18.02.2019

Где находится снежный человек. "Снежный человек": история поисков, теории и свидетельства


Йети загадочные существа

Снежный человек и его родичи

Оно было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. У него было широкое морщинистое гримасничающее и смеющееся лицо. Что-то неописуемое - два каких-то мешка, очевидно, груди, болтались спереди; длинные спутанные волосы, порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной. Тургенев почувствовал дикий страх, леденящий страх перед сверхъестественным.

Ги де Мопассан, «Страх»

Вымышленные существа населяют фольклор всех мировых культур - будь то степные кочевники, северные оленеводы или южноамериканские людоеды. Люди, живущие на разных континентах, независимо друг от друга придумали драконов, оборотней, призраков, водных монстров, карликов и гигантов. Но лишь немногие сказочные твари смогли стать частью современного фольклора. Если вы скажете, что встретили в лесу огнедышащего дракона, то получите освобождение от физкультуры и бесплатные таблетки от шизофрении. Но если заявите, что подрались на помойке с гигантским волосатым гоминидом - получите реальный шанс попасть на первые полосы утренних газет.

В марте 2006 года («МФ» № 26) мы рассказывали вам о «криптидах» - животных, существование которых отвергается современной наукой (по крайней мере, до тех пор, пока одно из них не оказывается пойманным - как, например, карликовый жираф окапи или кистеперая рыба целакант). Сегодня речь пойдет о «королях» криптозоологии - архаичных великанах, известных ныне как «снежные люди».

Дикие и несимпатичные

Древние народы, не сговариваясь, верили в то, что задолго до них на Земле жили великаны. Последние были необузданны и свирепы, ввиду чего боги либо поголовно истребили их (иудаизм), либо изгнали за пределы мира (древнегреческие мифы). Великаны оставили после себя лишь огромные руины, называемые «циклопическими» в честь циклопов, воздвигнувших стены Микен.

Неудивительно, что встречи людей с доисторическими гигантами происходили чрезвычайно редко. Большинство великанов позднего европейского фольклора имели чисто человеческие черты и не считались представителями какой-то древней расы. Средневековыми «снежными людьми» в их нынешнем понимании можно назвать леших, однако они были разновидностью духов. У скандинавов были ётуны и тролли, у южных славян - дрекаваки, но образы этих лесных обитателей слишком размыты, чтобы можно было вести речь о систематических контактах обычных людей со «снежными».

Снежный человек, как и НЛО, - феномен исключительно 20 столетия. Можно сколько угодно рассуждать о разрастании антропогенных зон и об отсутствии в 18-19 веках мощных средств массовой информации, способных раздуть любой пустяк до сенсации, но факт остается фактом: еще совсем недавно снежного человека как массового явления не было, а теперь - есть. Почему же существа, эволюционировавшие вместе с людьми на протяжении миллионов лет, оставались настолько малоизвестными, что в общекультурном смысле они способны претендовать разве что на звание расы гигантов, причем вымершей?

Судя по древнейшим литературным источникам, контакты со снежными людьми происходили крайне редко. Первым описанием подобного случая можно считать шумерский «Эпос о Гильгамеше», рассказывающий о событиях 57-вековой давности. Согласно первой таблице эпоса, богиня Аруру создала Энкиду - волосатого богатыря, живущего в полной дикости. Царь Гильгамеш придумал оригинальный способ изловить его: на берег реки, где пасся Энкиду, привели блудницу Шамхат. Бедняжку раздели, и великан «познавал ее семь дней». После такого марафона дикарь ослабел, а сородичи - животные - стали избегать его. Таким образом, Энкиду был вынужден стать частью человеческого общества.

Разрозненные свидетельства о встречах с некими «дикими людьми» можно найти почти у каждого крупного историка. Например, Плутарх рассказывал о том, как солдаты Суллы однажды поймали сатира (следует учесть, что изначально сатиры не ассоциировались исключительно с рогами и копытами - им приписывались различные звериные черты, символизировавшие дикость). Римский диктатор собрал всех имеющихся переводчиков и учинил пленнику допрос, однако тот испускал лишь гнусное блеянье и ржание, «отчего Сулла испытал великое отвращение и повелел немедленно убрать его с глаз долой как явление безобразное» (Плутарх, «Сравнительное жизнеописание», Сулла, 27).

Средневековые исследователи упоминали о диких людях много и часто, но чаще всего описывали обычных обезьян либо нецивилизованных туземцев. На карте Старого Света уже не оставалось белых пятен, поэтому о встречах с подобными существами говорилось лишь в прошедшем времени. Когда-то в Европе водились львы. Теперь же здесь не сохранились даже дикие быки и тарпаны, а снежные люди перешли в разряд курьезов. Например, Генрих фон Геслер в 14 веке писал о дикой альпийской женщине, «груди которой столь длинны, что она забрасывает их за плечи».

Энтузиасты часто вспоминают, что Карл Линней включил снежного человека в свою знаменитую классификацию живых существ («Система природы»). Действительно, шведский естествоиспытатель писал про «человека дикого» (о неких волосатых «сыновьях тьмы», живущих в пещерах и крадущих ночью еду у людей), а также про «человека троглодитового» (вероятно, неандертальца). Однако не следует забывать, что в первом издании «Системы природы» Линней назвал китов рыбами...

Зажгли так зажгли

В архитектуре и геральдике раннефеодальной Европы часто использовался образ «дикого человека» (вуду-ваза), скопированный, вероятно, с греческих сатиров. С этим существом связан первый в истории Европы маскарад. В 1393 году королева Изабелла Баварская устроила бал. Король Карл VI Безумный и шестеро его приближенных явились в костюмах «снежных людей», сделанных из льняной ткани, смолы и пеньки. В разгар праздника герцог Орлеанский случайно поднес свечу к королевскому костюму. Тот немедленно вспыхнул. Огонь перекинулся на других «лесных людей». Четверо из них погибли. Король получил сильные ожоги, но спасся благодаря герцогине де Берри, накрывшей его своей одеждой.

Происхождение видов

Пересказывать современные истории о встрече со снежным человеком не имеет смысла - большинство из них смахивает на байки охотников. Они либо однотипны, либо невероятны, и в любом случае не поддаются проверке. Определенный интерес представляют лишь общие сведения об известных «разновидностях» снежного человека.

