Катана. Даже само слово разрезает воздух, слетая с уст, подобно своему острому лезвию, которое разрезает волос вдоль без всяких усилий.
Сколько раз в самых разнообразных фильмах мы видели суровых мужчин (а иногда и женщин), которые браво кромсают на мелкие тряпочки врагов всех мастей и видов. Этот тип двуручного меча фигурирует и в книгах, и в искусстве, и в скульптуре, а также в видеоиграх и кино. Любой мало-мальски пафосный герой, который к востоку может и не иметь отношения, стоит в развевающемся плаще и с неизменной ухмылкой шинкует супостатов. Кровь рекой, пафос соблюден, зритель доволен.
Чтобы иметь более полное представление о том, что же собой представляет этот вид клинка, нам стоит обратиться к понятию, чем является этот вид оружия:
Если вы коллекционер, и не хотите наткнуться на подделку, то стоит обратить внимание на хамон (он имеет определенную форму из-за техник ковки и закалки). Особое внимание следует уделить и рукояти, которая обязательно обтянута кожей ската и обвита шелковой лентой.
Если перед вами боевая катана, то она обтянута либо скатовой, либо простой кожей. А вот если ручка деревянная, а то и вовсе из слоновой кости, то перед вами парадная или декоративная катана.
Изготовление:
Чтобы понять насколько катана ценный вид клинка, и почему даже поныне стоит космических денег, стоит обратиться к процессу ее изготовления. Невероятно кропотливый, сложный и многоплановый, может затянуться аж до шести недель.
Для изготовления такого меча используют особый вид стали, который называют «тамахаганэ». Куски этого железа укладывают вместе, заливают глинистой массой, посыпают пеплом и ждут, пока сойдут все шлаки. При плавке все ненужные примеси выходят вместе с глиной, а полученный блок превращают в лепешку. Потом это металлическое полотно складывают еще раз и опять плющат. Спустя какое-то время, таких слоев становится почти в 12 раз больше; к слову, чем-то напоминает тесто для макарон, которое прокатывают много раз, тем самым распределяя его толщину равномерно по всей длине.
В итоге таких слоев становится около 4.000 (точнее - 2¹²), и все это - ручная работа.
Стоит помнить, что даже в классическом виде ковки не используют чистую сталь, и в нее обязательно добавляют более мягкий материал, тем самым уберегая меч от разлома в самый неподходящий момент.
Когда заготовка полностью готова к использованию, клинок вытягивают до привычных очертаний, а затем наносят слой специальной разжиженной глины, тем самым делая узнаваемый рисунок на лезвии – хамон.
Затем клинок закаляют в воде и огне, а так же в растворах, который будут характеры только для определенного кузнечного цеха.
На этой схеме катана представлена в разрезе:
Теперь давайте пройдемся по конструкции легендарного меча.
Но, прежде чем мы приступим к спецификации, следует взглянуть на общую схему структуры меча:
Существует около 12 вариаций острия (в зависимости от металла) и их стоимости:
- Мару - самая бюджетная конструкция из всех. Ее используют в танто и в ко-вакидзаси. Вся дешевизна заключается в ординарности слоев, а также в том, что сорт стали один и тот же (без примесей).
- Кобусэ - не менее бюджетная версия времен Второй мировой, которая из-за своей дешевизны пользовалась большим спросом у армии.
- Хонсаммай - самая популярная конструкция. Тут уже обе боковые части укреплены пластинами из стали более усредненной твердости. Такой меч прочный, а также имеет незакаленный обух, который предупреждает разлом меча. Присмотритесь к старым мечам: именно в этом месте видны следы от ударов.
- Сиходзумэ -вид, смахивающий на хонсанмаи, у которого сзади находится железная полоса повышенной жесткости.
- Макури - конструкция проста до безобразия: внутри мягкое сердце, а снаружи- твердая сталь.
- Вариха тэцу - легкая и простая конструкция с повышенной гибкостью.
- Орикаэси саммай -более совершенная форма хонсанмаи.
- Гомай - вариант абсолютно странный и необычный, так как напоминает сендвич: твердое железо в середине, мягкая средняя прослойка и твердая оболочка из стали.
- Сосю китаэ - самая сложная конструкция, которая сочетает в себе 7 слоев стали. Придумана мастером кузнечных дел Масамунэ и является эталонной работой.
Следом идет полировка до зеркального блеска, а после делают рукоять (тут уже простор для фантазии безграничен), которую вырезают пару дней.
Для более детального представления об устройстве этого восхитительного меча, я предоставляю вашему вниманию вот эту фотографию, правда, на ней нет кисточек на рукояти:
Помимо своей эстетики, катана показала, что является и превосходным оружием. Но прежде, чем мы перейдем к ее более детальному разбору, стоит дать ответ на некоторые вопросы
Как правильно носить катану?
И правда, что катана это режущее, а не рубящее оружие?
Чтобы дать ответ на первый вопрос , нам стоит заглянуть в историю и отправиться во времена, когда Япония перестала быть раздробленной войнами государством и ношение катаны стало уже больше традицией, чем боевой необходимостью.
Давайте же перенесемся в эпоху Сэнгоку, во времена которой выработались основные правила ношения катаны.
Носят мечи (катана идет в паре с вакидзаси) всегда слева, при этом ножны заложены за верхний пояс кимоно (оби), лезвием к небу. Что касается традиций ношения в цивильное время, то самурай, прежде, чем войти в дом, вынимал меч и далее брал его в соответствии ситуации: если возможны проблемы - то в левую руку, если в знак доверия - то в правую. При необходимости сесть катану клали неподалеку, чтоб можно было дотянутся рукой, в то время как вакидзаси не снималось (его самурай хранил в ножнах, которые затыкались за пояс).
