Развитие различных средств защиты и вооружения предъявляет новые требования к противотанковым и иным средствам. Наиболее актуальными в этом контексте в настоящее время являются вопросы повышения дальности управляемых ракет, а также реализация принципа «запустил-забыл». Внедрение подобных нововведений позволяет заметно повысить эффективность вооружения, а также сократить риски для его операторов или платформы-носителя. С целью решения подобных задач в течение нескольких последних десятилетий в нашей стране разрабатывается универсальный ракетный комплекс «Гермес».
По разным данным, разработка проекта «Гермес» могла стартовать еще в первой половине девяностых годов. Создание нового комплекса велось тульским КБ Приборостроения под руководством А.Г. Шипунова. К концу десятилетия были завершены все основные проектные работы, что позволило приступить к созданию нескольких модификаций системы, одна из которых в дальнейшем прошла испытания. Так, в 2003 году КБП и авиационная промышленность успешно провели испытания авиационной версии комплекса «Гермес» («Гермес-А») на ударном вертолете типа Ка-52. Позже были проведены некоторые дополнительные работы, по результатам которых рассматривается возможность принятия новой системы на вооружение.
В основе проекта «Гермес» лежали несколько идей, призванных повысить эффективность готового . Для сокращения вероятности ответного удара противника следовало довести дальность пуска ракеты до максимально возможных значений. С этой же целью предполагалось реализовать принцип «выстрелил-забыл». В качестве дополнительного средства управления предлагалось применить лазерную систему наведения. Также ракету предлагалось оснастить сравнительно тяжелой осколочно-фугасной боевой частью, способной уничтожать различные цели: технику, наземные сооружения, корабли и т.д. Для повышения эффективности системы в реальном бою следовало обеспечить максимальную скорость полета ракеты, предусмотреть возможность залповой стрельбы, а также обеспечить транспортировку максимально возможного боекомплекта.
Ракета комплекса "Гермес" и ее контейнер. Фото Rbase.new-factoria.ru
Изучение предъявленных требований привело к формированию оригинального облика перспективного многоцелевого ракетного комплекса. Предполагалось, что основным элементом системы «Гермес» станет управляемая ракета с требуемыми характеристиками. При этом рассматривалась возможность создания нескольких модификаций ракеты с максимальной степенью унификации и разными характеристиками. Подобные ракеты, как предполагалось, смогут использоваться в составе всех версий комплекса, вне зависимости от типа базовой платформы.
За счет монтажа аппаратуры комплекса на различные типы техники можно было обеспечить решение боевых задач в различных условиях, а также сократить затраты на создание, производство и эксплуатацию систем нескольких моделей. В рекламных материалах по проекту «Гермес» фигурировали три основные версии комплекса. Система «Гермес-С» должна была базироваться на самоходном автомобильном шасси и решать задачи защиты от наземного или надводного противника. Для работы на море предлагался проект «Гермес-К». В таком случае пусковая установка для ракет должна была монтироваться на катерах или кораблях. Вариант для военно-воздушных сил, предназначенный для эксплуатации на самолетах или вертолетах, получил обозначение «Гермес-А». В некоторых источниках эта система также обозначается как «Клевок» или «Клевок-А».
Согласно опубликованным данным, основным элементом самоходного наземного комплекса «Гермес-С» должна была стать боевая машина на автомобильном шассе. На ней предлагалось монтировать два пакета с 12 транспортно-пусковыми контейнерами ракет на каждом, а также радиолокационную станцию управления ракетами. Также в рекламных материалах фигурировала пусковая установка без средств наведения с иной компоновкой блока ракет. Также в состав сухопутного комплекса могла входить дополнительная машина с РЛС поиска и управления на подъемно-мачтовом устройстве.
Боевая машина комплекса "Гермес-С". Рисунок Rbase.new-factoria.ru
Морской комплекс «Гермес-К» предлагался для оснащения малых кораблей и катеров с целью повышения их огневой мощи. При этом предполагалось изготавливать два варианта пусковых установок. Первый представлял собой тумбовую установку с опорно-поворотным устройством для наведения нескольких ТПК с ракетами. Второй имел более простую конструкцию и фактически являлся набором кронштейнов для крепления контейнеров ракет на башнях корабельных артиллерийских установок.