В горах Алтая, Кавказа и Памира обитает алмас («алмаст», от монгольского - «дикий человек»). Его описывают как гуманоида с красной шерстью, человеческими чертами лица, мощными надбровными дугами, плоским носом и подбородком (что полностью совпадает с реконструированным обликом неандертальца).

Легенды об алмасах не могут похвастаться древностью - им всего лишь несколько сотен лет. Может создаться впечатление, что алмасов в горах едва ли не больше, чем людей. В 1871 году их видел Николай Пржевальский, а в 1941-м бойцы-красноармейцы якобы поймали на Кавказе какого-то волосатого гражданина, допросили его (безрезультатно) и расстреляли как немецкого шпиона.

В Афганистане и Пакистане эти существа известны как барману , однако наибольшую популярность на Западе имеет другое, тибетское название - йети («человек-медведь» либо «каменный медведь»). Количество встреч с ним возрастало пропорционально увеличению числа европейцев, исследовавших Гималаи. В 1832 году англичане заметили в горах некое рыжее существо - вероятно, орангутанга, в 1889 - нечто вроде медведя.

А еще здесь обитают йети. Йети, представляющие высокогорный подвид семейства троллей, слыхом не слыхивали о том, что людоедство безнадежно вышло из моды. Их мнение по данному вопросу таково: ешь, что шевелится. Если не шевелится, подожди, пока шевельнется. И тогда ешь.

Терри Пратчетт, «Движущиеся картинки»

Монастыри Кхумджунг и Пангбоче долгое время хранили скальпы йети, которым приписывалась магическая сила. В середине прошлого века было проведено их исследование. Результаты вызывают разочарование: это всего лишь шкуры с шеи гималайской горной козы. Монахи Пангбоче владели и другой реликвией - мумифицированной когтистой лапой йети, однако в 1991 году она была украдена (вероятно, осев в чьей-то частной коллекции).

В Шотландии на горе Бен Макдуй обитает Ам Фир Лиат Мор («Большой серый человек»). Никто его толком не видел, однако множество альпинистов слышали странные шаги по склонам. Их истории мало чем отличаются друг от друга - они шли по горе в тумане (как правило, вечером), как вдруг где-то сзади начали раздаваться размеренные шаги. Преследователь ступал редко, но не отставал - то есть был в несколько раз крупнее человека. Люди начинали паниковать, ударялись в бегство и лишь мельком видели какой-то огромный серый силуэт в тумане.

Это явление отличалось такой массовостью, что ему было просто необходимо подобрать объяснения. Выдвигались теории про энергетические разломы и «пугающий» инфразвук, однако наиболее вероятно, что специфические условия Бен Макдуя (частые туманы) создают хорошо известный альпинистам эффект фантома. Если низко стоящее солнце светит человеку в спину, а перед ним плывет туман, то в нем появляется жутковатое отражение фигуры, окруженной ярким нимбом света.

Филиппинское лесное существо по кличке Капри слегка напоминает снежного человека своими повадками (живет на деревьях, шумит, проявляет интерес к женщинам), но вместе с тем имеет чисто человеческую внешность, носит традиционную одежду бахаг и курит трубку (говорят, что сверчки в лесах - выпавшие из нее угли).

Свой снежный человек есть даже в перенаселенной Японии. Его называют Хибагон (или Хинагон), поскольку он живет на лесной горе Хиба в префектуре Хиросима. Встреча с ним произошла 35 лет назад. По словам очевидцев, Хибагон был невысоким, волосатым, с плоским носом и горящими глазами. Все признаки указывают на то, что это не снежный человек, а нечто вроде гориллы.

Среди всех разновидностей данного существа наиболее интересна судьба американского «большенога» бигфута или сасквача (термин придуман в 1920 году школьным учителем Бернсом, заметившим, что многие индейские племена используют слова с одинаковым корнем «сас» для обозначения диких людей).

До середины 20 века года бигфуты в США не водились, а истории о сасквачах были популярны лишь в индейских резервациях. В августе 1958 году строительная компания Рэя Уоллеса прокладывала дорогу в безлюдном районе Калифорнии. Бульдозерист Джерри Крю обнаружил следы «больших ног». Ступни были 40-сантиметровые, длина шага - свыше метра. Местная газета окрестила находку «бигфутом», а Уоллес начал активно продвигать «большенога» среди любителей непознанного.

Но настоящим «днем рождения» американского снежного человека можно считать 20 октября 1967 года, когда участникам конного родео Роджеру Паттерсону и Бобу Гимлину удалось заснять его на пленку. Они отправились в национальный парк «Шесть рек» с взятой в аренду 16-миллиметровой камерой, намереваясь сделать документальный фильм о бигфуте в стиле «Ведьмы из Блэр». Мужчины договорились, что по возможности попытаются подстрелить «большенога» - его тело можно выгодно продать, к тому же оно будет неопровержимым доказательством.

Однако когда они увидели его, то совершенно позабыли об оружии. Бигфут стал быстро уходить от исследователей. Паттерсон спешился с лошади и пустился за ним вдогонку с работающей камерой, Гимлин с ружьем прикрывал его сзади. В результате первая половина фильма вышла бракованной - изображение тряслось и прыгало во все стороны, но когда Паттерсон приблизился к бигфуту на несколько десятков метров и встал неподвижно, качество съемки заметно улучшилось. Существо несколько раз оглянулось на преследователей и скрылось в лесу.

У США наконец-то появился свой национальный монстр. За несколько десятилетий слово «бигфут» стало популярным брендом. Со всех концов страны пошли сообщения об аналогичных встречах. Люди находили следы, шерсть, экскременты «большенога». Появились многочисленные клубы «бигфутологов», а в туризме возникла новая индустрия. Ученые, исследовавшие пленку Паттерсона-Гимлина, разделились на два примерно равных по численности лагеря: одни говорили, что это явная инсценировка (перед объективом бегает актер в шерстяном костюме), другие отмечали необычную походку существа и заявляли, что оно не может быть человеком.

