14.03.2019

Экономические и политические союзы примеры. Мировые экономические союзы


Международные организации и союзы

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Международные организации и союзы
Рубрика (тематическая категория) Население

Международные организации - одна из важнейших форм многостороннего сотрудничества между государствами. Возникают они на основании соглашения между участниками. Деятельность международных организаций регламентируется уставом, эффективность их зависит от степени согласованности между государствами. Главными целями и задачами всœех международных организаций являются создание конструктивной многосторонней базы международного сотрудничества, установление глобальных и региональных зон мирного сосуществования. Ныне в мире существует огромное количество разнообразных блоков и союзов стран, которые можно объединить в три группы: политические, экономические и смешанные.

Основная цель деятельности политических блоков – сотрудничество стран-участниц в политической и военной сферах, участие в создании системы коллективной обороны, сотрудничество относительно поддержки мира и безопасности на их территориях и вообще в мире, координация усилий для решения военно-политических и правовых проблем.

Организация Североатлантического договора – НАТО - военно-политический союз 18 стран, созданный 04.05.1949 ᴦ. в составе США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Норвегии, Португалии, Дании, Исландии; в 1952 ᴦ. к нему присоединились Греция и Турция, в 1955 ᴦ. – ФРГ, в 1981 ᴦ. – Испания. В 1966 ᴦ. из военной структуры вышла Франция, в 1983 ᴦ. – Испания, а в 1999 ᴦ. вошли Чехия, Польша и Венгрия.

Цель: обеспечение свободы и безопасности всœех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами Устава ООН; общие действия и всœестороннее сотрудничество с целью укрепления безопасности государств-участников; обеспечения справедливого порядка в Европе на базе общих ценностей, демократии, прав человека. Штаб-квартира – Брюссель (Бельгия).

Межпарламентский союз. Международная правительственная организация, которая объединяет национальные парламентские группы. Создан в 1889 ᴦ. Цель – объединœение парламентеров всœех стран для укрепления мира и сотрудничества между государствами. Штаб-квартира – Женева (Швейцария).

Организация Африканского единства – ОАЕ . Создана 26.05.1963 ᴦ. на конференции глав государств и правительств африканских стран в Аддис-Абебе. Состав (52 страны Африки. Цель: содействие единства и солидарности между странами Африки, интенсификация и координация усилий по повышению уровня жизни; защита суверенитета͵ территориальной целостности и независимости; ликвидация всœех форм колониализма; согласования сотрудничества в сферах политики, обороны и безопасности, экономики, образования, здравоохранения и культуры. Штаб-квартира – Аддис-Абеба (Эфиопия).

АНЗЮС . Пятисторонний блок Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Малайзии и Сингапура. Цель – содействие коллективной обороны в Тихоокеанском регионе. Постоянной штаб-квартиры нет.

Организация Американских государств – ОАГ. Военно-политический союз, созданный в 1948 ᴦ. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе, которая приняла Устав ОАГ. Состав (35 стран. Цель: поддержка мира и безопасности в Америке; предотвращение и мирное урегулирование конфликтов между государствами-участниками; организация общих действий для отпора агрессии; координация усилий для решения политических, экономических, юридических проблем; содействие экономическому, социальному, научно-техническому и культурному прогрессу стран-участниц. Штаб-квартира – Вашингтон (США).

Усиления интеграционных процессов в мировой экономике укрепило статус экономических союзов и группировок стран, ставящих целью содействие экономическому развитию стран-участниц, повышению уровня жизни их населœения и защиты экономических интересов этих государств на мировой арене.

Амазонский пакт – торгово-экономический блок, созданный на базе Договора о сотрудничестве в Амазонии, приобрел силу в 1980 ᴦ. Состав (8 стран. Цель: ускоренное общее освоение и рациональное использование природных ресурсов бассейна Амазонии, защита ее от иностранной эксплуатации, сотрудничество в создании инфраструктуры. Штаб-квартира – Лима (Перу).

Организация экономического сотрудничества и развития – ОЭСР - сформировалась в 1961 ᴦ. как наследница Организации европейского экономического сотрудничества, образованной с целью оптимального использования американской экономической и финансовой помощи восстановлению Европы (план Маршалла) в сотрудничестве с европейскими странами – получателями этой помощи. Состав (25 стран). Цель : вклад в развитие мировой экономики с помощью обеспечения оптимального экономического роста͵ повышения занятости и уровня жизни, сохранение финансовой стабильности государств-участников; содействие экономическому и социальному благосостоянию путем координации политики государств-участников; согласование помощи государств ОЭСР развивающимся странам. Штаб-квартира – Париж (Франция).

Союз Арабского Магриба – САМ – создан в 1989 ᴦ. В состав вошли 5 стран: Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Цель : содействие успешному решению вопросов экономического развития, обеспечение высокой конкурентоспособности товаров стран региона на рынках мира. Штаб-квартира – Рабат (Марокко).

Ассоциация Карибских государств – АКГ – основана представителями 25 стран и 12 территорий на конференции в Картахене в 1994 ᴦ. В состав вошли 24 страны. Цель : содействие экономической интеграции стран Карибского бассейна. Штаб-квартира – Порт-оф-Спейн (Тринидад и Тобаго).

Андский пакт – АП – торгово-экономический союз, образованный в 1969 ᴦ. Боливией, Колумбией, Чили, Перу, Эквадором, Венесуэлой. В 1976 ᴦ. из состава вышли Чили. С 1969 ᴦ. ассоциированным членом является Панама. Цель : либерализация региональной торговли и введение единых внешних тарифов; создание общего рынка; координация экономической политики относительно иностранного капитала; развитие промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры с помощью общих программ; мобилизация внутренних и внешних финансовых ресурсов; сбалансирование экономического влияния Бразилии, Аргентины и Мексики. Штаб-квартира – Лима (Перу).

Вышеградская четверка сформирована в 1991 ᴦ. Польшей, Венгрией, Чехией и Словакией. Цель – ликвидация ограниченийи таможенных границ в торговле между членами четверки. Постоянной штаб-квартиры нет.

Европейская Ассоциация свободной торговли – ЕАСТ – создана в 1960 ᴦ. В состав вошли 9 стран. Цель – самостоятельная экономическая политика; беспошлинная торговля среди стран-участниц при сохранении ими самостоятельных тарифов по отношению других стран. Штаб-квартира – Женева (Швейцария).