Интересный факт касательно высокой ценности самой катаны для японского воина нам иллюстрирует история времен Второй мировой. Во все времена считалось наивысшей доблестью умереть во время битвы, сжав в руке рукоять своего меча. В 1943 году подбили самолет Исироку Ямамото, адмирала, чье обугленное тело было найдено вместе с обломками самолета. В руках мертвеца была сжата его катана, которая до самого конца была с владельцем: на земле и в воздухе.
Еще одной жутковатой традицией, связаной с сопутствующим мечем, является ритуал «сэппуку», он же «харакири».
К слову, правила ношения и хранения называют монтажом (косираэ), в эту конструкцию входят и ножны.
Когда мечом не приходится часто пользоваться, то его хранят в специальных ножнах из неотесанного дерева, зачастую из магнолии. Такой вид дерева имеет свойства защиты стали от коррозии и прочих разрушений.
В некоторых современных вариантах меч выпускают с необработанными ножнами, без лака и декора; к слову, такой вид непривлекательной коробки получил популярность в 19 веке, после запрета императора на ношение меча на публике.
Именно в этот период появился новый . Чем не шпионские игры?
Монтаж (косираэ) в деталях:
Стоит заметить, что полноценный монтаж состоит из следующих деталей (будьте внимательны при покупке якобы оригинальных мечей, если каких-то деталей не хватает - это повод поторговаться):
- хабаки (муфта, которую крепят на хвостовой части на под гардой, которая служит для надежной фиксации меча в ножнах) .
- цуба (гарда)
- сэппа (шайба под цубой и над ней)
- фути (муфта между цубой и ручкой)
- самэгава (покрытие рукояти из обычной кожи или ската)
- цука-ито (шёлковая или кожаная лента для оплетки рукояти)
- мэнуки (декор рукояти под оплёткой)
- касира или цука-гасира (колпачок на конце рукояти)
Украшениями служат фути, мэнуки и касира, которые одинаковые по тематике и узорам.
Кстати, на этой фотографии изображена цуба периода Эдо:
Теперь же дадим ответ на второй вопрос : правда ли, что катана - это режущее оружие? Да, не смотря на распространенное заблуждение, а так же неверную подачу в фильмах и играх, катана это прежде всего режущее оружие, а уж затем колющее. Но ни в коем случае не рубящее (разве что, если вам захочется ей нарубить бамбука), так как стиль боя не способствует рубящим движениям. Более того, из-за такой манеры драки, катану создавали с расчетом на рассекающий удар (одностороннее лезвие и срезанное острие):
Мастера и школы:
И тут на горизонте появляются великие мастера и школы. Раз мы выяснили, что - это режущее оружие, то, пожалуй, стоит разобраться в том, кто же был самым умелым и смертоносным законодателем восточной школы мечевых дел:
Самые старые школы боя на катанах ведут свое исчисление с XV-XVI века.
Основной идеей японского фехтования (кэнддютсу) и его техник (например иайдо), является то, что из-за конструкции меча удары следует наносить не на западный манер (то есть рубяще), а вдоль плоскости лезвия, нанося режущие удары. Потому, когда говорят о японской школе фехтования, то тут выделяется специфика самого оружия: длина и изогнутость.
Существует несколько вариаций школ и тренировок, которые отлично описал в своей книге фехтовальщик Миямото Мусаси («Книга пяти колец»).
Сам он уделяет особое внимание своей собственной технике двух мечей (нитэн-рю), а также обосновывает ее с эзотерического ракурса. Мастер говорит, что работа с катаной и сопуствующим мечом имеет сходство с эскримой (в современном понятии: Arnis de mano)
Искусство японского фехтования претерпело множество изменений и эволюционных процессов, например:
Кэндзютсу превратилось в гэндай будо.
Иайдо (внезапная атака и контратака) заимело более медитативную форму и ведет бой с воображаемым врагом.
Кэндо (бой на ) вместо боевой дисциплины превратилась в спортивную. Как и в западной манере фехтования на рапире, тут тоже присутствует комплект защиты для лица и доспехи. Насколько это спортивная или военная подготовка вариируется в зависимости от стиля (рю).
И по сей день Япония изобилирует самыми разнообразными школами традиционного фехтования, которые пережили императорский запрет (эпоха Мэйдзи) на ношение катаны и прочего вида мечей. Самые известные школы: Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю
12 Дефектов, которые можно встретить при осмотре катаны:
Как уже упоминалось вначале, катана стоит заоблачных денег, а чем она старше - тем ценнее. При выборе подобного оружия стоит обратить внимание на возможные дефекты . Они бывают критические, бывают исправимые, бывают такие, которые делают меч абсолютно испорченным и непригодным для боя. Как их распознать, а также их названия (и картинка с наглядным примером), будет приведено ниже:
Карасунокути (1). Трещина внутри лезвия. Такая трещина при прохождении через параллельную плоскость делит пополам части с закалкой и без. Может отражаться на форме меча. Если имеет влияние на форму, то меч бракованный.
Синаэ (2). Небольшой дефект в месте изгиба, появляется в следствии усталости металла. Проходит по перпендикулярной части лезвия, чаще всего на участке со сталью без закалки. Не критичный дефект.
Фукурэ(3). Косяки от сварочного процесса. Чаще всего остатки. Проявляются после полировки, портят эстетику и понижают прочность меча.
Кирикоми (4). Дефект на обратной части лезвия из-за отбивающей защиты. Легко стирается при полировке. Показатель применения меча в бою. Не серьезный дефект.
Умэганэ (5). Кузнецкая заплатка, которая прикрывает какой-то косяк. Такую штуку делают для герметизации внутреннего слоя стали, которая проступает от частых полировок.
Хагирэ (6). Зазубрина на хамоне, либо сильный изгиб, который провоцирует очень маленькую трещину – хагирэ. Зазубрину зачастую видно, а вот трещинку – нет, и именно она является самым опасным косяком.