26 ноября 2002 года Рэй Уоллес, первооткрыватель и популяризатор бигфутов, скончался. Его семья вскоре призналась, что Рэй вместе со своим братом подделали следы вокруг бульдозера, надев на ноги большие деревянные ступни. Зачем это было им нужно - точно не известно. Вероятно, они хотели немного развлечься, но придуманный ими бигфут вскоре превратился в общенационального американского героя, начал приносить немалый доход и приобрел всемирную славу. Такая мелочь, как подделка первых обнаруженных следов, энтузиастов ничуть не смущает.

Недостающее звено

Теорий о происхождении снежного человека много, но если отмести все нездоровые фантазии (пришелец из космоса, из иного измерения, энергетическая проекция обычных людей, души наших предков, секретные правительственные эксперименты, сверхразвитые приматы, скрывающиеся от людей с помощью телепатии), оставшиеся версии можно будет пересчитать по пальцам одной руки.

Первая, наиболее известная, опирается на мифические корни диких гигантов, якобы живших на планете задолго до человека. Учитывая специфическую географию встреч со снежным человеком, большая часть которых приходится на Азию, Северную Америку и Восточную Европу, можно предположить, что мы имеем дело с гигантопитеком (Gigantopithecus blacki).

Останки этой вымершей человекоподобной обезьяны были найдены именно в Азии (Китае). К сожалению, их слишком мало, чтобы воссоздать облик животного. В распоряжении ученых имеются лишь несколько нижних челюстей и около 1000 зубов, самые крупные из которых в 6 раз больше, чем у человека. Предполагается, что рост гигантопитека, вставшего на задние лапы, достигал 3 метров. Эти великаны, скорее всего, напоминали горилл или орангутангов.

Против «снежного очеловечивания» гигантопитеков говорит тот факт, что они вымерли почти 100 000 лет тому назад и вряд ли могли расселиться по нескольким континентам - особенно при их предполагаемой диете (большинство костей было обнаружено в ареале обитания предков современных панд, питавшихся бамбуком).

Другие кандидаты в снежные люди - неандертальцы - также не внушают оптимизма. Даже если бы они дожили до 21 века, то были бы слишком разумны, чтобы вести дикий образ жизни (неандертальцы умели строить убежища, использовали огонь и применяли разнообразные орудия - от каменных резаков до деревянных копий). Они были приземисты и коренасты (рост - до 165 см), что также не соответствует предполагаемому облику снежных людей.

Наконец, совершенно точно известно, что неандертальцы вымерли около 24000 лет назад. Последние места их обитания - Хорватия, Иберия (Испания) и Крым. Как они могли сохраниться единичными особями по всему свету - вопрос из серии «С кем спаривалось Лох-Несское чудовище в небольшом озере, чтобы дожить до наших дней?». Сегодня, когда вся планета уже сфотографирована спутниками и выставлена на всеобщее обозрение в Google Earth, когда амазонские индейцы одеваются в китайский Adidas, а тибетцы катают туристов по горам на японских джипах, реликтовому гоминиду спрятаться попросту негде.

Есть мнения, что снежные люди появляются «точечно» в разных местах планеты лишь потому, что они - нечто вроде Маугли или Тарзана. История знает около 100 случаев обнаружения одичавших детей . Их находят и по сей день, зачастую в трагикомичном положении - например, два года назад на Фиджи был обнаружен молодой человек Сунджит Кумар, выросший среди кур и подражавший их поведению.

В древности потерянные или брошенные дети, а также лица с некоторыми психическими отклонениями могли легко одичать, провести всю (безусловно, недолгую) жизнь на природе и лишь изредка попадаться на глаза суеверным обывателям. Тысячи лет назад их называли бы троллями и сатирами, а в 20 веке - снежными людьми. Именно такой случай описал Тургенев в гостях у Гюстава Флобера (эпиграф статьи) - причем в итоге выяснилось, что это была сумасшедшая, подкармливаемая пастухами и жившая в лесу более 30 лет.

Наиболее разумным объяснением феномена снежного человека становится поговорка «У страха глаза велики». В ошибочном восприятии сокрыты многие тайны мироздания. Гигантские морские змеи на проверку оказывались спутавшимися водорослями, летающие тарелки - метеозондами, а снежные люди - гориллами или медведями.

Медведь - такое оригинальное животное, что всякой узнает его по первому взгляду. Он не ест себе подобных, не бродит ночью по деревне в надежде схватить и утащить ребёнка. От времени до времени он залезает на дерево до самой верхушки, а оттуда осматривает окрестность. Он особенно не любит, чтобы его дразнили или нарушали его покой.

Альфред Брэм, «Жизнь животных»

Брэм ошибался - считает японский альпинист Макото Небуга. Медведя узнает далеко не каждый, особенно если человек напуган, а косолапый встал на задние лапы. Небуга 12 лет искал в горах Непала, Тибета и Бутана легендарного йети и пришел к выводу, что тот уже давно содержится во многих зоопарках мира. Легенда о нем возникла из-за того, что гималайский медведь - «мети» - был спутан с «йети» (неудивительно, ведь местные жители считают медведя сверхъестественным существом). Реальность редко бывает столь же загадочна, как наши представления о ней.

  • В 2001 году специалисты Оксфордского университета опубликовали материалы исследования гена рыжих волос. Исходя из предположения, что неандертальцы были рыжими, стали делаться выводы о том, что рыжие люди - их далекие потомки (впрочем, оксфордские авторы считают эту версию излишне смелой).
  • С 1969 года в округе Скамания (Вашингтон) действует закон, согласно которому убийство всякого гуманоидного существа - уголовно наказуемое преступление.
  • Большинство снежных людей «обнаружены» в холодном климате (северные широты, высокогорье). Естественная среда обитания приматов гораздо теплее. Кроме того, на территории Северной Америки крупные обезьяны (гоминиды) никогда не обитали. По крайней мере, их останки не обнаружены до сих пор, что ставит под сомнение реальность бигфута.
  • Термин «снежный человек» появился в 1921 году после тибетской экспедиции Королевского географического общества, когда один из шерпов объяснил британцам, что странные следы на снегу (по-видимому, волчьи) принадлежат «канг-ми», то есть «снежному человеку».
  • Европейские вуду-вазы упоминаются Толкином. Во «Властелине Колец» вскользь говорится о неких «уозах»: Эльф Сарос обозвал Турина «лесным дикарем» (wood-wose). Сегодня это слово модернизировано до wood-house (лесной дом).
  • В 1978 году в национальном лесу Сискью (Орегон) была построена единственная в мире ловушка для бигфута - небольшой сарайчик с захлопывающейся дверцей. Она функционировала шесть лет, но за все это время в нее попадались только медведи. Теперь это туристическая достопримечательность.
  • * * *