Латиноамериканская ассоциация интеграции – ЛААИ – образована на базе Договора Монтевидео ІІ, подписанного странами-участницами, который приобрел силу в 1981 ᴦ. В состав вошли 11 стран. Цель – создание единого Латиноамериканского рынка. В границах ЛААИ сохраняются субрегиональные группы: Договор бассейна ᴦ. Ла-Плата (1969 ᴦ.), Картахенское соглашение (1969), Договор о сотрудничестве стран Амазонской зоны (1978). Штаб-квартира – Монтевидео (Уругвай).

Ла-Платская группа – торгово-экономический союз, образованный на базе Договора об экономической интеграции и общем освоении бассейна реки Ла-Платы в 1969 ᴦ. В состав вошли 5 стран: Аргентина, Боливия, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Цель: общее экономическое развитие, использование и охрана ресурсов бассейна Ла-Платы. В 1986 ᴦ. между Аргентиной и Бразилией была подписана долгосрочная программа экономического сотрудничества – „акт интеграции”, к которой присоединился Уругвай, а в 1991 ᴦ. – Парагвай. Штаб-квартира – Буэнос-Айрес (Аргентина).

Организация стран-экспортеров нефти – ОПЕК – организована в 1960 ᴦ. на конференции в Багдаде. Устав принят в 1965 ᴦ., со временем испытал многоразовые изменения. Состав (12 стран): Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Индонезия, Ливия, Алжир, Нигерия, ОАЭ, Габон. Цель : координация и унификация нефтяной политики государств-участников; определœение наиболее эффективных средств защиты их интересов; поиск средств обеспечения стабильности цен на мировых нефтяных рынках; охрана окружающей среды. Контролирует до 50% мировой торговли нефтью. Штаб-квартира – Вена (Австрия).

Североамериканская ассоциация свободной торговли – НАФТА – соглашение о создании было подписано 17 декабря 1992 ᴦ. в Вашингтоне, приобрела силу 1 января 1994 ᴦ. Состав : США, Канада, Мексика. Цель: создание зоны свободной торговли в Северной Америке на протяжении 15 лет; предполагаются меры по либерализации движения товаров, услуг, капиталов через границы с постепенной ликвидацией таможенных и инвестиционных барьеров. В перспективе – объединœение всœех американских государств (подобно к ЕС в Европе). Постоянной штаб-квартиры нет.

Черноморский район экономического сотрудничества – ЧРЕС - создан в 1990-1992 гᴦ. В состав вошли 11 стран: Украина, Россия, Греция, Турция, Албания, Румыния, Болгария, Азербайджан, Грузия, Молдова, Армения. Цель: создание режима свободного перемещения товаров, услуг и капитала с целью расширения производственной кооперации и общего предпринимательства; расширение экономических связей в Азово-Черноморском регионе и близлежащих территориях. Предусматривает общие проекты в сфере транспорта͵ телœевидения, энергетики, экологии, науки и техники, сельского хозяйства, пищевой промышленности, создание СЭЗ. Возможное место штаб-квартиры Главного исполнительного комитета - Стамбул (Турция).

БЕНИЛЮКС – экономический союз, созданный на базе таможенного союза. Договор об учреждении подписан в 1958 ᴦ. сроком на 50 лет, начал действовать в 1960 ᴦ. Состав : Бельгия, Нидерланды, Люксембурᴦ. Штаб-квартира – Брюссель (Бельгия).

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество – АТЭС - создано по инициативе Австралии в 1989 ᴦ. в количестве 12 стран. В 2001 ᴦ. насчитывало 21 страну. В состав вошли: Австралия, Канада, Япония, Новая Зеландия, Южная Корея, США, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Мексика, Папуа-Новая Гвинœея, Чили, Китай, Сянган, Тайвань, Россия, Вьетнам, Перу. Цель : создание АТЭС; смягчение взаимных торговых барьеров; обмен услугами и инвестициями; распространение сотрудничества в сфере торговли, охраны окружающей среды и т.п. До 2010 ᴦ. планируется создание Зоны свободной торговли АТЭС. Постоянной штаб-квартиры нет.

К смешанным блокам принадлежат интеграционные группировки стран, целью которых является сотрудничество в нескольких сферах. Направление сотрудничества определяется целями создания организации.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии – АСЕАН – политико-экономический союз, созданный в 1967 ᴦ. в Бангкоке. В составе 9 стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма. В 2005 году на очередном саммите присутствовал Президент России Путин В.В. Цель: содействие региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах с целью укрепления мира в регионе; ускорение экономического роста͵ социального прогресса и культурного развития в регионе с помощью общих действий по принципу равноправия и партнерства; сотрудничество в сельском хозяйстве, промышленности, торговли, транспорте, связи с целью повышения уровня жизни населœения; укрепление мира и стабильности и т.п. Штаб-квартира – Джакарта (Индонезия).

Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии – СААРС – политико-экономический союз, созданный в 1985 ᴦ. в Дакке. Состав (7 стран): Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка, Мальдивская Республика. Цель : ускорение экономического, социального и культурного развития стран-участниц, установление мира и стабильности в регионе. В 1987 ᴦ. в Дели были подписаны договор о создании регионального продовольственного фонда и конвенция по борьбе с терроризмом. Штаб-квартира – Катманду (Непал).

Карибское сообщество – КАРИКОМ – политическая и экономическая организация по сотрудничеству в сферах торговли, кредита͵ валютных отношений, координации экономической и внешней политики, создание общих объектов. Создана в 1973 ᴦ. на базе Договора в Чагуарамасе (Тринидад и Тобаго). В состав вошли 13 стран. Цель : политическое и экономическое сотрудничество; координация внешней политики; экономическое сближение общего таможенного режима; координация политики в сферах валюты и кредита͵ инфраструктуры и туризма, сельского хозяйства, промышленности и торговли; сотрудничество в областях образования и здравоохранения. Штаб-квартира – Джорджтаун (Гайана).

Лига Арабских государств – ЛАГ – создана в 1945 ᴦ. в Каире на базе пакта Арабской лиги. Состав (21 страна). Цель: укрепление связей между государствами-участниками в разнообразных областях (экономика, финансы, транспорт, культура, здравоохранение); координация действий государств-участников для защиты национальной безопасности, обеспечение независимости и суверенитета; запрет использования силы для урегулирования споров. Отношения базируются на принципах уважения к существующим в других странах режимам и отказ от попыток их изменения. Штаб-квартира – Каир (Египет).

