиться около гарды.
Есть и преимущества стиля борьбы с бисэнто над стилем борьбы с нагинатой. В бою спинка клинка бисэнто, в отличие от катаны, может не только отбивать и отводить удар, но и надавливать, и контролировать. Бисэнто тяжелее катаны, поэтому его рубящие удары в большой степени проносные, чем фиксированные. Они наносятся со значительно большим размахом. Несмотря на это, бисэнто может с лёгкостью отрубить голову как человеку, так и лошади, что с нагинатой сделать не так просто. Вес меча играет роль как в пробивном, и в толчковом свойстве.
Есть мнение, что идею этого оружия, японцы взяли у китайских мечей.
Нагамаки
Нагамаки (яп. 長巻 - «длинная обёртка») - японское холодное оружие, состоящее из древковой рукояти с большим наконечником. Было популярно в XII-XIV веках. Было схоже с совней, нагинатой или глевией, но отличалось тем, что длины рукояти и наконечника были примерно равны, что позволяет его классифицировать, как меч.
Нагамаки - оружие, изготовлявшееся в различных масштабах. Обычно полная длина составляла 180-210 см, наконечник - до 90-120 см. Лезвие имелось только с одной стороны. Рукоять нагамаки обматывалась шнурами в перекрещенной манере, наподобие рукояти катаны.
Это оружие применялось в периоды Камакура (1192-1333), Намбоку-тё (1334-1392) и в период Муромати (1392-1573) достигло наибольшей распространённости. Также его использовал Ода Нобунага.
Цуруги
Цуруги (яп. 剣) - японское слово, означающее прямой обоюдоострый меч (иногда с массивным навершием). По форме похож на цуруги-но-тати (прямой односторонний меч).
Использовался как боевой в VII-IX веках, до появления односторонних изогнутых мечей тати, впоследствии - в церемониальных и религиозных целях.
Одной из трёх священных реликвий синтоизма является меч Кусанаги-но-цуруги.
Тёкуто
Тёкуто (яп. 直刀 тёкуто:, «прямой меч») - это общее название древнего типа мечей, которые появились у японских воинов примерно в II-IV веке нашей эры. Точно неизвестно, появился ли тёкуто в Японии или был вывезен из Китая; считается, что в Японии клинки копировались с иностранных образцов. Поначалу мечи отливались из бронзы, впоследствии их начали ковать из единого куска низкокачественной (другой тогда не было) стали при помощи довольно примитивной технологии. Как и западные аналоги, тёкуто был предназначен в первую очередь для колющих ударов.
Характерными особенностями тёкуто был прямой клинок и односторонняя заточка. Наиболее распространенными были два вида тёкуто: кадзути-но-цуруги (меч с молотовидной головкой) имел эфес с овальной гардой, оканчиваю*щийся медной головкой в форме луковицы, а кома-но-цуруги («корейский меч») имел эфес с головкой в форме кольца. Длина мечей составляла 0,6-1,2 м, но чаще всего была 0,9 м. Меч носили в ножнах, покрытых листовой медью и украшенных перфорированными узорами.
Син-гунто
Син-гунто (1934) - японский армейский меч, созданный для возрождения самурайских традиций и поднятия боевого духа армии. Это оружие повторяло форму боевого меча тати, как в оформлении (аналогично тати, син гунто носился на портупее лезвием вниз и в его конструкции применялся колпачок рукояти кабуто-ганэ, вместо касиро, принятого на катанах), так и в приемах обращения с ним. В отличие от мечей тати и катана, изготавливавшихся кузнецами-оружейниками индивидуально по традиционной технологии, син-гунто массово производился фабричным способом.
Син-гунто был очень популярен и пережил несколько модификаций. В последние годы Второй мировой войны они в основном были связаны со стремлением уменьшить затраты на производство. Так, рукояти мечей для младших армейских чинов изготавливали уже без оплетки, а иногда и вовсе из штампованного алюминия.
Для морских чинов в 1937 году был введен свой военный меч - кай-гунто. Он представлял вариацию на тему син-гунто, но отличался оформлением - оплётка рукояти коричневая, на рукояти черная кожа ската, ножны всегда деревянные (у син-гунто - металлические) с черной отделкой.
После окончания Второй мировой войны большая часть син-гунто была уничтожена по приказу оккупационных властей.