Хакоборэ (7). Просто очень заметная зазубрина цилиндрической формы, которая зачастую является причиной трещин.
Хадзими (8) Матовый участок, который зачастую возникает после множественной заточки. Меч может утратить свой блеск. Не опасно.
Ниой гирэ (9). Причина - плохая закалка.
Такой дефект можно хорошо замаскировать шлифовкой, но не во всех случаях.
Мидзукагэ (10). Темный участок на режущей части. Причина - несколько закалок или охлаждений.
Синтэцу (11) Дефект множественной полировки. Стертый участок верхнего слоя стали, под которым проступает сердцевина меча. Он же – усталость металла.
Цукарэ (12) (на картинке его нет). Сточенный меч от постоянной шлифовки и заточки. Уставший и старый меч.
Правила ухода за катаной:
Как и любая дорогостоящая вещь, катана нуждается в уходе. Существует несколько правил по ее уходу, чистке и полировке:
Зазубрины устраняют полировочным камнем.
От старого масла (камелий или гвоздик) и грязи чистят рисовой бумагой. Перед чисткой бумагу мнут, дабы не царапать меч мелкими частицами. Если рисовой бумаги под рукой нет, то почистить меч можно обычной салфеткой без примесей и запахов.
Запачканный меч можно очистить с помощью извести. Она имеет чистящие и полирующие свойства, и при этом не царапает поверхность. Используя лист рисовой бумаги и меловой порошок, можно оттереть остатки масла и загрязнения.
После очищения клинок снова вскрывают маслами. Нужно взять свежий лист бумаги или салфетки. Нельзя брать эфирные масла, (именно они самые распространенные на наших просторах). Наносить нужно в микроскопических дозах, чтоб появилась тонкая пленка. В теории хватит двух капелек. Прежде, чем возвращать клинок в ножны, убедитесь, что не осталось каких-либо излишков от масел, иначе грязь, пыль и микротрещины вам обеспечены.
Частота повторения процедур: раз в 3 месяца, взависимости от уровня влажности в воздухе.
Кстати, каждый меч можно спокойно разобрать на составляющие:
- Клинышко из бамбука или рога, которое фиксирует лезвие в рукояти. Вытаскивается с помощью мэкугинуки, который чем-то напоминает молоток.
- Само лезвие, на которое можно взглянуть на рисунке ниже.
Ко вниманию любителей сделать все самим: не нужно разбирать меч самостоятельно, точно так же стоит самому удалять ржавчину или полировать хвостовик старых мечей. Это должен делать специалист, который сможет не только определить возраст меча и его цену, но и сделать все правильно, без риска для клинка и вашего кошелька.
Вот как выглядит меч в разобранном состоянии:
Легенды и массовая культура:
Но куда ж мы без легенд. Все любят хорошую историю. В мифологии существует масса мифического оружия, но так, как у нас в гостях , то и легенды будут связаны с ней.
Одной из древних легенд является меч Кусанаги - святой меч, который был преподнесен великой Аматерасу богом Сусаноо, а также имеет свое место среди Трех Великих Сокровищ Императора. Согласно легенде, меч добыли из хвостовой части восьмиглавого дракона. Считается, что меч управлял стихией ветра и обладал разрушительной мощью.
Еще одним достопримечательным мечом был меч Мурамаса, меч, «пробуждающий жажду крови», который, согласно легенде, пережил испытание рекой лотоса, изрезав цветы в полоски.
Существует так же множество исторически ориентированных легенд, несколько из них я приведу ниже:
Считалось, что клинки кузнеца Мондзю из Тикудзэн (период Хэйан), имели отличитеьную черту: они были невероятно острые. Его руке принадлежал меч-легенда Хигэгири, который переводится как Резчик бороды. Назвали его так, потому что при отрезании головы врага, самурай срезал им и бороду (что только добавляло клинку крутости).
Еще один жутковатый клинок это Хидзамару («Повелитель коленей), который при отрубе головы осужденному, помимо самой головы, срезал и коленные чашечки.
Еще один сверхострый клинок имел название Адзуки («боб»), который на лету разрезал бобовое зерно. Меч принадлежал кузнице мастера Нагамицу периода Камакура.
Во времена Второй мировой войны солдатам японской армии был показан пафосный и патриотичный фильм, призванный на массовую пропаганду военной мощи страны. В картине было показано, как мастер владения меча разрубает ствол пулетемета пополам.
На самом деле до сих пор не известно, насколько правдив был этот фильм, так, как его легенду не опровергали.
Но стоит указать источник этой задумки. А появилась идея про разрубание клинком оружия еще в 17 веке, когда Оно Ханкэй разрубил пополам ружье.
Конечно, даже непосвященному человеку понятно, что ствол пулемета рассчитан на повышенные нагрузки, чем ружье из старой легенды. Но, тем не менее, это все еще красивая байка военных времен, которую не захочется разрушать.
Впрочем, если вам вдруг захочется посмотреть на то, как «Разрушители легенд» пытаются уничтожить этот миф, то это видео можно найти где-то в глубинах Ютуба.
В 1662 году тестер клинков Ямано разрубил своим детищем «синто» два трупа, которые укладывались один на другой. Но, как бы круто это ни звучало, достижение Ямано было совсем не уникальным, потому, что для полного успеха необходимо было разрубить четыре трупа. Связано это было с непрекращающимися военными конфликтами, которое породило массу слухов среди самураев именно о разрубке четырех трупов.
Еще одна легенда не только среди мечей, но и среди мастеров. Был маэстро боя на ножах и мечах Кадзивара Нагато, который был настолько искусен, что перерезал на лету в прыжке ласточку. Связано это было не только с колоссальными умениями великого, но и с его невероятно острым мечом.
Также на «легендарных» мечах любят спекулировать поп-культура и видеоигры.
Вот, например, в манге и аниме очень часто фигурируют разнообразные формы катаны, ножей и прочих псевдомифмических клинков.