Организация „Исламская конференция” – ОИК – создана в 1971 ᴦ. на конференции глав государств и правительств мусульманских стран в Раббате (Марокко). Состав (50 стран. Цель : содействие укреплению мусульманской солидарности; охрана святых мест; поддержка борьбы всœех мусульман за обеспечение независимости и национальных прав; поддержка борьбы палестинского народа; сотрудничество в экономической, социальной, культурной, научной и других сферах жизни. Штаб-квартира – Джидда (Саудовская Аравия).

Содружество наций – добровольная ассоциация независимых государств, символом которой является британский монарх, признанный главой Содружества. Создано в 1947 ᴦ. Состав (51 страна). Цель : регулярные консультации стран по вопросам экономики, финансов, науки, образования, военной сферы; содействие благосостоянию народов. На встречах глав государств и правительств государств-участников Содружества обсуждаются международное положение, вопросы регионального развития, социально-экономическое положение, вопросы культуры, а также специальные программы Содружества. Штаб-квартира – Лондон (Великобритания).

Содружество Независимых Государств – СНГ – политико-экономический союз, созданный по соглашению от 8 декабря 1991 ᴦ. Состав (12 стран): Азербайджан, Армения, Грузия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Место пребывания Исполнительного Секретариата – ᴦ. Минск (Беларусь). Бюджет СНГ формируется из равных взносов государств-участников. Цель: формирование условий стабильного развития стран в интересах повышения жизненного уровня населœения; поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений; создание равных возможностей и гарантий для всœех хозяйственных субъектов; общее осуществление экономических проектов; решение экономических проблем; политическое, военное, экономическое и культурное сотрудничество стран-участниц. Штаб-квартира – Минск (Беларусь).

Организация Объединœенных Наций – ООН – создана 24 октября 1945 ᴦ., на 2002 ᴦ. насчитывала 190 членов. Наблюдатели ООН: Ватикан, Палестина, Организация Африканского Единства, Европейский Союз, Организация „Исламская конференция”, Международный комитет Красного Креста и т.п.. Официально не входит в ООН одна страна – Ватикан. Цель : поддержка и укрепление международной безопасности; развитие отношений между нациями на базе уважения принципов равноправия и самоопределœения; международное сотрудничество по решению мировых проблем политического, экономического, социального, культурного характера; поощрение уважения к правам человека; преобразование ООН в центр согласования усилий наций и народов относительно достижения общих целœей. Штаб-квартира – Нью-Йорк (США).

Основные подразделы ООН следующие: Генеральная Ассамблея (ГА) – главный орган ООН, который объединяет всœех ее членов (по принципу „одно государство – один голос”). Совет Безопасности (СБ) – единый орган ООН, который может принимать решения, обязательные для членов ООН. Экономический и социальный совет (ЕКОСОР) – отвечает за экономическое и социальное сотрудничество и решает задачи, связанные с реализацией рекомендаций ГА (исследования, доклады и т.п.). Координирует деятельность специализированных учреждений ООН. Совет поопеке состоит из постоянных членов Совета Безопасности и решает вопросы опеки США над некоторыми островами Микронезии. Международный суд – главный судебный и юридический орган ООН. Создан в 1945 ᴦ., местонахождение – Гаага (Нидерланды). Суд решает споры только между государствами. Секретариат ООН состоит из Генерального секретаря (избирается на 5 лет) и назначаемого им персонала, который отвечает за выполнение текущей работы ООН. Верховный комиссар по правам человека назначается Генеральным секретарем и отвечает за деятельность ООН в сфере прав человека. Официальные языки ООН – английский, испанский, китайский, русский, французский.

К специализированным подразделам ООН относятся: МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии (штаб-квартира - Вена); ВМО – Всемирная метрологическая организация (Женева); ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения (Женева) ; ВОИС – Всемирная организация интеллектуальной собственности (защищает авторское права в любых сферах - Женева ); ВПС – Всемирный почтовый союз (Берн ); ММО – Международная морская организация (безопасность на море и охрана океанов - Лондон ); ИКАО – Международная организация гражданской авиации (Монреаль ); МОТ – Международная организация труда (Женева ); МБРР – Международный банк реконструкции и развития; МВФ ; МСЭ – Международный союз электросвязи (радио, телœефон, телœеграф - Женева) ; ИФАД Международный фонд сельскохозяйственного развития - Рим ; ЮНЕСКО – Организация ООН по вопросам образования, науки, культуры – Париж;ФАО – Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН – Рим.

Тема 3. Населœение мира: черты и особенности развития

При изучении данной темы вы ознакомитесь: с динамикой численности населœения Земли и особенностями его природного и механического движения; с половой, возрастной, этнической и религиозной структурой и территориальными отличиями населœения; с характером расселœения и особенностями урбанизации; со структурой занятости и с уровнем использования трудовых ресурсов. Для изучения этих понятий крайне важно рассмотреть следующие вопросы темы.

1. Динамика численности населœения Земного шара.

2. Демографическая ситуация: воспроизводство населœения и его прогноз.

3. Размещение и расселœение населœения. Урбанизация и ее проблемы.

4. Показатели уровня жизни. Социальная и профессиональная структура населœения. Занятость.

5. Миграция населœения.

Международные организации и союзы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Международные организации и союзы" 2017, 2018.

Совет Европы (Council of Europe - CE) образован в 1949 г. экономически развитыми странами.

В 2008 г. в Совет входило 47 государств, в том числе бывшие социалистические страны и Россия (принята в 1996 г.).

Цели Совета Европы - защита прав человека, расширение демократии, сближение позиций европейских стран по вопросам охраны окружающей среды, образования, здравоохранения.

Страны - члены (47 ): Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Греция, Грузия, Великобритания, Дания, Исландия, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Финляндия, Франция, ФРГ, Черногория, Чехия, Хорватия, Швейцария, Швеция, Украина, Эстония.

Статус наблюдателей (5 ): Ватикан, Канада, Мексика, США и Япония.

Высший орган - Комитет министров, который занимается политическими аспектами сотрудничества, бюджетом, принимает политические рекомендации.

В рамках Совета Европы работает Европейский центр молодежи, Европейский суд и др. организации и фонды.