Ниндзято, синобигатана(вымышленный)
Ниндзято (яп. 忍者刀 ниндзято:), так же известен как ниндзякэн (яп. 忍者刀) или синобигатана (яп. 忍刀) - меч, которым пользовались ниндзя. Это короткий меч, выкованный с гораздо меньшим усердием, чем катана или тати. Современные ниндзято часто имеют прямое лезвие и квадратную цубу(гарду). Некоторые источники утверждают, что ниндзято, в отличие от катаны или вакидзаси использовался для нанесения только режущих ударов, а не колющих. Это утверждение может быть ошибочно, так как основным противником ниндзя был самурай, а его доспехи требовали точного колющего удара. Однако основной функцией катаны так же был мощный режущий удар.
Сикомидзуэ
Сикомидзуэ (яп. 仕込み杖 Shikomizue) - оружие для "скрытой войны". В Японии его использовали ниндзя. В наше время этот клинок часто появляется в кинофильмах.
Сикомидзуэ представлял собой деревянную или бамбуковую трость со скрытым клинком. Лезвие сикомидзуэ могло быть прямым или немного выгнутым, потому что трость должна была точно повторять все изгибы клинка. Сикомидзуэ мог быть и длинным мечом, и коротким кинжалом. Поэтому длина трости зависела от длины оружия.
Дзанбато, замбато, чжаньмадао
Японское чтение иероглифов чжаньмадао - дзамбато (яп. 斬馬刀 дзамбато:) (также дзаммато), однако неизвестно, применялось ли такое оружие в Японии в действительности. Тем не менее, дзамбато упоминается в некоторых современных японских произведениях массовой культуры.
Чжаньмадао или мачжаньдао (кит. 斬馬刀, пиньинь zhǎn mǎ dāo, буквально «меч, чтобы рубить коней») - китайская двуручная сабля с широким и длинным клинком, использовался пехотинцами против кавалерии во времена династии Сун (упоминание о мачжаньдао присутствует, в частности, в "Жизнеописании Юэ Фэя" династийной истории "Сун ши"). Тактика применения мачжаньдао, согласно данным "Сун ши", приписывается знаменитому военачальнику Юэ Фэю. Пехотные отряды, имевшие на вооружении мачжаньдао, действовавшие перед построением основной части войск в рассыпном строю, старались с его помощью перерубить ноги вражеским лошадям. Аналогичная тактика применялась и в 1650-х годах войсками Чжэн Чэнгуна в боях с цинской конницей. Некоторые иностранные исследователи утверждают, что сабля мачжаньдао применялась также монгольской армией Чингисхана.
Японское оружие: от катана до вакидзаси October 23rd, 2015
Катана и макибиси, кинжал танто и лук юми, сюрикэн, вакидзаси и нагината — оружие для детей, женщин, простолюдинов и особо храбрых и знатных воинов. Разнообразию, строгой иерархии и культуре японского оружия может позавидовать не одна армия мира. Научный редактор издательства Clever Артём Аракелов рассказывает, как разобраться во этом военном великолепии.
История Японии насчитывает несколько тысяч лет, и далеко не все эти годы были мирными. Борьба кланов, восстания, военные походы и иноземные вторжения... Воинское искусство играло важную роль в те времена. Возможно, поэтому в жизни современной, урбанизированной и высокотехнологичной Японии то и дело проглядывают черты прежней, традиционной, феодальной страны.
Даже люди, мало знакомые с Японией, слышали о ее богатой культуре. Не секрет, что включает она не только театр кабуки, поэзию Басё и гравюры Хокусая , но и такое явление, каксамураев: военную аристократию со своими правилами, философией и особым отношением к оружию.
Самураи - дзи
Японское холодное оружие у многих вызывает восхищение. Конечно, с ним связано много не слишком правдивых мифов, но традиции обработки металла, уходящие в седое средневековье, отточенные и эффективные приемы фехтования и просто неповторимое изящество этих мечей не могут не вызывать уважения.
Ковка клинка с лисой-кицунэ в качестве молотобойца
Самый, пожалуй, известный вид японского оружия — катана
. По европейским представлениям она относится, скорее, к саблям, но мы по привычке называем катану «мечом». Он может колоть, может рубить, но предпочтительным считается удар «с оттяжкой», когда лезвие не просто рубит, но и режет цель.