В аниме One Piece фигурирует аж пять видов катан, от проклятых до зачарованных, с разнообразными громкими названиями. Например: Вадо Итимондзи, Юбасири, Чёрный меч и тому подобный лоснящийся пафос.
Также, не пропустили японскую тему и товарищи из Голливуда, сняв недавно, не самый плохой фильм «47 ронинов», который основывается на одноименной легенде. Количество легендарных, вымышленных и просто красивых катан на один кадр зашкаливает. Для любителей красиво поставленных баталий обязателен к просмотру.
Японцы, как и подобает людям, гордящимся своей страной, в своей масскультуре используют множество легенд и мифов, поэтому, если захотелось вдруг посмотреть геройскую картину - вам в японское отделение трэкера.
В видеоиграх тоже не брезгуют использовать мечи направо и налево. Вот например в легендарной серии игр и аниме Devil May Cry, существует не менее обширный арсенал холодного оружия, из которого нас интересует Ямато - демоническая катана, которая принадлежала брату Данте Вергилию. Она, как и Мятежник у Данте, является наследием Спарды, их отца-демона. По истории Вселенной Devil May Cry, способна открывать и закрывать врата между мирами демонов и людей.
В целом, как вы можете видеть, катана - это не только красивое оружие, но и очень распространенное масскультурное явление, которое своим блеском и холодной утонченностью не оставит равнодушным даже самого закоченелого пацифиста.
В этой статье приведены и история возникновения этого поистине потрясающего оружия, и его тонкости изготовления, а также советы возможным покупателям.
Но, прежде всего, как автор и советчик, хотелось бы обратить ваше внимание на то, что у каждого меча есть своя душа. Если вы покупаете столь аутентичный вид вооружения, то потрудитесь дать ему имя. К слову, это поверье возникло на почве самурайских суеверий, еще времен Ако и прочих округов. Считалось, что чем удачнее имя для клинка, тем вернее оружие будет своему хозяину. Потому вы никогда не увидите дурного имени. Помимо Японии, традиция давать имя оружию была распространена и в Европе, в частности в северных странах (Скандинавия, Германия, Финляндия, Норвегия). Тамошние жители, суровые и жестокие воины, давали имя своим мечам, молотам, топорам и алебардам устрашающие имена. Самым известным молотом родом из Скандинавии, был молот Тора,и он имел немного смешное имя – Мионьмил.
Что касается мест покупки, то, если у вас достаточно средств для истинно японской катаны, то Страна Восходящего Солнца всегда рада встретить почитателей своей культуры. Но, если вы просто почитатель востока, и не имеете в запасе баснословных средств, то наш интернет-магазин предоставляет широкий выбор самых разнообразных мечей, в том числе и катан.
И на этом все. Спасибо за ваше внимание и время. Пусть и ваш клинок будет вечно острым.
Здравствуйте, друзья!
В предыдущей статье я начал рассказывать вам о катане, сегодня хочу подробнее рассказать вам об этом интересном оружии. Начнем, пожалуй, с истории возникновения.
По древнему японскому преданию, первая катана самурайский меч был создан кузнецом Амакуни в 7 веке, жившим в Ямато (древнем государстве, впоследствии в 670 году переименованном в Японию). Легенда гласит, что кузнец наблюдал за возвращавшимися с поля брани воинами и заметил, что многие выкованные им мечи сломаны - это разбило сердце мастера. Он и его сын Амакура поклялись, что смогут выковать такой прочный меч, который не подведет в самом яростном сражении.
Они закрылись в своей кузнице и целую неделю молились богам Синто, что бы те помогли им в создании совершенного меча. Сколько времени они потратили на создание меча доподлинно не известно, но в результате их стараний и появилась боевая катана. И когда в следующем году воины возвращались с войны — все мечи, выкованные Амакуни были целы. Сам император поблагодарил кузнеца за его работу.
Прародителем смело можно назвать японский меч тати (тато), повсеместно используемый японскими воинами. Тати отличается от катаны более длинным (от 75 см) и более изогнутым лезвием. Необходимо упомянуть, что тати уступает катане в качестве изготовления. Постепенно, к 15 веку японская катана вытесняет тати и становится главным оружием самурая.
Культура ношения катаны сформировалась в японском обществе к 17 веку, когда закончился период Сэнгоку («эпоха воюющих провинций»). Период, в который власть династии Асикага в Японии ослабла и появлялись княжества на периферии, которые вели постоянные междоусобные войны. Самураи носили катану обязательно в паре с коротким мечом вакидзаси. Такое парное ношение называется — дайсё («длинный -короткий» в переводе с японского). Подробно о вакидзаси мы поговорим в следующей статье.
Носить катану следует только на левой стороне, обязательно в ножнах (сая), заложенных за оби (узкий пояс, завязываемый простым узлом) лезвием вверх. Ношение самурайской катаны требует исполнения особых ритуалов. Так, входя в дом, самурай вынимал катану из-за оби и если чувствовал, что ему угрожает опасность, держал её в левой руке и был готов в любую секунду нанести удар. В знак особого уважения и доверия, самурай держал катану правой рукой. Садясь, самурай клал катану на пол, но она всегда находилась в пределах его досягаемости.
28 марта 1876 года в Японии был принят закон о запрете ношения мечей для всех, кроме военных и полицейских, а также людей в церемониальной одежде. Многие были недовольны этим запретом, поэтому в то время получило распространение ношение катаны в необработанных деревянных ножнах (сарасая) и без каких либо украшений и инкрустаций. Таким образом боевая катана становилась похожей на деревянный меч — бокуто. В 20 веке появились катаны, лезвия которых хранились в ножнах, выглядящих как деревянный посох.