В силу различных причин ракетные комплексы «Гермес-С» и «Гермес-К» пока существуют только в виде чертежей и изображений в рекламных материалах. Насколько известно, сборка таких систем не велась, а испытания не производились. Авиационная система, в свою очередь, уже прошла несколько этапов испытаний и в обозримом будущем может быть принята на вооружение.
По имеющимся данным, авиационный ракетный комплекс «Гермес-А» состоит из нескольких основных компонентов: оптико-электронной системы, системы управления огнем и вооружения. В состав оптико-электронной системы включены телевизионная и тепловизионная аппаратура, а также лазерный дальномер на стабилизированной платформе, автомат сопровождения цели и другие узлы. В СУО входят вычислительная система управления, пульт управления, блок автоматики, магистраль информационного обмена и т.д. Вооружение комплекса состоит из пусковых установок, подвешиваемых под крылом базового вертолета, и управляемых ракет.
Катер с тумбовой пусковой установкой комплекса "Гермес-К". Рисунок Militaryrussia.ru
В состав комплексов семейства «Гермес» входят управляемые ракеты нескольких типов, имеющие максимально унифицированную конструкцию. Все они построены по бикалиберной схеме с отделяемой первой ступенью в виде высокоэнергетического твердотопливного двигателя. Вторая ступень, в свою очередь, несет аппаратуру управления и боевую часть. Управление полетом осуществляется при помощи набора плоскостей. На хвостовой части стартового двигателя имеется набор Х-образных стабилизаторов, а на второй ступени крепятся стабилизаторы (в хвосте) и рули (в головной части) аналогичной конструкции. Для выброса из ТПК при старте применяется дополнительный метательный заряд.
Согласно некоторым источникам, ракеты семейства «Гермес» могут получать головки самонаведения трех типов: полуактивные лазерные, инфракрасные и активные радиолокационные. Подобные системы обеспечивают правильное наведение на указанную цель, однако отличаются с точки зрения тех или иных характеристик. К примеру, лазерная ГСН требует подсвета цели до момента попадания, тогда как другие реализуют принцип «запустил-забыл». Кроме того, существуют некоторые ограничения на одновременное применение ракет. Так, при применении лазерной подсветки возможен одновременный пуск лишь двух ракет. Инфракрасная и радиолокационная системы, в свою очередь, позволяют одновременно запускать до 12 ракет – почти весь максимальный боекомплект вертолета.
Ракеты комплекса «Гермес», как авиационной, так и других модификаций, предлагается поставлять в транспортно-пусковых контейнерах, унифицированных с комплексом «Вихрь». Общая длина такого ТПК с ракетой составляет 3,5 м, масса – до 110 кг при стартовом весе ракеты 90 кг. Стартовая ступень ракеты имеет диаметр 170 мм, маршевая – 130 мм. Длина второй ступени – 1,5 м, размах крыла – 240 мм. Авиационные ракеты предлагается оснащать осколочно-фугасной боевой частью массой 27,5 кг, из которых порядка 12 кг приходится на взрывчатое вещество.
Вертолет Ка-52 с комплексом "Гермес-А". Фото Rbase.new-factoria.ru
Одной из главных задач проекта авиационного ракетного комплекса «Гермес-А» было увеличение дальности пуска до значений, обеспечивающих безопасное применение оружия без входа в зону поражения ПВО противника. С целью выполнения этого требования и снижения массы ракеты авторы проекта пошли на некоторое сокращение параметров полета ракеты в сравнении с максимально возможными. Первая стартовая ступень при запуске должна разгонять ракету до скорости порядка 1000 м/с, что позволяет атаковать цели на дальностях до 20 км. При этом максимальная дальность пуска и эффективной атаки зависит от типа цели. Так, на расстоянии до 20 км можно эффективно атаковать надводные цели. При работе по наземным целям максимальная дальность составляет 17 км, по воздушным – до 15 км.
Ранее упоминалось, что в составе сухопутного и корабельного комплексов «Гермес-С» и «Гермес-К» могут применяться управляемые ракеты двух типов, главным отличием которых является конструкция первой ступени и, как следствие, дальность полета. Модификация ракеты, унифицированная с авиационной, способна поражать цели на дистанциях не более 20 км. Также упоминалась ракета со стартовой массой на уровне 130 км и более мощным стартовым двигателем, способная развивать скорость до 1300 м/с и лететь на дальность до 100 км.