Изогнутый клинок длиной 60 см и выше, как правило, состоит из нескольких полос стали разных свойств и состава, соединенных вместе кузнечной сваркой. Это позволяет лезвию дольше сохранять остроту, а более мягкая сердцевина клинка делает его упругим, а не хрупким, как стекло. Этому же способствует и особая технология закалки. Затем клинок нужно отполировать — вручную! Мастер шлифует клинок абразивными брусками, постепенно переходя от грубого зерна к более мелкому, добиваясь бритвенной остроты и попутно проявляя рисунок стали.
Цуба с гравировкой и инкрустацией
Однако клинок — еще не все. Мечу нужна рукоятка, длинная, чтобы можно было ухватить двумя руками. Ее часто обертывают кожей акулы или ската и оплетают шелковыми лентами. Клинок защищают деревянные ножны, украшенные по вкусу мастера. А для защиты рук перед рукоятью ставится гарда, металлический диск, который японцы называют «цуба» . Нередко цубы сами по себе являются произведениями искусства — отлитые из бронзы, с гравировкой и золочением, они становились фамильной ценностью и переходили по наследству. Боевой клинок рано или поздно выходит из строя: от ударов противника, многократной заточки или от усталости металла. В таких случаях цубу могли перенести на новый меч, который служил правнукам первоначального хозяина.
Самурай (актер кабуки) с катана и вакидзаси
Катана была не просто оружием — это был символ особого положения . Носить катана могли лишь представители военного сословия, те самые самураи. Меч заправлялся за пояс, чтобы быть все время под рукой, но в то же время не мешать передвижению. В пару к нему самурай носил вакидзаси, меч покороче, выкованный тем же способом, что и катана. Нередко мастер изготавливал катана и вакидзаси комплектом, в одном стиле.
Самураи в бою — нагината, катана, лук
Вообще, отправляясь в сражение, самурай брал с собой целый арсенал. Это и длинный — больше двух метров — лук юми , который традиционно «собирается» из полос бамбука и дерева, скрепленных полосками кожи. Это и нагината — комбинация меча и копья, напоминающая европейскую глефу: изогнутый клинок, насаженный на двухметровую рукоятку. Благодаря сочетанию легкости и эффективности нагинату использовали и женщины. Даже в XX веке, когда холодное оружие утратило свое военное значение, нагината — конечно, не боевая — широко применялась в японских школах для девочек , в качестве спортивного снаряда.
Девушка с кошкой и нагинатой
Владение оружием было обычной практикой в старой Японии. Женщины и даже дети из сословия самураев носили с собой кинжалы танто : по форме близкие к катане, но длиной меньше 30 см, иногда совсем миниатюрные.
Катана и вакидзаси. Клинки отдельно на простых рукоятках
Торговцам, путешествовавшим по стране и вполне обоснованно опасавшимся нападения разбойников, катана была не по чину. Но вот вакидзаси
носить они могли, поэтому искусство боя на мечах не замыкалось на одних только самураях.
Японские правители не раз пытались запретить ношение оружия не самураям. Особенно это касалось крестьян, самого массового сословия, часто поднимавшего восстания. Поэтому простолюдинам приходилось использовать для самообороны бытовую утварь: ножи, серпы, шила и так далее. Например, знакомые нам нунтяку
, вероятно, ведут родословную от цепа, которым обмолачивали рис.
Сюрикэны и сякэн-крест
Невозможно пройти мимо метательного оружия — сюрикэн/сякэн . Дешевые и простые в изготовлении — их мог выковать любой деревенский кузнец — эти снаряды не попадали под запрет, касавшийся «мечей». Формы сюрикенов ограничивались лишь фантазией изготовителя. Некоторые напоминали метательные ножи или даже дротики для дартс (сюрикэн ), другие — разной формы диски, звездочки с заточенными краями (сякэн ). Самый простой представлял собой два заостренных стальных прута, соединенных крест-накрест. Сюрикэном трудно было кого-то убить — по крайней мере, сразу — но получалось нанести неприятный порез, отвлечь, замедлить оппонента.