Кэндзюцу — японское искусство владения мечом
Кэндзюцу появилось более 12 веков назад, когда в Японии появился класс воинов. Упор в этом искусстве ведения боя делается на мастерстве владения мечом. Зачастую, мастерство достигается многотысячным повторением ката. Ката — это последовательность движений, которые можно назвать боевыми приемами. Так, тренируясь долгое время, воин доводил знание приемов до автоматического и в бою использовал их бессознательно, на уровне рефлексов.
В древние времена тренировки часто проходили с использованием боевых мечей, из-за чего они были жестокими и травмоопасными. В более поздние времена и в современном мире используются деревянные модели мечей.
Основную идею кэндзюцу можно сформулировать следующим образом — во время атаки меч должен идти к цели не под прямым углом (нанося удар), а вдоль своей плоскости, таким образом нанося порезы. В этом и заключается уникальность и одно и основных отличий от западных техник владения мечом.
Пожалуй, самая известная и впечатляющая техника Кэндзюцу - иайдо.
Иайдо (дословно означает искусство встречать сидя) — это техника боя, которая заключается в мгновенной атаке или контратаке противника. В иайдо нет фехтования как такогого, здесь изучается именно моментальное поражение противника мечом, который изначально был в ножнах. Все приемы и движения иайдо просты. Но владение этой техникой требует не только физических способностей, но и острого ума, так как нельзя допустить ни единой ошибки и необходимо одним выверенным движением, в считанные секунды закончить поединок.
Так как бой на катанах был скоротечным (обычно от нескольких секунд до минуты), хитрость была залогом успеха. Всем своим видом (мимикой, взглядом) и поведением самурай показывал противнику, что собирается действовать в определенной манере, вынуждая противника подстраиваться под него. В этот момент самурай молниеносно атаковал противника неожиданным приемом, не давая шансов на защиту. И сражение заканчивалось.
Использование катаны
Изначально, самураи не использовали меч как основное оружие — предпочтение отдавалось лукам и копьям. катаны и другие самурайские мечи использовались, как оружие самообороны. Так же применялись для обезглавливания поверженного противника или для совершения ритуального самоубийства — сэппуку. Лишь в 15 веке, когда официально самураям разрешили использовать только мечи, катаны выходят на передний план. Именно в это время особую популярность приобретают техники владения мечом.
Катаны занимали важное место в жизни самурая, поэтому считалось необходимым иметь не одну катану а несколько. Так, в арсенале уважающего себя самурая, были боевые катаны (которые обычно выполнялись в аскетичном стиле, без украшений), катаны для торжеств и праздников (пышно украшенные). Богатую инкрустацию (драгоценными металлами и камнями) можно объяснить тем, что самураям запрещалось носить украшения. Таким образом они могли показать свой достаток и положение.
Масамунэ и Мурамаса — великие Мастера
Первый Мастер — Масамунэ. Родился в конце 11 века в провинции Сагами, где и работал. Его по праву можно считать самым известным оружейником Японии. Приобрел известность тем, что создал свою технику изготовления мечей — Сосю. Оружие по этой технологии изготавливалось по строгим канонам. Основой меча являлись четыре сваренные между собой полоски стали, которые складывались вместе и выковывались пять раз, в итоге количество слоев в клинке становилось равно 128. Этой техникой пользовалось не одно поколение его учеников. По преданиям, Масамунэ отказывался подписывать свои клинки, так как их нельзя было подделать.
Второй Мастер — Мурамаса. Основатель целой династии оружейников из провинции Исэ. Его мечи славились своей невероятной остротой. Мастер был недоволен политикой проводимой тогдашним правителем Японии и в каждый свой меч вкладывал проклятья для императорской семьи. По этой причине в 17 веке мечи Мурамаса были запрещены и их уничтожали, а хранившие их люди подвергались гонениям вплоть до смертной казни. Возможно поэтому ходит преданье, что мечи Мурамасы — кровавые мечи и могут пробудить жажду крови во владельце. До наших дней сохранились лишь четыре меча Мурамаса, один из которых носит титул самого острого меча в мире, который состоит из 25000 слоев стали.
Этих мастеров связывает одна легенда — каждый из оружейников воткнул свой меч в дно реки поросшей лотосом, цветы лотоса проходили невредимыми мимо меча Масамунэ, тогда как меч Мурамасы разрезал их на мелкие части. В данном поединке Мурамаса признал победу Масамунэ, так как по японской философии меч не является оружием агрессии, а оружием мира и создан, что бы прекращать войны.
Катана ручной работы Samurai Sword Katana, стоимость — 5248,37 руб.
Ката́на — длинный японский меч (дайто:). Действующим российским стандартом ГОСТ Р 51215-98 катана характеризуется как «Японская большая двуручная сабля с клинком длиной более 60 см». В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) — то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком». По форме клинка катана напоминает шашку, однако рукоять у неё прямая и длинная, что позволяет использовать двуручный хват. Навершие отсутствует. Небольшой изгиб клинка и острый конец позволяют наносить также и колющие удары. Отсутствие навершия крайне затрудняет фехтование одной рукой, несмотря на стандартную (около полутора килограммов) для клинкового ручного оружия массу. Возможно, это объясняется антропометрическими данными японских воинов (существует и другое объяснение— японским кузнецам в пору становления холодного оружия не был известен способ получения высококачественной стали; клинки быстро тупились, и оружие было эффективным только при рубящих ударах, что изначально предопределило двуручный хват. В более позднее время, когда была открыта высококачественная сталь, длинная рукоять уже закрепилась как традиция). В отличие от тати катана — также гражданское оружие самурая, подобно шпаге у европейских дворян XIV—XIXвв.
История развития.