    Взвесив все «за» и «против», можно с 99% вероятностью утверждать, что снежные люди - фикция. Однако, как верно подметил приматолог Джон Напье, существует некая предельная численность свидетельств о встрече с бигфутом, после которой их уже нельзя будет объяснить одними лишь ошибками и мистификациями. Одну или две истории о «волосатой обезьяне с горящими глазами» можно не принимать во внимание. Сто тысяч рассказов об этом - повод задуматься. Нам остается только ждать и анализировать. Время рассудит.

    Хочется узнать, где живет снежный человек? Праздное любопытство вряд ли многие стремятся подтвердить встречей в реальной жизни. Одно дело, говорить о нем, сидя на диване, и совершенно другое - отправляясь в экспедицию по предполагаемым местам обитания.

    У каждого народа было свое название «снежного человека»: йети, зимняя обезьяна, сасквоч, леший, алмаст, бигфут, авдошка и т.д. Легендарное человекообразное существо внушает ужас уже своим упоминанием, поэтому так хочется раскрыть секрет его редкого появления. Должно же тайное однажды стать явным!

    Где живет снежный человек:

    Раз существо прозвали «снежным», то самое место ему среди вечных снегов. Только в горах даже в летний период времени сохраняется минусовая температура воздуха, а сугробы покрывают землю. Но даже когда со склонов сходит снег, массовые пещеры дают возможность укрыться любому желающему.

    Правда, достойный вариант для проживания снежного человека? Если он действительно существует, то густой волосяной покров на теле может служить защитой в сильные морозы. Это бы объясняло тот факт, что в жарких странах очень редко упоминается встреча с йети.

    Можно предположить, что подобно медведю, впадающему в зимнюю спячку, снежный человек может на все лето укрываться в глубине горных пещер. Или попросту его следы более заметны на снегу, чем на скудой траве крутых склонов гор.

    В некоторых странах фольклор упоминает Лешего, по описаниям очень похожего на «снежного человека». Если перестать гадать, где живет Баба Яга , а просто поверить в ее существование, то и Леший становится реальным жителем глухой чащи в лесу. Предполагается, что он присматривает за животными и следит за порядком.

    Если кто-то игнорирует правила самой природы, то в силах Лешего наказать нарушителя. На самом деле этот «снежный человек» может быть человекоподобной обезьяной, которая ловко скрывается от посторонних взглядов в глубине леса. Редкие встречи заставляют ужасаться размерам и скорости передвижения существа, приписывая ему мифические свойства. Кто знает? Не было бы сильного испуга, то могли бы давно объяснить «земное» происхождение Лешего.

    • В преданиях и сказках.

    Еще в старину говорили, что для счастливой жизни человеку надо «хлеба и зрелищ». Если питание можно вырастить самостоятельно на грядках, то кто запрещает делать то же самое с развлечениями? Долгими зимними вечерами так и хочется придумать небылицу про снежного человека, который повстречался на тропе охотнику.

    А раз история - выдумка, то почему бы не воспользоваться возможностью приукрасить рассказ? Отсюда и возникает множество домыслов о том, как йети в воде обгонял быстроходную лодку, а на суше - лучшего скакуна.

    И что в мгновение ока снежный человек перемещается с места неожиданной встречи на склон горы, поближе к своей пещере. И что он способен влиять на сознание людей по необходимости, внушая страх или полное равнодушие к своей персоне...

    • В сердцах людей.

    Иногда человеку важно верить хоть во что-нибудь. Потому так легко религия входит в жизнь. Порой достаточно объяснения всех событий «Великим замыслом», чтобы вселить в сердца надежду на лучший исход.

    Для одних важно верить в Бога на небесах, для других - в мифического снежного человека на земле. И пусть даже не будет ни одного доказанного факта о существовании как первого, так и второго, но вера все равно будет расти. С психологической точки зрения уж лучше искать, где живёт Снегурочка .

    Она лицом красивее и нравом добрее. Но Снегурочка вроде как регулярно появляется раз в году, а снежный человек - непредсказуем. Так что интерес к его персоне может оправдываться желанием раскрыть все тайны природы.

    Многочисленные любительские съемки не подтверждают факта существования снежного человека на планете. Если он не является бессмертным, то где же хоть один скелет или шкура умершего йети? Все аргументы о его появлении кажутся слабыми и выдуманными. Вопросов намного больше, чем может дать проверенной информации современная наука. На данный момент каждый сам решает, верить ли в снежного человека или нет. Возможно, много лет спустя местожительства йети будет раскрыто при помощи особых технологий...

    В мире существуют множество слухов и легенд, героями которых становятся . Они оживают не только в фольклоре: находятся свидетели, которые утверждают, что встречали этих существ наяву. Снежный человек является одним из таких загадочных персонажей.

    Кто такой снежный человек?

    Снежный человек – это загадочное человекообразное существо, возможно, реликтовое млекопитающее, сохранившееся с доисторических времен. О встречах с ним рассказывают энтузиасты по всему миру. Существу дают много имен – бигфут, йети, сасквоч, энжей, миго, алмасты, автошка – в зависимости от того, в каком районе зверь или его следы были замечены. Но пока йети не пойман, не найдены его шкура и скелет, нельзя говорить о нем, как о реальном животном. Приходится довольствоваться мнением «очевидцев», десятками видео, аудио и фотографий, достоверность которых под сомнением.

    Где живет снежный человек?