Макибиси
Ближайшие «родственники» сяркэнов — колючки макибиси . Четыре острых шипа торчат в стороны, как иглы ежа. Макибиси тоже можно метать в противника, но чаще колючки рассыпали на землю: как бы они не упали, одно острие обязательно смотрело вверх. В наше время такие шипы используют, чтобы проколоть шины автомобиля или мотоцикла, но сотни лет назад макибиши с той же эффективностью пронзали подошвы самурайских сандалий. Не смертельно, но очень-очень неприятно.
Японский принц с мечом Кусанаги-но цуруги
В культурах многих народов мы встречаем упоминания оружия, которое никак не отнесешь к «простой» воинской экипировке. Знаменитый Экскалибур короля Артура, Жойёз Карла Великого или британская Куртана — не просто мечи, это еще и магические предметы, символы верховной власти. В Японии эту роль исполняет меч Кусанаги
. Древние обоюдоострые мечи «цуруги», к которым относится Кусанаги, ковали в далекой древности, задолго до появления катан. Интересно, что они довольно похожи на европейские прямые мечи викингов или шотландцев.
По преданию, меч Кусанаги был найден в хвосте убитого дракона, и первому императору он достался от богини Аматэрасу, к которой возводят свой род японские монархи. Причем, не просто достался, а стал одной из трех императорских регалий. Как и остальные реликвии — древнее бронзовое зеркало и яшмовое ожерелье — меч скрыт от посторонних глаз, он хранится в одном из синтоистских храмов. Помимо служителей храма, меч дозволено увидеть лишь новому императору перед восхождением на трон. Простые смертные, даже исследователи, не знают, как он выглядит и существует ли вообще.
Артем Аракелов, научный редактор издательства Clever, автор и составитель книг
« » и «Первопроходцы »
Бои при помощи катана, нагината и сякэнов встречаются в книге «Меч Куромори » британского писателя Джейсона Роана . Книга рассказывает о приключениях пятнадцатилетнего Кении Блэквуда (или по-японски Куромори) в Японии. Меч Куромори, как вы уже догадались, — это и есть легендарный меч Кусанаги, у которого просто появился новый пятнадцатилетний хозяин.
«— То есть мне сражаться с драконом при помощи одного меча? Вы с ума сошли?
Кении украдкой посмотрел на выход.
— Это не простой меч
, — глядя на него, произнес Гэнкуро. — Тебе предстоит отыскать Кусанаги, небесный меч. Он был выкован богами и подарен людям самой богиней солнца Аматэрасу. Он один способен поразить Намазду
».
Сегодня мы расскажем о самых известных в стране восходящего солнца орудиях — боевых мечах. Хотя вы, наверное, и так уже много о них знаете из фильмов и документальных передач. Предлагаем вашему вниманию ещё одну.
Меч катана
Длинный меч с клинком свыше 60 см с односторонней заточкой. Их у самураев могло быть около десятка, разной расцветки и формы. Чаще всего, катану носили вместе с похожим вакидзаси. Традиционно эта пара мечей называется дасё — «большой и меньший».
Рукоять катаны имеет длину около 30 см. Такая длина позволяет держать рукоятку обеими руками, поэтому он классифицируется как двуручный меч. Ширина лезвия катаны 3 см, толщина 0,5 см возле защитной гарды постепенно сужается до конца клинка.
Технология изготовления катаны очень сложна. Сталь здесь специально обрабатывают, ковку производят слоями и специфическим образом закаливают. Рукоятка обтянута кожей водившихся в этой местности морских животных (акулы и скатов) и обплетена шёлковым шнурком. Мечи украшают узорами.
Отличительной частью является хамон — волнообразная линия закалки у края лезвия клинка. Катана осень прочный меч, могущий рубить очень твердые предметы. Для облегчения рубящего удара, центр тяжести смещается к острию. Вес, в зависимости от длинны, бывает от 900 до 1500 г.
Чтобы опозорить пртивника, нужно постучать ножнами своей катаны по его. Самурай, желавший показать своё миролюбие, вешал меч справа, так как извлекать его с этой стороны труднее. Слева вешали в боевых условиях.
Меч вакидзаси
Этот — короткий, носившийся на поясе вместе с катаной. Вакидзаси переводится как «воткнутый сбоку». Клинок, длина которого составляет около 60 см, имеет схожую с катаной форму и также затачивается с одной стороны. Существует версия, что параболическая форма мечей — проекция в металл изогнутой гряды островов японского архипелага.