Широкая общественность узнала о проекте «Гермес» в начале двухтысячных годов. Кроме того, в это время стартовали испытания авиационного варианта ракетного комплекса. Для проведения этих работ, завершившихся в середине 2003 года, специальное оборудование получил вертолет Ка-52. Завершение испытаний позволило промышленности не только представить новые данные, но и включить ударный вертолет с новым вооружением в экспозиции на различных выставках. Первая демонстрация опытного Ка-52 с системой «Гермес-А» состоялась на выставке МАКС в 2007 году. Показанный вертолет был оснащен платформой с оптико-электронной системой под носовым обтекателем, а также пусковыми установками на пилонах.
Архитектура комплекса "Гермес-А". Рисунок Militaryrussia.ru
В конце прошлого десятилетия сообщалось, что комплекс «Гермес-А» прошел большую часть испытаний и готов к запуску серийного производства. На авиасалоне МАКС-2009 представитель тульского КБ Приборостроения заявил, что в 2010 году авиационный вариант ракетного комплекса должен пройти летные испытания, что позволит принять его на вооружение. Серийное производство по заказу российского военного ведомства могло начаться в 2011 или 2012 году.
По неназванным причинам подобные планы не были реализованы. Тем не менее, работы не были остановлены и продолжились, результатом чего должно стать принятие нового комплекса на вооружение, пусть даже и через несколько лет после изначально названной даты. Так, осенью 2014 года представители КБП говорили о продолжении совместных работ с фирмами «Камов» и «Миль», результатом которых должно стать оснащение отечественных вертолетов новейшим вооружением с высокими характеристиками. Кроме того, в то время упоминались работы по созданию противотанковых ракет большой дальности для вооружения сухопутных войск и проектирование аналогичной системы для флота.
Последний раз вопрос сроков поднимался примерно год назад. В феврале 2015-го сообщалось, что КБП и «Вертолеты России» продолжают работы по интеграции системы «Гермес-А» в комплекс вооружения боевых вертолетов. Кроме того, к тому времени завершились проектирование и наземная отработка введения новых ракет в комплекс вооружения штурмовика Су-25. При успешном завершении всех текущих работ серийное производство нового оружия может начаться в 2018 году. Тогда же новые ракеты должны поступить в войска.
Пусковая установка ракет "Гермес" под крылом вертолета Ка-52. Фото Otvaga2004.ru
К настоящему времени определена дальнейшая судьба только авиационного ракетного комплекса. В течение нескольких ближайших лет промышленность должна завершить все необходимые работы, что позволит начать перевооружение ударной авиации, расширив ее боевые возможности. Перспективы самоходного комплекса «Гермес-С» и морского «Гермес-К» пока, вероятно, не определены. Эти системы могут представлять большой интерес для вооруженных сил, но проекты пока не доведены хотя бы до стадии полноценных испытаний.
Как уже упоминалось, главными целями создания перспективного авиационного ракетного комплекса «Гермес-А» были увеличение дальности пуска и обеспечения самостоятельной работы автоматики ракеты без участия оператора или бортового оборудования вертолета. Судя по имеющимся данным, обе задачи были успешно решены. Тем не менее, комплекс «Гермес-А» до сих пор не добрался до войск. В настоящее время промышленность занимается доработкой этой системы и готовит ее к принятию на вооружение. Кроме того, выполняются работы по расширению списка потенциальных носителей новых ракет.
На стадии ранних испытаний носителем комплекса «Гермес-А» был вертолет Ка-52, который в дальнейшем демонстрировался на выставках. Открытые сообщения последних лет позволяют предположить, что в будущем этот комплекс будет устанавливаться и на вертолетах марки «Ми». Кроме того, упоминалась интеграция новых ракет в комплекс вооружения самолета Су-25.