    Предположения о том, где обитает снежный человек, можно выдвигать лишь основываясь на словах тех, кто его встречал. Больше всего показаний дают жители Америки и Азии, которые видели получеловека в лесных и горных районах. Выдвигаются предположения, что и сегодня популяции йети живут вдали от цивилизации. Они строят гнезда в ветвях деревьев и прячутся в пещерах, старательно избегая контакта с людьми. Предполагается, что в нашей стране йети обитают на Урале. Свидетельства существования бигфута находили в таких местностях как:

    • Гималаи;
    • Памир;
    • Чукотка;
    • Забайкалье;
    • Кавказ;
    • Калифорния;
    • Канада.

    Как выглядит снежный человек?

    Поскольку информация о снежном человеке редко подтверждается документально, его внешний вид нельзя точно описать, только выстраивать предположения. Мнения заинтересованных в этом вопросе людей могут разделяться. И все же снежный человек йети видится людям как:

    • гигант ростом от 1,5 до 3 метров;
    • массивного телосложения с широкими плечами и длинными конечностями;
    • с телом, полностью покрытым шерстью (белой, серой или бурой);
    • головой, имеющей заостренную форму;
    • широкими ступнями (отсюда прозвище бигфут).

    В 50-е годы ХХ века советские ученые вместе с заграничными коллегами поднимали вопрос о реальности йети. Известный норвежский путешественник Тур Хейердалл выдвигал предположение о существовании трех видов неизвестных науке гуманоидах. Это:

    1. Карликовые йети ростом до одного метра, встреченные в Индии, Непале, на Тибете.
    2. Истинный снежный человек – крупный зверь (до 2 м ростом) с густой шерстью и конической формой головы, на которой растет длинная «шевелюра».
    3. Гигантский йети (высота достигает 3 м) с плоской головой, скошенным черепом. Его следы сильно напоминают человеческие.

    Как выглядят следы снежного человека?

    Если сам зверь в камеру не попал, но следы снежного человека «обнаруживают» повсеместно. Иногда за них ошибочно принимают отпечатки лап других зверей (медведей, снежных барсов и пр.), иногда раздувают историю, которой не существует. Но все-таки исследователи горных районов продолжают пополнять копилку следов неизвестных существ, причисляя их к отпечаткам босых ног йети. Они сильно напоминают человеческие, но шире, длиннее. Больше всего следов снежных людей обнаружено в Гималаях: в лесных массивах, пещерах и у подножья Эвереста.

    Чем питается снежный человек?

    Если йети существуют, они должны чем-то кормиться. Исследователи предполагают, что настоящий снежный человек относится к отряду приматов, значит, имеет тот же рацион, что и как крупные обезьяны. Йети питаются:

    • грибами, плодами и ягодами;
    • травами, листьями, кореньями; мхом;
    • мелкими животными;
    • насекомыми;
    • змеями.

    Существует ли снежный человек на самом деле?

    Изучением неизвестных биологии видов занимается криптозоология. Исследователи пытаются найти следы легендарных, почти мифических животных и доказать их реальность. Также криптозоологи размышляют над вопросом: существует ли снежный человек? Пока фактов маловато. Даже учитывая, что количество заявлений от людей, которые видели йети, снимали его на камеру или находили следы зверя не снижается, все представленные материалы (аудио, видео, фото) очень плохого качества и могут быть подделкой. Не доказанным фактом являются и встречи со снежным человеком в местах его обитания.

    Факты о снежном человеке

    Некоторым людям очень хочется верить, что все сказки о йети – это правда, и у истории будет продолжение в ближайшем будущем. Но неоспоримыми могут считаться лишь следующие факты о снежном человеке:

    1. Короткометражный фильм Роджера Паттерсона 1967 года, демонстрирующий самку йети – фальсификация.
    2. Японский альпинист Макото Небука, гонявшийся за снежным человеком 12 лет, сделал предположение, что имеет дело с гималайским медведем. А российский уфолог Б.А. Шуринов считает, чтобы загадочный зверь внепланетного происхождения.
    3. В монастыре Непала хранится скальп бурого цвета, который приписывают снежному человеку.
    4. Американское общество криптозоологов назначило награду за поимку йети в 1 миллион долларов.

    В настоящее время слухи о йети пополняются, дискуссии в около научной среде не стихают, а «доказательства» множатся. По всему миру проводятся генетические исследования: слюна и волосы, принадлежащие бигфуту (по свидетельствам очевидцев) проходят идентификацию. Некоторые образцы принадлежат известным животным, но есть и такие, которые имеют иное происхождение. До сих пор снежный человек остается не разгаданной загадкой нашей планеты.

    Гималаи протянулись более чем на 2400 км вдоль северной границы Индии. Весной 1925 года фотограф Н. Томбази находился там с группой альпинистов. Они достигли ледника Зему, расположенного на высоте 4575 м. Вокруг был только снег. Если не считать нескольких небольших кустиков. Вдруг один из проводников остановился. Он указал на пятно на расстоянии порядка 300 м.

    Сначала Томбази ничего не мог разглядеть. Солнце, отражавшееся от белого снега, слепило глаза. Затем он увидел фигуру. Неизвестное существо шло прямо, иногда останавливаясь, чтобы ухватиться за кусты. По словам Томбази, оно казалось тёмным пятном на белом снегу, хотя на нём не было никакой одежды.

    Вскоре существо скрылось в густых зарослях кустарника. Через несколько часов Томбази специально решил изменить маршрут: ему хотелось пройти через то место, где они увидели неизвестного. На снегу отчётливо виднелись следы. По форме они были похожи на следы снежного человека.

    Томбази был членом Британского королевского Географического общества организации, хорошо известной во всём мире. Он, безусловно, заслуживал доверия. Фотограф не сомневался, что он видел снежного человека или Йети, как его называют местные жители.

    Обиталище Йети

    Люди называют Гималаи «крышей мира». На высоте 4575 метров круглый год лежит снег в переводе слово «Гималаи» означает «дом снегов». В Гималаях насчитывают 96 горных вершин высотой более 7000 метров, а самой высокой из них является гора Эверест, её высота составляет 8848 метров.

    Гора Эверест, или Джомолунгма, находится на границе между Китаем и Непалом. Непал небольшая страна в Гималаях, расположенная между северной частью Индии и Китаем. В предгорьях Эвереста живут шерпы. Шерпы считают, что среди заснеженных горных вершин обитают два вида существ. Один из видов они называют дзутех. Учёные считают, что это может быть обычный гималайский чёрный медведь. Второй вид это йех-тех, или Йети.