Вакидзаси разрешалось носить ремесленникам и купцам. Самураи же пользовались им только в крайних случаях. Существовали, также, школы фехтования, которые учили использовать оба меча одновременно. При заходе в помещение, катану должно было оставить у входа, а вакидзаси взять с собой. В некоторых случаях вакидзаси мог быть ритуальным для совершения обряда сеппуку (есть такие варианты прочтения, как сэппуку, сеппуко. прим.вред.) или по нашему харакири. Самураи называли его хранителем чести.
В отличии от самураев, воины ниндзя, при их специфической деятельности, использовали похожий на вакидзаси чуть более короткий меч .
Изготовление меча
Производятся данные предметы искусства из композитной стали. Лишь немногие мастера обладали правом их изготавливать. Этот процесс требует от мастера опыта и настроя. Первоначально проводится очищение тела и души. Мастера кузнечного дела считают, что клинок, созданный без души, не может принести ничего кроме потерь.
Для производства используется железное сырье из речных песков. Кузницы располагались подле реки. Породу долго промывают и обжигают при высочайшей температуре. На производство одного изделия уходит месяц. Лезвие твёрже, чем остальное тело клинка. Это почти ювелирная работа. После многочисленных сварок, количество слоёв в металле могло достигать нескольких десятков тысяч. Закалку клинка мастера осуществляют только ночью, т.к. правильная температура определяется по цвету металла, который должен быть ярко оранжевый.
Как уже говорилось, характерной особенностью, есть линия закалки хамон: узорная волнообразная полоса, отделяющая твёрдое закалённое лезвие от основного более мягкого тела клинка.
Искусство Йайдо
Это искусство внезапной атаки двуручным мечем. Переводится как «гармония движения». Практикующий должен мгновенно его выхватывать и атаковать.
Зародилось оно в 15-м веке. По легенде, самураев должен был отомстить за отца. Но противостоять более опытному сопернику в схватке, он бы не смог. Помочь могла только молниеносная атака до того, как противник сумеет обнажить меч. Много тренировавшись, самурай вызвал своего врага на поединок и сумел одолеть противника.
Изучаются также ваза (ваза — искусство поединка, прим.вред.) с воображаемыми врагами используя деревянный тренировочный меч боккэн (или бокен, деревянный макет меча, прим. вред.).
В йайдо нету лишних движений: каждое имеет свой смысл. Изучающий должен себя контролировать. За несколько веков существования техника йайдо, в общем-то не поменялась. Хотя, сегодня, это искусство уже не прикладное, а культурное. Владеющий искусством йаидо, может пребывая в гармонии и покое, отразить атаку и сам атаковать.
Его рабочая кромка составляет более 30 см, независимо от выбранного стиля и формы. При этом, стоит отметить, что значения 30-40 см - переходные, так как самые максимальные габариты вакизаси колеблются в пределах 30-60 см.
Согласно традиции малый меч (Wakizashi) от большого () не отличается приктачески ничем, кроме своих габаритов, в то время как модификаций ножа существует очень много. Вакизаси довольно справедливо именуется «мечом», так как его базовый образец повторяет в точности урезанную Катана.
Назначение меча
Вакидзаси - в одном из прочтений означает «воткнутый сбоку» - меч самурая располагается за поясом слева, но намного ближе к телу, нежели Катана. Так называют короткий, или малый меч, который имеет вспомогательное предназначение и носится вместе с основным, длинным Катана. Рассказывая о вакизаси, нужно подчеркнуть такой момент: его ношение разрешалось почти повсеместно, даже людям низших сословий — мастеровым и торговцам. Если в расчет не брать довольно короткие периоды достаточно яростного преследования всевозможных нарушителей закона, нахождение за поясом простолюдина малого меча было обыкновенным делом. Другой разговор - Тати или Катана. Все виды длинных принимались за атрибут самурая, воина, не зависимо от того, служит он своему господину или является вольным ронином.