Руководящие органы находятся в Страсбурге (Франция).

Европейский Союз - ЕС (European Union - EU) - наиболее значимая политико-экономическая организация европейских стран. Предшественниками ЕС были Европейское объединение угля и стали, образованное в 1950 г. для защиты этих передовых отраслей от конкуренции с американской промышленностью, затем Европейское экономическое сообщество и Европейский Союз.

В 1957 г. страны ЕОУС (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (Общего рынка) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатома).

В конце 60-х гг. в результате объединения трех организаций - ЕОУС, Евроатома, ЕЭС - была создана новая интеграционная группировка - Европейское Сообщество. Договор предусматривал постепенную отмену таможенных ограничений и установление общей торговой политики в отношении третьих стран, обеспечение свободного передвижения капиталов, товаров и рабочей силы, разработку и осуществление общей политики в области сельского хозяйства, создание валютного и политического союза.

Цели ЕС - координация действий стран-членов в сферах экономики (Создание общего рынка, экономического и валютного союза, единой валюты), обороны, права, внешней и внутренней политики (включая координацию иммиграции, совместное противостояние терроризму, улучшение условий жизни граждан стран-членов), создание пространства без внутренних границ.

В 1973 г. в ЕЭС вступили Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия.

Новый этап в углублении европейской экономической интеграции относится к началу 1990-х гг. В 1991 г. ЕС и ЕАСТ подписали соглашение о создании единого европейского экономического пространства. В 1992 г. были подписаны Маастрихтские соглашения (вступили в силу в 1993 г.), предусматривающие создание подлинного Европейского Союза - экономического, валютного и финансового - и введение единого общеевропейского гражданства.

С 1 ноября 1993 г., после ратификации соглашений всеми двенадцатью странами-участницами, Европейский экономический союз переименован в Европейский Союз.

В 1995 г. к ЕС присоединились еще 3 страны - Австрия, Швеция, Финляндия. Планировавшееся вступление Норвегии было заблокировано результатами референдума в стране: граждане высказались против вступления страны в ЕС.

С 1 января 1999 г. введена для безналичных расчетов единая валютная единица ЕС - евро. В 2002 г. евро было введено для наличных расчетов. Эта денежная единица ныне используется для взаиморасчетов между 13 странами - членами ЕС: Бельгией, ФРГ, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Францией, Ирландией, Грецией, Испанией, Португалией, Австрией, Финляндией. В 2007 г. в зону евро вошла Словения.

2004 г. ознаменовался самым большим за историю европейской интеграции расширением союза. В союз вошли Кипр и Мальта; бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Словакия, а также бывшие республики, входившие в СССР - Эстония, Латвия, Литва.

В 2007 г. членами ЕС стали Болгария и Румыния.

Европейский валютный союз действует в рамках ЕС, к 2008 г. включал 13 стран: Австрия, Бельгия, Греция (присоединилась в 2001 г.), Италия, Ирландия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Франция, Португалия, Финляндия, ФРГ. В конце 2007 г. в зону евро вошла Словения.

Единая валюта - евро - стала использоваться при безналичных расчетах, а с 1 января 2002 г. - в наличных расчетах.

Европейская ассоциация свободной торговли - ЕАСТ (European Free Trade Association - EFTA) создана в 1960 г. как противовес Европейскому экономическому сообществу. Последовательно страны - члены ЕАСТ вступили в ЕС; к 2008 г. в ЕАСТ осталось 4 члена - Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария.

Штаб-квартира - в Женеве (Швейцария).

Совет балтийских государств (Council of the Baltic Sea States - CBSS) создан в 1992 г. для обеспечения сотрудничества между странами бассейна Балтийского моря в области экономики, развития демократических институтов, гуманитарной помощи, охраны окружающей среды, транспорта и связи.

Страны-члены (12 ): Дания, Европейский Союз, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, ФРГ, Швеция, Эстония.

Наблюдатели (7 ): Великобритания, Италия, Нидерланды, Словакия, США, Франция, Украина.

Штаб-квартира находится в Стокгольме (Швеция).

Северный Совет (Nordic Council - NC) создан в 1952 г. (действует с 1953 г.) для развития регионального социально-экономического сотрудничества и совместных действий в области охраны окружающей среды.

Страны-члены (5 ): Дания (включая Фарерские острова и Гренландию), Финляндия (включая Аландские острова), Исландия, Норвегия, Швеция.

Статус наблюдателей имеют три местных органа самоуправления саамов Финляндии, Норвегии и Швеции.

Штаб-квартира находится в Копенгагене (Дания).

Организация Центрально-Европейской инициативы (Central European Initiative - CEI) под этим названием действует в 1992 г. (стала преемником образовавшейся в 1989 г. организации «Четырехсторонняя инициатива» (Quadrilateral Initiative), с 1991 г. - «Шестисторонняя инициатива» (Hexagonal Initiative).

Цели - экономическое и политическое сотрудничество в регионе между Адриатикой и Балтикой.

Страны-члены (18): Албания, Австрия, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Болгария, Венгрия, Италия, Македония, Молдавия, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия.

Штаб-квартира - в Лондоне (Великобритания).

Западноевропейский союз (Western European Union - WEU) создан в 1954 г. (действует с 1955 г.) для обеспечения коллективной обороны и унификации политической организации стран-членов.

Страны-члены (10 ): Бельгия, Великобритания, Греция, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, ФРГ.

Ассоциированные члены (6 ): Венгрия, Исландия, Норвегия, Польша, Турция, Чехия.

Ассоциированные партнеры (7 ): Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония.

Наблюдатели (5 ): Австрия, Дания, Ирландия, Финляндия, Швеция.

Штаб-квартира - в Брюсселе (Бельгия).


Этапы развития интеграционных группировок. Региональная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней (Табл. 1):

зона свободной торговли,

таможенный союз,

общий рынок,

экономический союз и

политический союз.

На каждой из этих ступеней устраняются определенные экономические барьеры (различия) между странами, вступившими в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного блока складывается единое рыночное пространство, все страны-участницы выигрывают за счет повышения эффективности деятельности фирм и понижения государственных расходов на таможенный контроль.