Катана появилась в XV веке как следствие эволюции тати и использовалась с конца XIV века (ранний период Муромати) как традиционное оружие самурая, прежде всего в комбинации (дайсё, букв. «большой-малый») с коротким вакидзаси (сёто, букв. «малый меч»). Катана во многом похожа на более ранний китайский меч мяо дао. Подлинную японскую катану легко узнать по линии закалки (хамон), объясняющейся применением специальной техники ковки и закалки, а также рукояти (цука), обтянутой кожей ската и обвитой шелковой лентой. Для обтяжки также применялась обычная кожа. Резные рукояти из твердого дерева или слоновой кости встречаются только у декоративных и парадных мечей. Лезвие катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твердого для режущей части. Оба компонента сначала очищались путем многократного сложения и сварки, прежде чем из них ковалось лезвие.
В узком смысле катана — изогнутый (режущей частью наружу) полуторный меч с лезвием длиной в два или более сяку (2 сяку приблизительно равны 60,6 см) и рукоятью различной длины. Вес 750—1000г. Если длина лезвия менее двух сяку, то это вакидзаси, если менее одного сяку — кинжал (танто, айкути, хамидаси). Ножны для всех трех видов мечей называются сая; они делаются из дерева и покрываются лаком. Металлические ножны имеют только серийно изготовленные мечи XX века, однако и они оснащены деревянной подкладкой…
Катану и вакидзаси всегда носят на левой стороне корпуса в ножнах, заложенными за пояс (оби), лезвием вверх. Это — принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причем вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже сирасая из необработанного дерева магнолии, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто — деревянный меч. В XX веке появились замаскированные мечи, по конструкции схожие с западными шпагами-тростями: лезвие меча покоилось в ножнах, имитирующих посох из бамбука или дерева.
Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати — длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной — вакидзаси.
Конструкция.
Перед кузнецом, изготавливающим меч, издавна стояла задача создать оружие острое и одновременно долгое время сохраняющее боевые качества, не теряющее остроты, не ржавеющее и не ломающееся. В зависимости от содержания углерода в стали и закалки у него мог получиться меч с высоким показателем мартенсита, следовательно, очень твердый и долго сохраняющий остроту, однако хрупкий и ломкий. И наоборот, клинок из более мягкой стали затупляется быстрее.
Данное затруднение преодолевается путем применения многослойной конструкции. В традиционной технике внутренний слой изготавливается из низкоуглеродистой стали и покрывается твердой высокоуглеродистой сталью, которая образует верхний слой: кузнец складывает U-образно длинный узкий брусок твердой стали и вваривает в него брусок из мягкой стали. Из полученного комбинированного бруска выковывается заготовка меча, причём закрытая сторона «U» впоследствии станет лезвием. Такая комбинированная заготовка больше не подвергается складыванию.
В других конструкциях встречаются иные сочетания: например, твердая сталь вкладывается в U-образную заготовку из мягкой стали, либо твердая сталь лезвия комбинируется с мягкой сталью задней стороны и сталью средней твердости, из которой изготовлены две дополнительные боковые вкладки. Встречаются многочисленные усложненные техники, впрочем, не гарантирующие более высокого качества. Они практикуются большей частью кузнецами невысокого класса, которые таким образом стремятся обойти трудный процесс закалки.Очень короткие клинки иногда делаются из одного вида стали (мономатериал)
Более крупные образцы требуют усложненной конструкции.
- Мару — самая дешевая из всех конструкций, используемая также для танто или ко-вакидзаси; подобные одинарные клинки не подвергаются дифференцированной закалке и состоят из одного единственного сорта стали.
- Кобусэ — упрощенная конструкция меча, которая из-за невысокой стоимости имела вплоть до Второй мировой войны широкое распространение в военных конфликтах, требовавших больших объёмов оружия
- Хонсаммай — наиболее распространенная конструкция. Боковые части усилены дополнительными пластинами из стали средней твердости. Меч отличается высокой прочностью и имеет то преимущество, что обратная сторона лезвия (обух) не закалена и не дает ему сломаться. На некоторых старых мечах заметны подобные следы от ударов.
- Сиходзумэ — конструкция, похожая на хонсанмаи, у которой задняя часть лезвия защищена жесткой железной полосой.
- Макури — упрощенная конструкция, у которой сердцевина из мягкого железа целиком спрятана в оболочку из твердой стали.
- Вариха тэцу — простая, но очень гибкая конструкция.
- Орикаэси саммай — слегка усовершенствованная форма хонсанмаи
- Гомай — немного необычный вариант с сердцевиной из твердого железа, которую окружает средний мягкий слой, в свою очередь покрытый слоем твердой стали
- Сосю китаэ — одна из наиболее сложных конструкций, имеющая семь слоев стали. Практиковалась кузнецом Масамунэ, считается образцовой работой.
Катана использовалась преимущественно как режущее оружие, иногда как колющее, допускающее как двуручный, так и одноручный хваты. Старейшие школы искусства владения катаной берут свое начало в XV—XVI веках.
Основная идея японского искусства владения мечом (кэндзюцу) и базирующиеся на нём техник (таких как иайдо) заключается в том, что продольная ось меча во время атаки должна идти к цели не под прямым углом, а в вдоль своей плоскости, нанося режущие удары. Поэтому здесь уместнее говорить не об ударах — в том виде, в каком они свойственны западным техникам меча,а о разрезах. Именно поэтому клинки имеют изогнутую форму. Японский фехтовальщик Миямото Мусаси написал книгу «Горин но сё» («Книга пяти колец»), в которой он раскрывает свою технику двух мечей (нитэн-рю) и в эзотерическом ракурсе обосновывает её. Работа с катаной и вакидзаси похожа на приемы эскримы (современное название — Arnis de mano). Кэндзюцу, практическое искусство фехтования мечом, переродилось в современный вид — гэндай будо. Искусство внезапной атаки и контратаки называется иайдо и является медитативной разновидностью боя, который ведется с воображаемым противником. Кэндо — искусство фехтования бамбуковым мечом (синай), при котором обязательно ношение комплекта защиты, аналогичного фехтовальному европейскому и состоящего из шлема с решеткой, закрывающей лицо, и доспехов. Данный вид фехтования на мечах, в зависимости от конкретного стиля (рю), может практиковаться как спортивная дисциплина. В Японии до сих пор существуют многочисленные традиционные фехтовальные школы, которым удалось выжить после всеобщего запрета императора Мэйдзи на ношение мечей. Самыми известными являются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.