Стоит отметить, что в зависимости от моды или пристрастий отдельного владельца, Вакидзаси сдвигали практически на живот, или же его ориентировали почти параллельно главному мечу. Конечно же, бы не были японцами, не придумай они множество замысловатых и изящных способов его полной фиксации при помощи шнура сагэо, продетого в скобу куригата (Kurigata) на специальной лицевой стороне ножен. Это не давало возможности Катана и Вакизаси упасть на землю или же еще каким-то образом потеряться, предоставляя тем самым свободу торсу.
Зачастую длина рукоятки Вакизаси составляет 1,5 - 2 хвата ладони (примерно 20 см), и не отмечается никаких стилевых вариаций. В основном, она оплетена специальной тесьмой, но отдельные драгоценные мечи, например, Тати, вполне могли иметь гладкую рукоятку, качественно обтянутую кожей ската, или же сплошь укрытую гравированным металлом.
Характерен такой момент - достаточно часто катана и вакизаси делались в комплекте одним мастером, а при качественном монтаже оформлялись в одном стиле. Именовалась эта пара сочетанием «дай-сё», что в свою очередь означает «длинный-короткий» или «большой-малый». В том случае, если предметы были разнородные, то это было не «дай-сё». Единообразие в первую очередь предполагало полную унификацию внешнего вида. В связи с этим, ножны, цубы и другие детали (фучи и касира) отличались один от одного лишь размером, но никак не техникой исполнения или же своим внешним видом. Цуба вакидзаси зачастую немного меньше, нежели тати и цуба Катана. Если для последних характеными являются цифры 75-85 мм, то для Вакидзаси размер диска цубы составляет примерно 65-75 мм. Цуба танто, соответственно, еще меньше - примерно 50 мм.
Историческая справка
Малый меч постоянно сопровождал хозяина, где бы он ни находился. Тогда как так называемое «тяжелое вооружение» правила этикета предлагали оставлять в особом месте или у входа в чужой дом (за исключением только лишь откровенно враждебного визита). В свою очередь Вакизаси допускался в качестве последнего рубежа обороны даже при дворце Сегуна. Иногда его именовали как «хранитель чести». Изображения множества влиятельных особ, которые были одеты в пышные парадные одежды, никогда не обходятся у пояса без короткого меча.
Самая первая реальная попытка полностью разоружить гражданское население («катана-гари» - в переводе «охота за мечами») предпринята была лишь в конце 16 века Тоётоми Хидэёси, который смог справедливо усмотреть потенциальную опасность для недавно объединенной Японии в поголовной вооруженности. До этого каждый человек был волен носить на себе практически что угодно, как в годы полного освоения американского Запада, где вместе с совершеннолетием отрок также получал свое законное право на револьверы. Немного позже, в эпоху Эдо, Токугавский сёгунат смог довести начатое до своего логичного конца, превратив тем самым страну в абсолютно тоталитарную империю с сомнительными неукоснительными правилами бытия. Лишь мог иметь 2 меча - малый и большой, что в свою очередь наделяло их особыми правами, но при этом загоняло в строгое ограничение. Горожанам ношение чего-то крупнее Вакизаси или Танто обходилось сильно дорого, а в связи с этим лишь отпетые разбойники открыто нарушали закон.
Несущий смерть
Но при своей малости в опытных руках Вакизаси оставался смертоносным орудием. Конечно же, ведущие школы кэн-дзюцу в арсенале имели эффективные и утонченные техники владения данным предметом, приспособленные к непосредственным баталиям в тесноте домашних покоев, при этом на коленях или практически лежа. Многие из них могут быть свободно отнесено к категории «иай», то есть к превосходному умению наносить мгновенный удар или же ставить защиту именно от ножен. Кроме этого, в старые времена массовых сражений обычный короткий меч обеспечивал правильное выполнение многих полезных дел, начиная с простого отсечения врага у поверженного трофейной головы и заканчивая вспарыванием своего живота (харакири). Уходя из жизни от меча, доблестный муж постоянно рисковал всадить его намного глубже, чем нужно, повредить себе позвоночник и тем самым нарушить прекрасный старинный обычай своим неэстетичным падением. Короткий нож полностью исключал такой финал, позволяя с неверятным блеском завершить процедуру и четкостью ритуала.