Продолжающиеся в настоящее время работы позволят вооружить ударную авиацию ВВС России современным управляемым ракетным оружием с высокими характеристиками и хорошим потенциалом. Прежде всего, вырастут возможности самолетов и вертолетов по нанесению ударов без необходимости входа в зону действия противовоздушной обороны противника, а также отпадет необходимость в длительном сопровождении ракеты и управлении ею до попадания в цель. К большому сожалению, к настоящему времени наметилось некоторое отставание отечественных разработок в этой области от зарубежных аналогов. Тем не менее, комплекс «Гермес-А» в обозримом будущем позволит ликвидировать этот разрыв и повысить ударный потенциал отечественной авиации.
По материалам сайтов:
http://kbptula.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://btvt.narod.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-49.html
Боевые вертолеты Ка-52, находящиеся на борту идущего к берегам Сирии российского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», применят новейшие дальнобойные противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Гермес». Изделия способны поражать цели на расстоянии до 30 км, в то время как у самых эффективных вертолетных ПТУР - «Атака», «Вихрь» и Hellfire - это показатель не превышает 10 км. По мнению экспертов, применение «Гермесов» в Сирии не только позволит испытать в бою уникальный ракетный комплекс, но и продемонстрирует новинку потенциальным покупателям, в первую очередь Египту.
Разработку и испытания новейшей ПТУР тульское Конструкторское бюро приборостроения ведет с середины 1990-х годов. Несмотря на то что «Гермес» официально называется противотанковой ракетой, это универсальное изделие, способное поражать широкую номенклатуру целей, в том числе постройки, полевые укрепления и живую силу противника.
В настоящее время подготовлена небольшая партия ракет, которые должны пройти испытания на вертолетах Ка-52, - рассказал «Известиям» информированный источник в российском оборонно-промышленном комплексе. - Испытания в боевой обстановке помогут в доводке ракетного комплекса, который должен стать штатным вооружением российских боевых вертолетов «Аллигатор». Ранее испытания «Гермесов» планировалось провести на вертолетах Ка-52, уже находящихся на авиабазе Хмеймим. Но возникли определенные трудности с доводкой ракет. Поэтому сейчас решено испытать «Гермесы» в более сложных условиях корабельного базирования.
Как рассказал «Известиям» главный редактор интернет-проекта Militaryrussia Дмитрий Корнев, новейшая ракета «Гермес» оснащена комбинированной системой наведения, способной обнаруживать цели противника даже в самых сложных метеоусловиях.
На «Гермесе» стоит комбинированная головка самонаведения (ГСН) с инфракрасным датчиком и лазерным каналом наведения, - рассказывает Корнев. - Цель ракете могут «подсветить» с земли. То есть авианаводчик, вертолет или самолет наведет на цель лазерный луч, а ГСН «Гермеса» «увидит» лазерное пятно и возьмет цель. Но если у лазера подсветки нет, то в действие вступают инфракрасные датчики, которые обнаружат вражеские цели по выделяемому теплу. В дальнейшем на ракетах «Гермес» могут появиться миниатюрные радиолокационные станции, которые в сочетании с инфракрасным наведением обеспечат уникальную точность новейших изделий.
По словам эксперта, скорость российской управляемой ракеты вплотную приближается к гиперзвуковой.
Двухступенчатая конструкция «Гермеса» во многом унифицирована с конструкцией зенитной ракетой комплекса «Панцирь-С», - говорит Корнев. - Стартовая ступень разгоняет ракету и выводит в район цели, после чего отделяется от изделия. Затем в дело вступает боевой блок, который уже ищет цель, а затем уничтожает. Минус такой компоновки - большой вес ракеты. По имеющимся данным, изделие весит более 90 кг, в то время как ПТУР «Вихрь» - в два раза легче.
В настоящее время только один противотанковый ракетный комплекс - израильский Spike-NLOS - способен поражать цели на дальности в несколько десятков километров. Разработанный в конце 1980-х - начале 1990-х годов Spike долгое время являлся самым засекреченным оружием в арсенале Армии обороны Израиля. О степени закрытости говорит тот факт, что пусковые установки дальнобойных ракет маскировались под танки «Меркава», а для достоверности на них даже монтировались фальшивые пушки. Сейчас израильские ПТУРы устанавливаются не только на наземные пусковые установки, но и на вертолеты, и даже на катера и малые корабли.