    По описаниям шерпов, Йети примерно такого же роста, как человек. У него заострённая голова, длинные руки и тело, покрытое рыжеватой шерстью. Ходит он прямо на двух ногах. Обитает Йети в высокогорных районах, где нет растительности, и круглый год лежит снег.

    Иногда Йети спускается по склонам гор, чтобы украсть в деревне пищу. Случается, что он убивает яков, которые местные жители используют для получения молока и шерсти, а также для вспашки полей.

    Европейцы наблюдали йети ещё до Н. Томбази. В 1889 году во время восхождения на Эверест английский майор Л. Уэдделл на высоте 5185 метров обнаружил на снегу большие следы, похожие на следы снежного человека. Он писал, что, по мнению некоторых его группы, «эти следы принадлежат волосатому, дикому человеку, живущему среди вечных снегов».

    Но Уэдделл решил, что это следы медведя. Более 30 лет никто не обращал внимания на его сообщение. Затем Йети получил новое имя, которое сделало его всемирно известным.

    Охота на снежного человека

    В 1921 году человек по имени Кеннет Говард Бэри сопровождал английскую экспедицию на Эверест. На высоте 6100 метров он и его команда увидели тёмные фигуры , передвигающиеся по снегу.

    Добравшись до места, Говард-Бэри обнаружил огромные следы. По словам проводников-шерпов, они могли быть остановлены метох-кангми. Так шерпы называют любое неизвестное, живущее в горах животное . Сообщая об увиденном, Говард-Бэри перевёл это название на английский язык как «Снежный человек».

    К снежному человеку было привлечено внимание газетных издательств всего мира. В то время многие альпинисты стремились первыми покорить высочайшую вершину мира гору Эверест. Теперь у них появилась ещё одна цель найти Снежного человека.

    Небылицы?

    В 1938 году капитан Овернь рассказал удивительную историю. По его словам, он без сопровождения путешествовал по Гималаям. В один из дней он обессилил и почти ослеп от яркого сияния снегов. Тогда огромный йети высотой почти 3 метра поднял его на руки и отнёс в пещеру. Там он накормил его и ухаживал до тех пор, пока капитан не смог отправиться в путь.

    В следующий раз Йети видели в 1942 году. Поляк Славомир Равиц был взят в плен советским войскам во время Второй мировой войны. Ему и шести пленным удалось бежать. Они прошли около 3200 км, перешли Гималаи и оказались в Индии .

    По пути они встретили двух огромных Йети: «Они были ростом почти 2,5 м. У них были квадратные головы, острые плечи, мощная грудная клетка и длинные руки чуть ли не до колен». Равиц рассказал, что они наблюдали за Йети в течение двух часов. Один йети был немного крупнее другого, и Равиц решил, что перед ним существа мужского и женского пола. Их, по-видимому, совершенно не интересовали люди.

    В 1951 году английские альпинисты Эрик Шиптон и Майкл Уорд, совершая восхождение на Эверест, обнаружили следы снежного человека. Они шли по ним примерно 1,5 км. Один след был очень чётким. Они сфотографировали его. Уорд положил рядом свой ледоруб, чтобы можно было судить о размерах следа. Длина следа составляла 33 см, а ширина 20 см.

    Эрик Шиптон так описывал обнаруженные следы: «Не было никаких сомнений в том, что некое огромное существо прошло здесь совсем недавно. Кем бы оно ни было, ясно одно, что это не человек, не медведь, и ни один из существующих в Азии видов обезьян».

    На следе были видны пять пальцев. Два внутренних пальца казались длиннее других. Пятка была очень широкой и плоской. Фотографии внимательно изучила группа учёных-зоологов. По их мнению, также следы мог оставить медведь или крупная обезьяна. Тем не менее, многие отказывались верить в то, что следы оставлены животным.

    На вершине мира

    Спустя два года новозеландец Эдмунд Хиллари и шерп Тенцинг Норгей первыми покорили высочайшую вершину мира Эверест. Одновременно в прессе появилось сообщение о том, что они видели следы Йети. Более того, Тенцинг заявил, что он часто видел похожие следы. Он рассказывал Хиллари, что однажды его отца преследовало на крупном склоне огромное существо .

    В 1954 году английская газета «Дейли Мейл» снарядила собственную экспедицию на поиски Снежного человека. Однако она не увенчалась успехом: удалось обнаружить только следы снежного человека. Руководил экспедицией журналист Ральф Иззард. Он сфотографировал то, что в тибетском монастыре называли скальпом Йети. В 1961 году Эдмунд Хиллари показал этот скальп специалистам. Они объявили, что скальп сделан из кожи дикого козла, обитающего в том районе!

    Тайна по-прежнему существует

    После бума 1950-х годов новых сообщений о снежном человеке было мало. Однако они продолжают поступать до сих пор. Высоко в Гималаях, безусловно, живёт какое-то существо , которое оставляет огромные следы на снегу и иногда пугает местных шерпов.

    Интересно, что сообщения о загадочном существе поступают не только из Гималаев. В частности, в Китае живёт «дикий человек», в Центральной Азии Алмас, в Северной Америке Бигфут; есть, кроме них, и другие необычные человекоподобные существа. Следы снежного человека остаются интересной темой для исследований

    : Вопрос о существовании снежного человека давно волнует людей. Кто-то не сомневается, что эти неисследованные приматы живут рядом с нами, а кто-то считает их выдумкой журналистов, жаждущих сенсаций.

    Почему-то принято думать, что серьезные ученые стараются уйти от этого вопроса. Однако это не совсем так.

    В самом конце 1950-х годов автор этого материала присутствовал на встрече небольшой группы студентов и преподавателей географического факультета Ленинградского университета со знаменитым норвежским путешественником Туром Хейердалом, еще в 1947 году переплывшим на бальсовом плоту «Кон-Тики» Тихий океан.

    Знаменитый ученый-путешественник прилетел в Ленинград по приглашению Российского географического общества, а если говорить конкретно, то Е. В. Максимова - одного из преподавателей университета. Этому русскому ученому незадолго до того удалось открыть и исследовать несколько сравнительно небольших ледников в Джунгарском Алатау.