Основные части:
- Ха - режущая кромка
- Хабаки - крепежная муфта (чтобы клинок зафиксировался в одном положении и не двигался)
- Касира - головка рукояти
- Кои гучи - вход в ножны
- Моноучи - бьющая поверхность
- Мунэ - тупой конец клинка
- Мэкуги - бамбуковый штырь, крепящий Накаго в рукоятке клинка
- Накаго - основание лезвия
- Сагэо - веревка
- Сая - ножны
- Цуба - гарда
- Цука - рукоятка
- Синоги - ребро клинка
Второстепенные части:
- Ада схемы (концентрические, волнообразные и линейные рисунки, возникшие во время вальцовки)
- Ха мати - край Ха
- Хамон - линия закалки
- Боти - линия закалки на острие
- Екоте - разделяющая линия острия
- Дзи-ада - лезвие
- Ицу - канавка для Кодзука (нож)
- Когай - (многопрофильная булавка), или Увари-Маси (полочки)
- Киссаки - острие
- Кодзири - оконечность ножен
- Ко-синоги - ребро клинка на острие
- Куриката - петля для Сагэо
- Мунэ мати - край Мунэ
- Мэи - надписи на Накаго (имя кузнеца, год, опробование на приговоренных к смерти или трупах, и т.д.)
- Мэкуги-ана - отверстие для штыря
- Мэнуки - орнамент рукоятки
- Нагадза - длина клинка
- Накаго-дзири - оконечность Накаго
- Ниои или Ниэ - частицы мартенсита (большие называются Ниэ, маленькие - Ниои)
- Самэ-хада - кожа огромного ската, покрывающая рукоятку
- Ситотомэ - отверстие для Куриката
- Сори - прогиб
- Сэпа - шайбы
- Фути - муфта рукоятки
- Цука-ито - шнурок, обматывающий рукоятку
- Синоги-дзи - плоская часть клинка
- Яки-а (или Яки-ха) - закаленная часть клинка
- Ясури-мэ - насечка напильника на Накаго
Учигатана (uchigatana) после Периода Муромати, который является одним из типов японских мечей, так же широко известный как «самурайский меч», и в общем случае определяемый как японский меч стандартного размера, умеренно изогнутый (в противоположность более старому японскому мечу «тати» (tachi), имеющего больший изгиб) с длиной более 60 см.
Катана имеет характерный внешний вид: изогнутый, тонкий, однолезвийный клинок, круглая или квадратная , и длинная , приспособленная для двуручного хвата. Катана исторически связана с самураями в феодальной Японии, и известна своей остротой и режущими способностями.
Происхождение термина «катана»
Строго говоря, термин «катана» в японском языке применим к любому типу однолезвийного меча, причем любого происхождения, а не только японского.
Термин «катана » первоначально использовался как общий термин для однолезвийных мечей, имеющих искривление клинка. В то время как «sugata» (форма) могла быть различной, включая двулезвийную, термин сейчас используется неправильно, описывая «nihonto» (японский меч) длиной 2 «shaku» (606 мм) и длиннее, также известный как «dai» или «daito».
Эта особенность отличает катану от прямого меча «chokuto», который попал в Японию из Китая через Корею. Chokuto предположительно был первым мечом формы катаны, которая была смоделирована по подобию импортированных из Кореи мечей. Это появление первого nihonto (японского меча) произошло в начальный период японского феодализма и появления класса даймё в конце 9 века.
Произносимый как «kah-ta-han» (японское), символ кандзи изначально обозначал меч дао, или саблю либо меч в Китае, после чего слово было заимствовано португальским языком. В португальском языке значение слова «катана» было «большой нож». Поскольку в японском языке нет отдельных множественных и единственных форм, оба термина «катана» и «катаны» являются корректными.
Другой термин, дайкатана (daikatana) является псевдояпонским словом, обозначающим «большой меч», полученным в результате неправильного прочтения слова из кандзи (японское «daito»), произошедшего от китайского dadao (одной из вариаций меча дао). Ошибка прочтения возникла вследствие того, что кандзи может быть прочитан разными способами в зависимости от их комбинации или нескольких слов во фразе. Этот термин использовался в некоторых художественных произведениях для описания большой катаны; видеоигра Daikatana использует этот псевдо-термин в своем названии. Правильное название такого типа оружия это тати (tachi) отати (otachi) и нодати (nodachi).
Meitou - это редкий класс катан . Термин «Meitou» означает «знаменитый меч» или «именной меч». Это были очень ценные мечи, передававшиеся через поколения, выигранные в сражении, или подаренные в знак уважения. Meitou превосходит обычную катану почти по всем параметрам: режущая способность, износостойкость, и т.д. Meitou были очень дорогими вследствие их качества; эти катаны были ручной работы известного кузнеца, и получали свое имя в сражениях и в течении их долгого существования, и иногда даже через роялти.
История катаны
Катана появилась как альтернатива тати с более прямым клинком. Ее корни уходят по крайней мере к Периоду Камакуры – в различных национальных хранилищах Японии есть клинки, датированные той эпохой.
Рост популярности катан, как считается, был связан с изменениями характера рукопашного боя. Быстрое извлечение меча хорошо подходило для тех сражений, где победа зависела от быстрой реакции. Катана хорошо подходила для этих целей, будучи носимой за поясоподобным кушаком («obi») лезвием клинка вверх. В идеале, самурай мог выхватить меч и поразить противника одним связным движением. Ранее, искривленный тати носился лезвием вниз и был подвешенным на ремне.