Таблица 1. СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Ступени

Сущность

Примеры

1. Зона свободной торговли

Отмена таможенных пошлин в торговле между странами – участниками интеграционной группировки

ЕЭС в 1958–1968 ЕАСТ с 1960 НАФТА с 1988 МЕРКОСУР с 1991

2. Таможенный союз

Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран

ЕЭС в 1968–1986 МЕРКОСУР с 1996

3. Общий рынок

Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами – участниками интеграционной группировки

ЕЭС в 1987–1992

4. Экономический союз

Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте

5. Политический союз

Проведение единой внешней политики

Пока примеров нет

Сначала создается зона свободной торговли – снижаются внутренние таможенные пошлины в торговле между странами-участницами. Страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков в отношениях со своими партнерами рамках данного объединения, но в отношениях с третьими странами они выступают не коллективно, а индивидуально. Сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей двух тесно сотрудничающих стран, к которым затем присоединяются новые страны-партнеры (так было в НАФТА: сначала – договор США с Канадой, к которому затем присоединилась Мексика). Большинство существующих экономических интеграционных союзов находятся именно на этом начальном этапе.

После завершения создания зоны свободной торговли участники интеграционного блока переходят к таможенному союзу. Теперь уже унифицируются внешние тарифы, проводится единая внешнеторговая политика – участники союза совместно устанавливают единый тарифный барьер против третьих стран. Когда таможенные тарифы в отношении третьих стран различны, то это дает возможность фирмам стран вне зоны свободной торговли проникать через ослабленную границу одной из стран-участниц на рынки всех стран экономического блока. Например, если тариф на американские автомобили во Франции высок, а в Германии низок, то американские автомобили могут «завоевать» Францию – сначала их продадут в Германию, а затем, благодаря отсутствию внутренних пошлин, легко перепродадут во Францию. Унификация внешних тарифов дает возможность надежнее защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом страны-участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Поскольку создание таможенного союза требует значительных усилий по координации экономической политики, не все зоны свободной торговли «дорастают» до таможенного союза.

Первые таможенные союзы появились еще в 19 в. (например, германский таможенный союз, Zollverein, объединявший в 1834–1871 ряд немецких государств), накануне Второй мировой войны функционировало более 15 таможенных союзов. Но поскольку тогда роль мировой экономики в сравнении с внутринациональным хозяйством была невелика, эти таможенные союзы не имели особого значения и не претендовали на превращение во что-то иное. «Эра интеграции» началась в 1950-е, когда бурный рост интеграционных процессов стал закономерным проявлением глобализации – постепенного «растворения» национальных экономик в мировом хозяйстве. Теперь таможенный союз рассматривается не как конечный результат, а лишь как промежуточная фаза экономического сотрудничества стран-партнеров.

Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Теперь к минимизации внутренних пошлин добавляется устранение ограничений на перемещение из страны в страну различных факторов производства – инвестиций (капиталов), работников, информации (патентов и ноу-хау). Это усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов интеграционного объединения. Свобода передвижения ресурсов требует высокого организационного уровня межгосударственной координации. Общий рынок создан в ЕС; НАФТА приближается к нему.

Но и общий рынок не является завершающим этапом интеграционного развития. Для формирования единого рыночного пространства мало свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Чтобы завершить экономическое объединение, надо еще выровнять уровни налогов, унифицировать хозяйственное законодательство, технические и санитарные стандарты, скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты. Выполнение этих мероприятий ведет, наконец, к созданию подлинно единого внутрирегионального рынка экономически объединившихся стран. Данную ступень интеграции принято называть экономическим союзом . На этом этапе усиливается значение специальных надгосударственных управленческих структур (типа Европарламента в ЕС), способных не только координировать экономические действия правительств, но и принимать оперативные решения от имени всего блока. До этого уровня экономической интеграции дошел пока только ЕС.

По мере развития экономического союза в странах могут сложиться предпосылки для высшей ступени региональной интеграции – политического союза . Речь идет о превращении единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза к политическому возникает новый многонациональный субъект мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступает с позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этих союзов. Фактически происходит создание нового крупного федеративного государства. Пока нет ни одного регионального экономического блока столь высокого уровня развития, но ближе всего к нему подошел ЕС, который иногда называют «Соединенными Штатами Европы».

5. Основные международные экономические организации.

Международные экономические организации - система образований различного вида, создаваемых на основе договоров между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации хозяйственных действий, кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники.

Международные экономические организации создаются за счет долевых взносов, действуют на основе устава, имеют руководящие органы с равным представительством сторон-участниц.

ГАТТ

генеральное соглашение по тарифам и торговле (гатт ) - международная экономическая организация, регулировавшая в 1948–1994 правила международной торговли согласно принципам либерализма, предшественница ВТО.

Таким образом, ГАТТ было задумано как чисто временная договоренность до создания ОМТ, но поскольку ОМТ так и не удалось создать, тоГАТТ оставалось единственным инструментом регулирования международной торговли до того момента, когда была создана специализированнаяВсемирная торговая организация (ВТО) в 1995.

С 1948 по 1994 именно ГАТТ выступало главным регулятором правил международной торговли для большинства стран мира, хотя в течение этих 47 лет оно имело статус лишь временно действующего соглашения и организации.

World Trade Organization (WTO)

Всемирная торговая организация - основанная в 1995 году глобальная международная организация, которая занимается правилами международной торговли. Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли. Цель ВТО - помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в ведении их бизнеса. ВТО является преемником ГАТТ.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ). Статьи соглашения об учреждении Международного валютного фонда (Устав МВФ) были выработаны на Конференции ООН по валютным и финансовым вопросам, состоявшейся в 1944 в Бреттон-Вудсе (шт. Нью-Гемпшир). Основная задача Фонда – создание валютных резервов, из которых правительства стран-членов МВФ могут заимствовать средства для преодоления временных нарушений платежного баланса и предотвращения диспропорций в мировой экономике.

На 15 февраля 1999 членами МВФ являлись 182 государства, т.е. большинство стран мира. За рамками Фонда долго оставалась Швейцария, однако в 1992 и она вступила в МВФ. В начале 1990-х годов его членами стали большинство бывших социалистических стран, а также Китай и Вьетнам. Руководство МВФ осуществляется Советом управляющих, в состав которого входят по одному управляющему и одному заместителю управляющего от каждой страны-члена организации. Административные функции и повседневное управление возложены на директора-распорядителя и совет исполнительных директоров. По традиции директор-распорядитель является гражданином одной из европейских стран. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне.