    Один из них он назвал (по праву первооткрывателя) именем Тура Хейердала, другому присвоил имя Ленинградского университета. Знаменитый норвежец прибыл для того, чтобы получить из рук Максимова соответствующие сертификаты о присвоении его имени леднику и встретиться со студентами вуза.

    После выступления Хейердала слово взял Максимов. Он рассказал, как были открыты ледники. Но больше запомнилось иное: Евгений Владиславович довольно подробно и обстоятельно рассказал о своей встрече со снежным человеком.

    Их палатка стояла на высоте около 3 500 метров у самой границы ледниковой морены, включавшей в себя большое количество гранитных валунов. Выше располагался ледник, ниже - снежные поля, соприкасавшиеся с горным альпийским разнотравьем.

    Максимову той ночью не спалось. Сказывалась горная болезнь, вызванная недостатком кислорода и усталостью. Его помощники - студенты - крепко спали в своих спальных мешках, утомленные дневной работой на леднике. Неожиданно за стенками палатки явственно послышался шорох, а затем чьи-то осторожные шаги. Наверное, медведь пожаловал.

    Присутствие человека здесь исключалось, настолько отдаленным от жилья было то место. Вскоре шаги затихли, и Максимов наконец уснул. Каково же было удивление студентов и их преподавателя, когда утром они обнаружили на снегу следы, похожие на человеческие. Словно кто-то, специально сняв обувь, ходил босиком.

    От палатки следы вели к небольшому продовольственному складу, где под брезентом стояло несколько ящиков с крупами и консервами. Брезент был сброшен. Мешочки с припасами круп и специй перемешаны, рассыпаны. Повариха не досчиталась початой банки с говяжьей тушенкой.

    Вскоре ее обнаружили, но уже пустой, на краю ледника. Цепочка следов вела к леднику, а дальше терялась. На той встрече с Хейердалом Максимов продемонстрировал выполненные им черно-белые фотографии следов.

    Снимки были крупного формата (24 на 36 см), четкие настолько, что прекрасно просматривались кристаллы крупных снежинок. Большой палец пришельца заметно оттопырен. Для масштаба на отдельных фото был показан ледоруб, на других - горный компас.

    Это фото следа йети было сделано в Гималаях Эриком Шиптоном (1951 год).

    ОТ КАРЛИКА ДО ГИГАНТА

    Тур Хейердал спокойно и с явным интересом рассматривал фотографии. Он тут же высказал предположение, что это след йети, или, как его еще называют, бигфута, что значит «большая нога». Присутствовавшие, знавшие Хейердала не только как отважного мореплавателя, но и как известного географа и этнографа, попросили Тура прокомментировать услышанное.

    Норвежец был настолько любезен, что тут же прочитал небольшую лекцию о неизвестных науке гоминоидах.

    «В западной прессе, - сказал он, - нередко публикуют статьи о снежном человеке. В зависимости от местообитания его именуют йети, голубяван, алмаст, бигфут. Интерес к этой теме не ослабевает, ибо многочисленные встречи с йети (этот термин употребляется чаще других) убедительно говорят о том, что в природе существует по меньшей мере три типа неведомых науке животных.

    Во-первых, это карликовые йети высотой около метра. Это всеядные существа. Они покрыты густой рыжей шерстью, а след их ступни напоминает человеческий. Карликовых йети встречали в Непале, Тибете и Индии.

    Второй тип - истинный йети. Именно ему соответствует название . Эти загадочные существа тоже всеядны, а их рост составляет от 1,5 до 2 метров. Отличительный признак этого гоминоида - коническая форма головы, большой безгубый рот, сильно выдающаяся вперед нижняя челюсть и густой коричневато-красный мех, покрывающий все тело, кроме лица. Ступня у этого существа очень широкая. Вполне возможно, что это новый вид орангутана, который приспособился к хождению на двух ногах.

    И наконец, третий тип йети - это гигантское существо по имени муте, что значит «огромный», «неуклюжий». Обычное местообитание этого гиганта - высокогорные районы Индии и Непала, Бирмы, Северного Вьетнама и других азиатских стран, включая и Казахстан. Это очень пугливое существо имеет рост от 1,8 до 2,7 метра.

    Строение черепа запоминающееся: плоская голова, скошенный лоб, короткие волосы ежиком, непропорционально большие и очень сильные руки, покрытые шерстью черного или серого цвета. След этого йети ближе всех к человеческому. Очень вероятно, что в Джунгарии вы имели дело именно с ним».

    Тур Хейердал в те годы проблемой снежного человека не интересовался. Его больше занимал вопрос заселения Полинезии туземцами Южной Америки.

    Однако норвежский ученый не сомневался в существовании йети. Эта уверенность основывалась хотя бы на том, что и ему самому, и тем, кто плыл с ним на плоту «Кон-Тики», не раз приходилось наблюдать в океане неизвестные науке загадочные существа.

    НАДО УХОДИТЬ, НАЧАЛЬНИК…

    Проблемой снежного человека в 1950-е годы занималась как советская Академия наук, так и ряд организаций на Западе. Поводом для проведения комплексных научных экспедиций в СССР послужила докладная записка в Президиум Академии наук, составленная профессором Б. Ф. Поршневым и рядом других ученых. Полевые исследования велись в самых глухих и малоисследованных уголках Памира, Тянь-Шаня, Монголии.

    Ученые Англии, Швейцарии, США, Китая и других стран работали в Гималаях, Гоби, на Тибете и иных местах Азии. В нашей стране поиски осуществляли такие известные этнографы, биологи, географы, геологи, топографы, как В. Л. Хахлов, К. В. Станюкович, Р. Ф. Итс и многие другие.

    Интересные сведения о йети приводит в своих воспоминаниях кандидат геологоминералогических наук Александр Иванович Шалимов, многие годы проработавший в горных районах Азии. Побывав в 1938 году на Памире, в бассейне ледника Язгулем, Шалимов заметил пять отпечатков следов, сильно обтаявших, но с хорошо видным отстоявшим отдельно большим пальцем.