Формирование японского меча, который на самом деле не меч, а более похож на саблю (так как заострен только с одной стороны и изогнут, когда клинок меча симметричный и обоюдоострый) - но и не сабля (ранние самурайские клинки были прямыми и походили на меч), происходило на протяжении периода Нара (710 - 794) и Хэйан (794 - 1195). Японский меч сам по себе не является исконно японским, так как формировался под воздействием таких великих культур как китайская, корейская и многих других. В периоды Нара и Хэйан самурайский меч сформировался именно таким, каким мы видим его сегодня (по крайней мере большие из его разновидностей): изогнутый клинок из слоистой стали заточенный с одной стороны, и более-менее длинной, а также такой же изогнутой рукояткой. Конструктивные особенности самурайского меча (в частности Катана) определили путь развития владения самурайским мечом и сформировали классы пехотных и конных войск.
Являясь олицетворением жизни самураев ушедших времен, их обычаев и традиций, японский меч, как и много веков назад, развивался на протяжении всего времени. Это не просто боевой оружие - этот совершенный меч можно назвать настоящим произведением искусства! Меч являлся одной из древних регалей императора, был предметом ритуальным и даже считался магическим. С появлением нового современного оружия место меча остается неизменным. Это своего рода символ Японии, его история, которая хранится и чтится.
Как известно самурай носил при себе два меча: основной и дополнительный (или запасной).
Катана (изогнутый японский меч) - это самый распространенный вид боевого оружия, в то же время он также являлся гражданским оружием самурая. Длина клинка Катаны колебалась в пределах от 61 до 76 см, длина рукояти - около 30 см, толщина со стороны лезвия достигала толщины волоса и тоньше. Рукоять Катана в большинстве своем деревянная, обтянутая кожей ската, акулы (чтобы не скользила в руках), либо тканью с обмоткой из шелковой тесьмы. Гарда Катаны имеет в большинстве своем круглую или лепестковую, сложную ажурную форму, нередко украшалась резьбой или чеканкой, более дорогие экземпляры - вставками из драгоценных металлов (золота или серебра), слоновой кости. Ножны Катаны изготавливались из дерева магнолии, покрывались лаком (черным или цветным) и украшались накладками из бронзы. Часто в устье ножен могли располагаться маленькие ножи, для которых предусматривались специальные гнезда. Рукоятки этих ножей декорировались в одном стиле с мечом. Ценные клинки всегда помечались подписью мастера, на некоторых ставилось число. Эксклюзивные клинки украшались гравировкой, исполненной резцом. Чаще всего узоры отображали обвивающих или грызущих копье драконов, гербы, девизы, реже - фигуры божеств.
Самым прекрасным предметом искусства для японца был клинок его меча. С давних времен этому оружию предавали огромное значение. Катана как реликвия передавался от отца к сыну. Не зря говорят, что хорошее оружие обладает душой. Поэтому профессия кузнеца пользовалась небывалым уважением, даже знатные люди занимались этим ремеслом, доведя до совершенства процесс ковки и закалки клинков. Изготовление мечей - долгий и трудоемкий процесс, он мог занимать многие месяцы. Именно поэтому стоимость некоторых клинков доходила до баснословных размеров.
Катана - оружие, способное одним ударом избавить противника от головы. Чтобы облегчить рубящий удар, при этом сделав его более сильным, центр тяжести смещали ближе к острию. Проверка готовой Катаны могла быть как поэтичной, так и драматичной. Первый способ заключался в том, что меч должен был перерезать лист, плывущий по реке. Второй способ - на живом человеке, чаще первом встречном нищем.
Культура использования Катаны довольно сложна. Повернуть ножны так, будто намереваясь обнажить меч, считалось вызовом. Демонстрация обнаженного меча считалась большим оскорблением, исключение - если это делалось с целью предоставить возможность друзьям оценить красоту уникального экземпляра. В этих случаях меч демонстрировали со стороны обуха, обращая лезвием к себе. Выдвигать клинок полагалось постепенно, любуясь им по частям; полностью клинок показывался только на большом расстоянии и по просьбе гостя. После клинок следовало тщательно протереть специальным полотенцем и так же аккуратно вложить в ножны. Меньшие мечи снимались хозяином и гостем лишь в случае продолжительного визита.