Международный банк реконструкции и развития

Цель деятельности Международного банка реконструкции и развития заключается в том, чтобы сократить бедность в странах со средними доходами и в кредитоспособных бедных странах, содействуя устойчивому развитию, предоставляя займы, гарантии и принимая другие меры, не связанные с кредитованием, в том числе проводя аналитические исследования и оказывая консультативные услуги. МБРР не стремится к получению максимально высокой прибыли, однако ежегодно, начиная с 1948 года, получает чистый доход. Прибыль Банка используется для финансирования деятельности по нескольким направлениям процесса развития и обеспечения финансовой стабильности, позволяющей странам-клиентам занимать средства на рынках капитала под низкий процент и на выгодных условиях. МБРР принадлежит его странам-членам, каждая из которых имеет право голоса пропорционально размеру отчисляемых взносов в капитал организации, который, в свою очередь зависит от уровня экономического развития каждой из стран.

Краткая информация:

Основан в 1945 году. 184 члена Общая сумма кредитов, выданная МБРР за все время существования организации: 371 млрд долл. США. Сумма кредитов в 2002 финансовом году: 11,5 млрд долл. США (96 новых операций в 40 странах).

Любой тип организации, в которой страны согласились координировать свою торговую и денежно-кредитную политику с другими странами, называется экономической интеграцией. Очевидно, что существует много различных степеней интеграции.

  • Льготное торговое соглашение (ПТА). Соглашение ПТА является, пожалуй, самой базовой формой экономической интеграции. ПТА, как правило, предлагает сокращение тарифов для партнеров в некоторых товарных категориях.
  • Зона (ЗСТ). Создается в том случае, когда группа стран устраняет тарифы между собой, но сохраняет внешний тариф на импорт из других государств. Примером создания ЗСТ является соглашение НАФТА, которое подразумевает нулевые тарифы в автомобильном импорте между США и Мексикой. Однако для стран-членов, которые не входят в состав НАФТА, существуют другие установленные тарифы в сфере автомобильного импорта в Мексике.
  • Таможенный союз. Заключается в том случае, когда группа стран устраняет тарифы между своими государствами, но устанавливают общий тариф на импорт из остальной части мира.
  • Единый Экономический Союз. Единый рынок предусматривает торговлю по оптимальным тарифам, устанавливает общие внешние тарифы среди членов, а также создает преимущества для свободного перемещения денежных сумм между странами. Евросоюз был создан в качестве единого по Римскому договору 1975 г.
  • Экономический союз. Экономические союзы стран, как правило, поддерживают товарами, устанавливают общие внешние тарифы между членами, определяют условия для свободного денежного передвижения капитала. Единая политика Европейского Союза в сельском хозяйстве (CAP) является примером типа финансовой координации индикативного экономического содружества.
  • Валютный союз. Залогом создания общей валюты среди группы стран является Валютный союз, который включает в себя формирование главного финансового органа, определяющего денежно-кредитную политику для всей группы.

Начало пути ЕврАзЭС

Евразийский Экономический Союз - международная организация, основанная на региональной экономической интеграции и международной организации. Это означает, что решения его органов (Евразийского экономического совета, Экономической комиссии и Хозяйственного суда) становятся нормами международного права.

Территория Евразийского союза (ЕврАзЭС) охватывает более чем 20 млн км 2 (15% земной суши), в пределах содружества проживает население в размере 183 млн человек.

Договор о Евразийском экономическом союзе предусматривает координацию деятельности сельского хозяйства, промышленности, энергетики; общие санитарные и технические нормы. Путем создания содружеств экономических организаций планируется создать общий рынок фармацевтических препаратов к 2016 году, к 2019 году ожидается завершение становления общего энергетического рынка, а к 2025 - рынка нефти, газа, нефтепродуктов.

История помнит примеры переформирования международных экономических организаций в политические или даже военные союзы, хорошим примером тому является экономическое содружество западноафриканских государств. Не так много времени минуло с момента создания, как его фокус сместился с коммерческих проектов на военные операции в границах стран-содружеств.

Дружба народов прежде всего!

22 декабря 2014 г. ознаменовалось обменом о добрососедских и союзнических отношениях между Россией и Казахстаном. Договор о евразийском экономическом союзе не отменяет предыдущего договора об экономическом и политическом сотрудничестве, подписанного между странами в 1992 г., напротив, он дополняет и расширяет рамки взаимодействия и допускает реализацию обоих планов параллельно друг другу.

Организация открыта для любого государства, которое готово разделять цели и предписанные в договоре условия между государствами. В конце 2014 г. к Союзу также примкнули Армения и Кыргызстан.

Стоит отметить, что президентом Путиным нанесен деловой визит в Узбекистан, где были обговорены условия вступления страны в Евразийский Союз. Спикер Федерального собрания России сообщил, что проводятся консультации по возможному вступлению Таджикистана в Евразийский Экономический Союз.

Причина возникновения ТС ЕврАзЭС

Таможенный союз ЕврАзЭС (ТС) вступил в полную силу с января 2010 г. в качестве Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, немного позже к нему примкнули Армения и Кыргызстан.

Таможенный Экономический Союз был сформирован в качестве начала экономического союза республик, ранее входящих в состав СССР. Таким образом, государства-члены продолжают путь экономической интеграции за счет снятия таможенных границ между собой. В конце 2014 года на базе ТС создан Евразийский экономический союз, который представляет собой общее валютное пространство для поощрения дальнейшей экономической интеграции.

Государства-члены ТС ЕврАзЭС: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия.

Документы, подписанные в 1995, 1999 и 2007 гг., служат для того, чтобы урегулировать и оградить нормативными правами Таможенный Союз. Единое экономическое пространство призван контролировать документ 2007 года, первый регулирует создание ТС, второй - его образование.

Регламент ТС

Технический регламент, утверждение которого является основой для вступления в ТС:

Национальные сертификаты продукции.

Сертификаты Таможенного Союза, выданные в соответствии с документом, в котором указан перечень продукции, подлежащий обязательному Данный сертификат действует во всех странах ТС.

Темпы роста внешнего оборота и взаимной торговли ТС. Единый таможенный кодекс регламентируется Евразийской экономической комиссией и Департаментом статистики.