    «Откуда-то издалека, из верховьев долины, донесся странный голос, - писал Шалимов. - Потом он повторился ближе, гортанный загадочный, ни на что не похожий - не то стон, не то рычание. «Снежный человек, - сказал Мир-зо Курбанов (проводник экспедиции), - много их, надо уходить, начальник». Рабочие геологической партии стали бить в металлические предметы, раздувать сильнее огонь костра, чтобы испугать непрошеных гостей».

    Это свидетельство Шалимова подтверждает и военный топограф О. Г. Чистовский, проводивший топографическую съемку местности на Памире. Олегу Григорьевичу не раз приходилось видеть следы йети и слышать крик этого загадочного существа.

    По словам Чистовского, голос снежного человека похож на вопль разъяренного верблюда. Серьезность отношения ученых к дикому человеку подтверждает и то, что все сведения были систематизированы комиссией Академии наук СССР и опубликованы в сборнике информационных материалов.

    ПОХИЩЕНИЕ «НЕВЕСТЫ»

    Более полувека назад в одном из живописнейших районов Чаткальского хребта в Киргизии геолог А. П. Агафонов из уст 80-летнего охотника и пастуха Мадьяра услышал удивительный рассказ. Дед пастуха, Мерген, ехал со своей молодой женой берегом Сары-Челека. День был знойный, и молодые люди остановились отдохнуть у горного ручейка. Вскоре Мерген задремал.

    Его разбудил душераздирающий крик жены. Стряхнув сон, он увидел громадную обезьяну, в лапах которой отчаянно билась его жена. Смелый киргиз бросился на помощь. Ему удалось догнать похитителя и в тяжелом бою убить йети охотничьим ножом. Жена была невредима, но сильно напугана.

    Йети охотится на горных баранов. Фото из Пакистана или Афганистана

    Агафонов с большим скептицизмом отнесся к рассказу старого охотника. Тогда Мадьяр показал геологу высушенную кисть руки, извлеченную из сундука, принадлежавшего деду. Кисть, покрытая короткой густой шерстью, являлась семейной реликвией.

    Что мог возразить Мадьяру Агафонов? Похожий «сувенир» бережно хранится и в непальском монастыре Пангбоче. Монахи утверждали, что эта кисть принадлежит йети.

    С превеликим трудом удалось уговорить их передать кисть на антропологическую экспертизу в один из университетов США. Результаты превзошли все ожидания. Оказалось, что кисть принадлежит неизвестному виду приматов.

    Я ВСТРЕЧАЛСЯ С НИМ ДВАЖДЫ

    Еще более удивительный пример приводит житель Монголии Цеден. В 1934 году, совершив паломничество в монастырь Барун, он своими глазами видел приколоченную к потолку храма шкуру алмаста (название йети в Монголии и на Тибете).

    Лицо обрамляли волосы, свисавшие на длину не менее 30 сантиметров. Монахи рассказали Цедену, что этот алмаст был убит в Гоби знаменитым охотником Мангалом Дурекчи и принесен в дар гению-покровителю буддистского храма. В последний раз монахи этого монастыря видели алмаста в 1951 году. Это было огромное загадочное существо, страшно их напугавшее. Они препроводили приехавших из Китая антропологов в урочище, где, по их данным, жили алмасты.

    Китайцам, исследовавшим то место, удалось найти в одной из пещер останки человеко-подобного существа с хорошо сохранившейся кистью.

    Вещдок исследовали в Пекине, где признали, что кисть могла принадлежать животному неустановленного вида. То же было сказано и в отношении шерстяного покрытия существа.

    В 1970 году английский альпинист Уилланс заявил, что при восхождении на Аннапурну (второй после Джомолунгмы восьмитысячник в Гималаях) он дважды видел йети, а также его следы.

    В 1971 году о нападении йети на склад с продовольствием писали участники аргентинской экспедиции на Джомолунгму. Судя по глубине и размерам оставленных им следов, вес йети составил не менее 260 килограммов!

    В 1979 году английская экспедиция под руководством Дж. Уайта также обнаружила и сфотографировала следы снежного человека в долине Ханку (Непал). Участники восхождения даже слышали его пронзительный крик, который записали на магнитофонную пленку. Сопровождавшие альпинистов шерпы были согласны с тем, что кричал йети, и потребовали перенести лагерь в другое место. По преданиям непальцев, встреча со снежным человеком предвещает несчастье.

    ОДИН ШАНС ИЗ МИЛЛИОНА

    Райнхольд Месснер - покоритель всех 14 восьмитысячников планеты - в интервью итальянскому журналу «Панорама» заявил: «Во время похода на Лхоцзе я дважды встречался с йети. Это было в высокогорных лесах. На высоте 4 200 метров я увидел необычное существо, передвигавшееся на двух коротких ногах. Тело его, за исключением лица, покрывала черная густая шерсть.

    Ростом оно достигало примерно 2 метров. Вторая встреча произошла ночью, когда йети был замечен вблизи лагеря альпиниста. Неудачи прошлых экспедиций во многом происходили оттого, что ученые не знали конкретных мест, где обитают йети. Я хорошо запомнил район, где встретился с ним и даже шел 3 километра по его следу».

    Месснеру так и не удалось отыскать и пленить йети, хотя он дал слово сделать это. Но он не одинок на этом поприще - неудача постигала многих. В их числе такие известные люди, как Тигр снегов непалец Тенцинг и новозеландец Хиллари - покорители Джомолунгмы в 1953 году, англичане Хант и Изард, руководившие экспедициями в Гималаи.

    Так в чем же дело? Может быть, снежный человек - выдумка охочих до сенсаций журналистов, ученых и альпинистов? Причина, думается, в другом.

    Площадь Гималаев, Тянь-Шаня, Тибета, Гоби, Джунгарского Алатау так велика, что на ней легко разместилось бы несколько Европ. Население же этих территорий не превышает сотых долей европейского. Как и прежде, эта часть Земли плохо изучена.

    Йети, а их, по-видимому, осталось очень мало, - загадочные существа чрезвычайно осторожные. То, что снежный человек не выдумка, является бесспорным фактом, признанным даже учеными, а встречи с ним столь редки потому, что он обитает в малодоступных местах. Шанс встретить бигфута составляет один из миллиона.