Смертельным оскорблением (можно было расценивать как предложение сделать «харакири») считалось, если, разговаривая, положить меч на пол и толкнуть рукоять в сторону собеседника. Войти в дом своего друга с мечом было непозволительно, и говорило о разрыве дружбы. Его следовало оставить слуге, причем последний должен был принять его шелковым платком. Затем меч помещали на особую подставку (Катанакакэ), которая находилась в почетном месте возле гостя, с правой стороны от своего хозяина.
Вакидзаси - короткий японский меч. Носили его в паре с Катаной в качестве короткого меча (в ранние периоды вместо Вакидзаси в паре носили кинжал Танто). Общая длина Вакидзаси - 50-80 см, длина клинка - 30-61 см. Клинок - односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси носили на поясе лезвием вверх. Он всегда был при самурае. Даже входя в помещение, если Катана оставлялся на катанакакэ или у слуги, Вакидзаси всегда оставался при своем хозяине, исключением было лишь длительное пребывание в гостях. Его часто называли «хранителем чести».
Вакидзаси использовался в качестве оружия, когда Катану нельзя было применить. Также при помощи Вакидзаси могло совершаться ритуальное самоубийство («сэппука»), если у самурая не было специального кинжала Кусунгобу.
Еще одним отличием от Катаны является то, что меч Вакидзаси был разрешен купцам и ремесленникам, использующим его в качестве полноценного оружия.
Далеко не секрет, что в своей истории самурайский меч прошёл не одну гражданскую войну, а также был закалён огнём Мировых войн. В период становления японской армии и флота нередко можно было встретить боевые армейские мечи со старыми клинками, перенесёнными из великих самурайских мечей типов Катана и Вакидзаси. Культура ношения мечей также претерпела некоторые изменения, поэтому мечи стали носить либо на кожаной петле, либо просто заткнув за пояс. Наиболее распространенной модификации является модификация с одной или двумя обоймицами (аси) на ножнах, помещённых в проходной кожаный чехол. К примеру, Вакидзаси, приспособленный для использования во время второй мировой войны, в большинстве своём встречался со съёмным проходным чехлом из коричневой кожи, наличие которого предполагает армейское использование, снабжённым одной либо двумя обоймицами. Наличие двух обоймиц более характерно для подразделений морской пехоты. Кожаная петля, предназначенная для крепления меча в ножнах, обматывалась вокруг муфты рукояти (фути), а ремешок проходил через отверстие в гарде (цубе) и пристёгивался к походным ножнам. Другими менее распространёнными модификациями являлись удаление куриката (ушко для шнура, закрепляющего ножны на поясе) и дополнение рукояти меча металической петлёй для темляка (сарутэ).
Позже (30е годы ХХ века) пришло время введения регламентированных образцов армейских мечей и традиционные мечи стали редкостью. Армейский устав по обмундированию не был суров, позволяя офицерам носить оружие по их предпочтению (в том числе фамильные мечи). В отличии от армии, на флоте были более строгие правила. Существовали определённые образцы морского меча (Кю-гунто), декор которого зависел от ранга его обладателя.
На фоне обострения войны с Китаем и усиливающегося давления со стороны Запада, происходило возрождение японских традиций, подъём японского национализма, что выразилось и в повышенном интересе к традиционным японским мечам, самурайским мечам. В результате такого обращения к истокам культуры возродился и катана, правда предстал он в современном обличии - с новой гарнитурой и клинками. Он мог иметь как современную гарду, муфту и набалдашник декорированные в одном стиле, так и старую традиционную гарнитуру. К примеру, в период Сёва нередко встречалась латунная гарнитура с рельефным изображение сакуры или бамбуковых листьев; латунные муфты также поддерживали растительную тематику оформления меча. Катану периода Сёва часто ошибочно принимают за самурайские мечи. Клинки их обычно подписаны и, несмотря на масляную закалку, достаточно хорошего качества.
Но всё же, как бы не был хорош новый модифицированный Катана или Вакидзаси, качеств традиционных самурайских мечей им не перенять. Они стали лишь средством ведения боя и военных действий часто были не регламентированы уставом. Сейчас они расцениваются как «пережиток военных лет» и не представляют особой ценности для японцев, за исключением некоторых экземпляров. Мечи же традиционного образца являлись не только образцом искусства японских мастеров оружия, но и, подобно произведениям искусства, являлись воплощением жизни самураев, а также несли в себе их культуру и традиции.