Экономические союзы зачастую стремятся импортировать и экспортировать только те товары, которые выгодны в определенной экономической зоне. Примером тому является ТС. Только товары, которые квалифицируются как «товары ТС», могут свободно импортироваться/экспортироваться в пределах установленной территории. В соответствии со статьей 4 Таможенного кодекса, товары приобретают такой статус в следующих случаях:

Продукция, выпущенная в границах ТС.

Продукция, товары, выпущенные для внутреннего потребления с уплатой прописанных в договоре таможенных пошлин.

Продукция, отвечающая обоим условиям: выпущенная в границах ТС с целью внутреннего потребления.

Продукция, которая не отвечает критериям товаров ТС, в отношении которой не было предъявлено никаких соответствующих документов с целью определения назначения товара ТС, должна пройти процедуру единой таможенной пошлины в границах ТС.

Другие экономические союзы России

АТЭС. Экономическое сотрудничество (АТЭС) создано в 1989 году для объединения стран Азиатско-Тихоокеанского региона. АТЭС представляет собой форум для 21 государства. Целью содружества уже в течение долгого времени остается установление рынков сбыта продукции, сырья и материалов за пределами Европы. Эксперты полагают, что АЭТС было создано в ответ на растущую экономику индустриально развитой Японии, которая в силах доминировать в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако стратегически содружество важно в первую очередь для государств, в него входящих, поскольку помогает скоординировать экономическую деятельность между взаимозависимыми странами.

СНГ. Взаимодействие между некоторыми на основе суверенного равенства базируется на соглашении На данный момент СНГ включает следующие страны: Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Россию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украину. Соглашение было подписано в 1991 году.

БРИКС. БРИКС объединяет 5 крупных развивающихся экономик следующих стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. До включения в состав Южной Африки организация именовалась «БРИК». Все страны, входящие в состав, имеют быстрорастущую экономику, оказывают значительное влияние на региональные и глобальные изменения.

На конец 2014 г. охват БРИКС распространяется на 3 млрд человек, что составляет 40% населения планеты.

Содружество основано в 2006 г. в рамках Петербургского форума министров экономики Бразилии, Российской Федерации, Индии и Китая. Первое заседание прошло в 2009 г. в Екатеринбурге. На встречах обговариваются вопросы взаимного партнерства, предоставления займов, природной среды и экологии.

По пути Маастрихтского договора

Европейский экономический союз (ЕС) - экономическая и политическая федерация, состоящая из двадцати семи стран-членов, которые имеют общую политику в нескольких областях. ЕС был создан в 1993 г. с подписанием договора о Европейском Союзе, который, как правило, называют Маастрихтским договором. Однако этому предшествовало создание нескольких европейских организаций, которые внесли вклад в развитие ЕС.

В составе ЕС первоначально состояло 12 государств: Дания, Германия, Греция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Бельгия, Португалия, Ирландия, Франция, Испания и Великобритания. В 1993 году Европейский совет, собравшийся в Копенгагене (Дания), определил критерии для вступления в ЕС. Эти требования, известные как Копенгагенские критерии, включают такие основы, как:

  • стабильная демократия, которая уважает права человека и главенство закона;
  • функционирующая рыночная конкурентоспособная экономика;
  • принятие обязательств, вытекающих из членства, в том числе законодательства ЕС.

Развития ЕС после 1993 года

ЕС увеличился в 3 раза с момента его создания. В 1995 году примкнули 3 новых члена: Австрия, Финляндия и Швеция. В 2004 году вступило в ЕС 10 новых членов, в основном из бывшего советского блока: Чехия, Кипр, Эстония, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Венгрия, Словакия и Словения. В 2007 году Румыния и Болгария, которые не отвечали критериям вступления в 2004 году, были допущены и приняты в Союз. В 2013 г. список пополнился государством Хорватией.

Одна из целей ЕС - экономический и валютный союз, которые подразумевают создание общей европейской валюты. Международная торговля в границах общей валютной зоны будет в значительной степени способствовать созданию единого рынка, в комплекте с равномерным ценообразованием и регулированием национальных рынков. Создание единого рынка способно стимулировать повышенную конкуренцию в среде нишевых продуктов и облегчить отношения корпоративного финансирования, в частности, международной торговли между членами единого валютного пространства. Наконец, в долгосрочной перспективе создание общего торгово-денежного пространства должно упростить европейские корпоративные структуры для урегулирования всех нормативных законодательных актов до однородных.

Евро

Экономические союзы часто ставят цель сплотить экономику стран, входящих в их состав. Оптимальное управление экономической деятельностью в одной валютной зоне может быть достигнуто за счет введения единой валюты; такая конвергенция создаст большее единообразие между различными национальными экономиками. Условия, установленные для введения евро и создание единой валюты:

  1. Поддержание международного курса валют в пределах заданного диапазона (механизма обменных курсов или ERM) сроком не менее двух лет до введения евро.
  2. Поддержание долгосрочных процентных ставок.
  3. Контроль государственного долга в установленных пределах.
  4. Поддержание общего государственного долга на уровне не более 60 % от валового внутреннего продукта.

Структура ЕС

Европейский экономический союз включает 4 административных органа, которые занимаются конкретными направлениями экономической и политической деятельности.

1. Совет министров. Состоит, как правило, из представителей министерств иностранных дел стран-членов ЕС. Совет министров Европы имеет право окончательного решения по всем вопросам, которые не подпадают под условия зафиксированных договоров, созданных в ЕС или его предшествующей организации. Совет министров утверждает Комитет наблюдателей, решает вопросы, связанные с отношениями между странами ЕС в следующих областях: управление, сельское хозяйство, рыболовство, промышленная политика и внутренний рынок, научные исследования, энергетика, транспорт, экология.

2. Европейская комиссия. Экономические союзы государств, как правило, формируют экспертные органы для решения финансовых вопросов. В качестве такой исполнительной организации ЕС выступает Европейская комиссия. Она стремится служить интересам Европы в целом по вопросам внешних связей, экономики, финансов, промышленности и сельскохозяйственной политики.

3. Европейский парламент. Включает представителей стран-членов ЕС, которые избираются прямым голосованием в своих странах. Хотя он служит в качестве форума для обсуждения вопросов, представляющих интерес для отдельных государств-членов и ЕС в целом, Европейский парламент не имеет никакой власти, чтобы создавать или реализовывать нормы законодательства. Однако он имеет некоторый контроль над бюджетом ЕС и может выносить вопросы для рассмотрения Советом Министров или Европейской Комиссией.