Spike-NLOS создавался в 1980-е годы для борьбы с массированными танковыми атаками египетской армии, - рассказывает «Известиям» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. - «Гермес» и Spike предназначены для решения одинаковых тактических задач. С учетом решения Египта закупить корабельные вертолеты Ка-52К, вполне очевидно и желание Каира получить достойный аналог израильского дальнобойного противотанкового комплекса. Поэтому предстоящее боевое применение «Гермеса» станет не только испытанием для российской ракеты, но и демонстрацией возможностей потенциальным покупателям.
МНОГОЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКС УПРАВЛЯЕМОГО ВООРУЖЕНИЯ «ГЕРМЕС-А»
MULTIPURPOSE COMPLEX OF GUIDED WEAPONS «HERMES»
17.11.2014
Российские ударные вертолеты получат дальнобойные ПТУР. Об этом корреспонденту газеты «Военно-промышленный курьер» рассказал управляющий директор ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» (КБП) Дмитрий Коноплев. «Работы в этом направлении сейчас активно ведутся совместно с КБ Миля и Камова. Российские вертолеты получат самое современное ракетное вооружение», — подчеркнул Дмитрий Коноплев.
Кроме того, по словам Коноплева, в настоящее время ведутся работы по разработке дальнобойных противотанковых управляемых ракет (ПТУР) в интересах Сухопутных войск и Военно-морского флота. Ранее КБП вело работы по ПТУР с большой дальностью применения в рамках проекта «Гермес».
По сообщению украинских СМИ стартовые ступени этих противотанковых ракет якобы были обнаружены на территории Новороссии. В то же время заявление о применении ПТУР «Гермес» на территории Новороссии вызвало удивление у руководства КБП.
Военно-промышленный курьер
22.02.2015
Серийные поставки авиационных противотанковых управляемых ракет (ПТУР) «Гермес-А» могут начаться в 2018 году, сообщил в воскресенье ТАСС заместитель управляющего директора — главный конструктор по межвидовым ракетным комплексам тульского КБП Владимир Образумов.
«В настоящее время активно решается вопрос о порядке адаптации ракеты «Гермес-А» с холдингом «Вертолеты России». Завершена наземная отработка и выполнен цикл проектных работ с ОКБ «Сухой» по внедрению ракеты на модернизированный штурмовик Су-25″, — сказал Образумов на оружейной выставке IDEX-2015.
По его словам, испытания «Гермес-А» непосредственно на летательных аппаратах планируется проводить в 2015-2018 годах. «Серийные поставки могут осуществляться с 2018 года», — заключил собеседник агентства.
ТАСС
06.09.2016
Дальность полета ракет, устанавливаемых на современные российские военные вертолеты, в перспективе будет увеличена в два раза – с 10 до 20 километров, сообщил РИА Новости в понедельник в преддверии форума «Армия-2016″ официальный представитель холдинга «Высокоточные комплексы».
«В настоящее время мы имеем изделие с литерой «О1″ с дальностью полета до 10 километров. При этом у предприятия имеется управляемая ракета с дальностью до 20 километров. Считаем, что вертолетное вооружение развивается с перспективой до 20 километров и могуществом боевой части, превышающей могущество существующего вооружения в два-два с половиной раза», - сказал собеседник агентства.
Он напомнил, что одним из самых современных ракетных комплексов, устанавливаемых сегодня на российских вертолетах, является система «Вихрь-М», разработанная тульским Конструкторским бюро приборостроения (входит в «Высокоточные комплексы»).
«Управляемое вооружение «Вихрь-М» входит в состав вертолета Ка-52. На вертолете установлены 12 сверхзвуковых управляемых ракет «Вихрь-1″, предназначенных для борьбы с танками. Дальность стрельбы - от 500 до 8 тысяч метров», - добавил он.
РИА Новости
Боевые вертолеты Ка-52, находящиеся на борту идущего к берегам Сирии российского тяжелого авианесущего крейсера « «, применят новейшие дальнобойные противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Гермес».
Изделия способны поражать цели на расстоянии до 30 км, в то время как у самых эффективных вертолетных ПТУР - «Атака», « » и - это показатель не превышает 10 км. По мнению экспертов, применение «Гермесов» в Сирии не только позволит испытать в бою уникальный ракетный комплекс, но и продемонстрирует новинку потенциальным покупателям, в первую очередь Египту.