4. Суд. Любые экономические союзы должны иметь правовую базу, ЕС не исключение. Суд состоит из 13 судей и 6 адвокатов, представляющих государства-члены ЕС. Его функция заключается в интерпретации законов и нормативных актов, вынесенные решения являются обязательными для выполнения ЕС, правительствами стран-членов, фирм и частных лиц в государствах-членах ЕС.

Международные экономические союзы

ВТО/ГАТТ. Основополагающим регламентом между 153 странами является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Снижение тарифов, устранение барьеров, непредвзятая налоговая и таможенная политика в отношении друг друга - вот основные цели соглашения, которое было подписано в 1947 г.

ЮНКАД. Конференция по торговле и развитию - представительный орган Генеральной Ассамблеи ООН (Организации Объединенных наций), которая занимается вопросами экономического развития, торговли и инвестиций. Основной ставит перед собой помощь менее развитым странам в интеграции на мировой экономический рынок.

НАФТА. Крупнейшая Североамериканская зона свободной торговли между Соединенными Штатами, Канадой и Мексикой от 1994 г.

АСЕАН. Политическое и экономическое содружество стран Юго-Восточной Азии, которое сегодня стремительно развивается, представлено Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии. Соглашение подписано следующими странами: Индонезия, Малайзия, Таиланд, Сингапур, Филиппины, Бруней, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Вьетнам. Цели АСЕАН направлены на ускорение экономического роста, защиту национальных интересов, мира и стабильности; предоставление возможности путем правовых органов уладить конфликты мирным путем.

Экономический союз - один из видов экономической интеграции государств, имеющий следующие признаки :

· отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран (см. Таможенный союз),

· наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, то есть финансового и человеческого капитала (см. Общий рынок),

· наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики.

Типы:

По степени взаимодействия стран различаются несколько типов торгово-экономических блоков.

Преференциальный торговый клуб;

Зона свободной торговли;

Таможенный союз;

Общий рынок;

Экономический союз (полный экономический союз)

Полная экономическая интеграция (полностью интегрированная группировка).

Преференциальный торговый клуб (объединение). Две или более стран образуют преференциальный торговый клуб, если они сокращают пошлины на импорт всех товаров для каждого из участников клуба, сохраняя свои первоначальные тарифы для всего остального мира.

Зона свободной торговли: «группа из двух или более таможенных территорий, в которых отменены пошлины и другие ограничительные правила регулирования торговли… практически для всей торговли между составными территориями зоны в отношении товаров, происходящих из этих территорий»

Таможенный союз: «замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией, таким образом, чтобы: пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли… были бы отменены в отношении практически всей торговли между составляющими территориями союза, или, по крайней мере в отношении практически всей торговли товарами, происходящими из этих территорий. ТС представляет собой достаточно логически завершенную форму экономической интеграции, но сам таит в себе внутреннее противоречие, развитие которого порождает переход к более развитым формам экономической интеграции, по существу одни и те же пошлины и другие меры по регулированию торговли применялись бы каждым из членов союза по отношению к торговле с территориями, не входящими в союз»



Общий рынок: представляет собой разновидность ТЭС, в рамках которого, наряду с сохранением условий функционирования таможенного союза, обеспечивается свободное движение факторов производства (капитала, рабочей силы). Полной реализации этого препятствуют различия в экономической политике, проводимой государствами, входящими в общий рынок

Экономический союз: представляет собой разновидность ТЭС, в рамках которого, наряду с сохранением условий функционирования общего рынка, обеспечивается определенная координация экономической политики стран-членов.

Полностью интегрированная группировка: представляет собой разновидность ТЭС, в рамках которого, наряду с сохранением условий функционирования менее сложных типов союзов, обеспечивается унификация экономической политики стран-членов.

38 Возможности экономической интеграции на постсоветском пространстве

Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где отдельные части были тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития производительных сил. Разрыв сложившихся связей после распада Советского Союза был очень болезненным.

Сразу же после распада СССР возникли интеграционные тенденции у бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись в попытках оградить, хотя бы частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов, и в первую очередь в областях, где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства. В дальнейшем, усилились стремления к интеграции на иных основах с учетом возникших реалий.

Россия - естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик на нее приходится свыше 3/4 территории, почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП.

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:

Разделение труда, которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

Длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов. Оно создало плотную «ткань отношений» в разнообразных областях и формах. Конфликтность межнациональных и межконфессиональных отношений в целом была невысокой. Отсюда желание широких масс населения, в странах - членах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи; технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.

Однако интеграционные процессы наталкивались на противоположные тенденции, определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность.

Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и от своего прошлого как можно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами - членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительное - со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.

Поэтому многие из них рассматривали СНГ прежде всего как механизм «цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность таким образом, чтобы неизбежные потери от нарушения сложившихся связей были минимальными. Задача реального сближения стран - членов СНГ отодвигались на второй план. Отсюда и постоянное неудовлетворительное выполнение принятых решений. Ряд стран пытались использовать интеграционный механизм для достижения своих политических задач. В частности, Грузия для борьбы с абхазским сепаратизмом стремилась через СНГ установить экономическую и политическую блокаду Абхазии.

Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В уставе определены цели Содружества: способствовать сближению членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ - открытая организация для присоединения других стран.

Технологическое разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, знакомство с продукцией друг друга, характер общей подготовки персонала и т.д. создавали хорошие возможности для взаимного обмена. Конечно, эта продукция по качеству и техническому уровню часто не соответствует требованиям мировых рынков, но торговля в границах Содружества позволяет поддерживать часть производств. В дальнейшем повышать качество и технический уровень продукции легче на базе работающих предприятий, чем начинать с нуля.

Воздействие регионализации СНГ на общие интеграционные процессы в рамках Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое интеграционное пространство, а с другой стороны, регионализация означает мини-интеграцию на постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая интеграция оказывается затруднительной.

Окончательный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих факторов: от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран - членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики третьих стран и многих других как в рамках СНГ, так и за его пределами. Но главным фактором будут результаты развития экономики и системных реформ, политики руководства в России - естественного интеграционного ядра СНГ. Все стремятся интегрироваться с богатыми и процветающими, а не с бедными и отсталыми.