Разработку и испытания новейшей ПТУР тульское Конструкторское бюро приборостроения ведет с середины 1990-х годов. Несмотря на то что «Гермес» официально называется противотанковой ракетой, это универсальное изделие, способное поражать широкую номенклатуру целей, в том числе постройки, полевые укрепления и живую силу противника.
»]- В настоящее время подготовлена небольшая партия ракет, которые должны пройти испытания на вертолетах Ка-52, - рассказал «Известиям» информированный источник в российском оборонно-промышленном комплексе. - Испытания в боевой обстановке помогут в доводке ракетного комплекса, который должен стать штатным вооружением российских боевых вертолетов «Аллигатор». Ранее испытания «Гермесов» планировалось провести на вертолетах Ка-52, уже находящихся на авиабазе Хмеймим. Но возникли определенные трудности с доводкой ракет. Поэтому сейчас решено испытать «Гермесы» в более сложных условиях корабельного базирования.
Как рассказал «Известиям» главный редактор интернет-проекта Militaryrussia Дмитрий Корнев, новейшая ракета «Гермес» оснащена комбинированной системой наведения, способной обнаруживать цели противника даже в самых сложных метеоусловиях.
- На «Гермесе» стоит комбинированная головка самонаведения (ГСН) с инфракрасным датчиком и лазерным каналом наведения, - рассказывает Корнев. - Цель ракете могут «подсветить» с земли. То есть авианаводчик, вертолет или самолет наведет на цель лазерный луч, а ГСН «Гермеса» «увидит» лазерное пятно и возьмет цель. Но если у лазера подсветки нет, то в действие вступают инфракрасные датчики, которые обнаружат вражеские цели по выделяемому теплу. В дальнейшем на ракетах «Гермес» могут появиться миниатюрные радиолокационные станции, которые в сочетании с инфракрасным наведением обеспечат уникальную точность новейших изделий.
По словам эксперта, скорость российской управляемой ракеты вплотную приближается к гиперзвуковой.
- Двухступенчатая конструкция «Гермеса» во многом унифицирована с конструкцией зенитной ракетой комплекса «Панцирь-С», - говорит Корнев. - Стартовая ступень разгоняет ракету и выводит в район цели, после чего отделяется от изделия. Затем в дело вступает боевой блок, который уже ищет цель, а затем уничтожает. Минус такой компоновки - большой вес ракеты. По имеющимся данным, изделие весит более 90 кг, в то время как ПТУР «Вихрь» - в два раза легче.
Противотанковый ракетный комплекс многоцелевого назначения / многоцелевой комплекс управляемого вооружения. Анализ публикаций в прессе по состоянию на 1996 г. позволил сделать вывод о том, что разработка "перспективного авиационного ПТРК" в КБ Приборостроения (далее - КБП, г.Тула) под руководством А.Г.Шипунова уже велась в то время. Испытания авиационного варианта ПТРК "Гермес-А" в составе вооружения вертолета Ка-52 завершены летом 2003 г. ПТРК "Гермес-А" подготовлен к серийному производству. 23 августа 2009 г. руководитель делегации КБП на авиасалоне МАКС-2009 Юрий Савенков заявил, что в 2010 г. вертолетный вариант комплекса пройдет летные испытания и будет принят на вооружение. Серийное производство для нужд МО России для вооружения вертолетов Ка-52 и Ми-28Н планировалось развернуть в 2011-2012 г.г. Так же заявлено, что в будущем ракеты комплексов "Гермес" могут применяться с ЗРК "Панцирь С1".
Система управления и наведение
- система управления ракеты комбинированная - инерциальная или радиокомандная (при стрельбе на дальность до 100 км) на маршевом этапе и ГСН на конечном этапе траектории. Релизован принцип "выстрелил и забыл". Одновременно возможно поражение двух целей при применении ракет с лазерными полуактивными ГСН или до 12 ракет в залпе при использовании других типов ГСН. При радиокомандном наведении на маршевом этапе в состав комплекса включаются РЛС и станция передачи компанд.
Вариант ГСН | Вариант ПТРК |
Пассивная тепловизионная | "Гермес", "Гермес-А" |
Комбинированная лазерная полуактивная ГСН + ИК ГСН | "Гермес", "Гермес-А", "Гермес-К" |
Активная радиолокационная ГСН | "Гермес" |
Система управления ПТУР "Гермес-С" и "Гермес-А" / "Клевок-А" обеспечивает поражение наземных бронированных целей сверху в центральную часть. Этим так же обеспечивается преодоление средств ПВО и ПРО. Возможно применение внешних средств целеуказания с лазерным целеуказателем - мобильный выносной комплекс средств автоматизированного управления огнем "Малахит", БПЛА и т.п.
Площадь ЭПР цели - от 0.01 кв.м
В состав оборудования комплекса входят:
- стабилизированная дневно-ночная оптико-электронная система с телевизионным и тепловизионными каналами (стандарт информационного обмена MIL STD 1553);
- сопряженная с ней вычислительная система с двухканальным лазерным целеуказателем и автоматом сопровождения цели;
- дополнительное оборудование - многофункциональный цветной жидкокристаллический дисплей и пульт управления, средства отображения и документирования.
ТТХ ракет комплекса
:
"Гермес-А" / "Клевок-А" | "Гермес" | "Гермес-К" (20 км) | "Гермес-К" (100 км) | |
Длина контейнера с ракетой | 3500 мм | 3500 мм | 3500 мм | 3500 мм |
Длина маршевой ступени | 1500 мм | 1500 мм | 1500 мм | 1500 мм |
Размах крыла | 240 мм | 240 мм | 240 мм | 240 мм |
Диаметр стартовой ступени | 170 мм | 210 мм | 170 мм | 210 мм |
Диаметр маршевой ступени | 130 мм | 130 мм | 130 мм | 130 мм |
Масса ракеты в контейнере | 107 / 110 кг | 130 кг | 107 / 110 кг | 130 кг |
Масса ракеты стартовая | 90 кг | 90 кг | ||
Масса БЧ |
- до 40 кг (данные 1996 г.) - 27,5 кг (ОФ) |
- 28 кг | - 28-30 кг | - 28-30 кг |
Масса ВВ | - 12,5 кг (ОФ) | |||
Дальность действия |
- 10-12 км (данные 1996 г.) - 17 км (по наземным целям) - 15 км (по воздушным целям) - 20 км (по морским целям) |
- до 100 км | - до 20 км | - до 100 км |
Скорость ракеты максимальная |
- до 800 м/с (данные 1996 г.) - 1000 м/с |
- 1300 м/с | - 1000 м/с | - 1300 м/с |
Средняя скорость полета на дальность 40 км | - 500 м/с | - 500 м/с | ||
Бронепробиваемость за динамической защитой условная | 1000 мм | 1000 мм | 1000 мм | 1000 мм |
Носители / платформы
:
ПТРК "Гермес-А" / "Клевок-А"
- вертолет Ка-52А - 4 ПУ по 2 ПТУР - итого 8 шт (теоретически - до 16 шт);
ПТРК "Гермес" / "Гермес-С" - колесная боевая машина на шасси КамАЗ, 24 ТПК в двух пакетах по 12 шт. БМ оборудована РЛС системы наведения ПТРК, лазерным целеуказателем. В состав комплекса входит так же машина управления огнем с подъемно-мачтовым устройством для многоканальных, многоспектральных оптико-электронных и радиолокационных средств разведки. Машина предназначена для ведения разведки, обнаружения и распознавания целей, целераспределения и целеуказания. Воможно, существует в проекте так же боевая машина - пусковая установка без средств целеуказания.
Боевая машина - пусковая установка со средствами системы наведения (http://rbase.new-factoria.ru).
Боевая машина - пусковая установка без средств системы наведения (http://www.kbptula.ru).
Машина управления огнем с подъемно-мачтовым устройством (http://www.kbptula.ru).
Статус
: Россия
- 1996-1997 г.г. - НИОКР, возможно испытания.
2003 г. лето - завершены испытания комплекса "Гермес-А" с вертолетом-носителем Ка-52. ПТРК готов к серийному производству.
2009 г. - комплекс "Клевок-А" представлен на выставках вооружений КБ приборостроения (г.Тула).
Экспорт : комплекс предлагается для поставок на экспорт.