Длина клинка катаны значительно изменялась на протяжении всей ее истории. В конце 14 и в начале 15 века длина клинка катаны варьировалась от 70 до 73 см. В течение начала 16 века средняя длина клинка была около 60 см. В конце 16 века средняя длина клинка была уже около 73 см.
Катана часто использовалась в паре с подобным ей меньшим вспомогательным мечом, известным как вакидзаси, или shoto (по существу короткий меч). Так же она могла носиться с танто (кинжал самурая), еще более маленьким мечом с формой, напоминающей нож. Катана и вакидзаси вместе назывались дайсё и демонстрировали социальный статус и персональную честь самурая.
Конструкция катаны
Подлинный японский меч сделан из специализированной японской стали, называемой Tamahagane, состоящей из комбинации твердой высокоуглеродистой стали и вязкой низкоуглеродистой стали. У каждого из этих видов стали есть свои преимущества и недостатки. Высокоуглеродистая сталь более твердая и лучше держит заточку, чем низкоуглеродистая сталь, но одновременно с этим является более хрупкой и может сломаться в бою. Наличие малого количества углерода позволяет стали быть более ковкой, давая стали способность поглощать энергию удара не ломаясь, но затупляясь в процессе использования. Производители катан используют сильные стороны обеих типов стали. Это достигается многими способами, наиболее распространенным является изготовление U – образной части из высокоуглеродистой стали (внешнее лезвие), и помещением ядра из низкоуглеродистой стали внутрь U – образной выемки, и затем нагревом и проковкой всей конструкции в единую часть. Некоторые оружейники используют четыре различных элемента (ядро, лезвие, и две боковые части), некоторые даже используют пять частей.
Такая собранная заготовка нагревается и куется в течение нескольких дней, затем заготовка складывается пополам и снова проковывается для удаления из нее примесей. В основном заготовка для клинка катаны складывается не более чем 16 раз, после чего она выковывается в форме клинка. На данном этапе заготовка лишь слегка изогнута, либо не изогнута вовсе. Легкий изгиб катана получает в процессе закалки клинка; кузнец покрывает клинок несколькими слоями влажного глиняного раствора, рецептура которого является своей у каждого производителя катаны, но в основном состоит из глины, воды, иногда пепла, размолотых в порошок камней, и иногда ржавчины. Лезвие меча покрывается более тонким слоем, чем стороны и спина клинка, затем подготовленный таким образом клинок нагревают, после чего помещают в воду (некоторые производители использовали масло). Глиняный раствор обеспечивал теплоизоляцию, таким образом лишь лезвие клинка подвергалось закалке, тем самым выгибая клинок из-за уменьшения напряженности кристаллической решетки на спине клинка. Этот процесс также создает на клинке особую неровную линию, называемую линией хамона, которая становится видимой только после полировки клинка; каждый хамон уникален и является своеобразной подписью кузнеца клинка.
Закалка включает в себя изменения в микроструктуре кристаллической решетки металла посредством охлаждения металла от температуры около 800С (ярко-красный цвет), в (идеале не выше чем желтый цвет). Если охлаждение происходит постепенно, металл успевает разложиться на железо и углерод, и его кристаллическая решетка возвращается в его первоначальное состояние. Однако, если охлаждение происходит быстро, кристаллическая решетка стали остается такой же, какая была в нагретом состоянии. Причина появления кривизны на правильно закаленном японском клинке заключается в том, что карбид железа, формирующийся во время нагрева и сохраняющийся при охлаждении, имеет меньшую плотность, чем у составляющих его элементов по отдельности.
После того, как клинок выкован, он должен быть отполирован. Полировка клинка занимает от одной до трех недель. Полировщик использует все более тонкие полировальные камни, пока клинок не станет зеркальным; этот процесс называется глазированием. Это делает клинок крайне острым и уменьшает его лобовое сопротивление, облегчая тем самым разрезание. Искривление клинка так же способствует увеличению его режущих способностей.
Использование катаны
Уникальная конструкция катаны, в частности ее острота, требуют весьма много предосторожностей при обращении с ней. Несоблюдение этих предосторожностей может привести к повреждению катаны или нанесения себе ранения.
Техники фехтования с катаной
Существует несколько техник использования катаны:
- Баттодзюцу – искусство обнажения меча
- Иайдо - это искусство внезапной атаки или контратаки
- Iaijutsu – искусство фехтования мечом на вытянутой руке
- Кэндзюцу – искусство владения мечом. Эта техника появилась около 9 века, когда в Японии появился класс воинов.
- Синкэндо - искусство владения мечом. Эта техника была создана в 1990 году в США Тосисиро Обатой.
Подробное рассмотрение этих школ выходит за рамки данной статьи.
Хранение и обслуживание катаны
Если катану хранить ненадлежащим способом или неправильно обслуживать, она может стать безвозвратно поврежденной. Клинок должен храниться в чехле, искривлением вниз (лезвием вверх) для обслуживания лезвия. Чрезвычайно важно чтобы клинок был хорошо смазан маслом, припудренным и отполированным, поскольку естественная влажность рук может привести к ржавлению клинка, если его вовремя не очистить. Традиционно используется масло choji (99% минерального масла и 1% гвоздичного масла для аромата). Аналогично, при хранении в течение долгого времени необходимо, чтобы катана регулярно осматривалась и при необходимости хранилась в безвоздушной среде для сохранения клинка от ржавчины или плесени (плесень может появиться на клинке из-за наличия на нем остатков соли из масла, используемого при полировке катаны).
Схожие с катаной японские мечи
- Учигатана, промежуточный меч между тати и катаной.
- Кодати, часто называемый псевдояпонским термином чискатана или когатана и ошибочно обозначаемый как катана.
- Ниндзято, более короткий, чем катана, меч, но имеющий рукоять того же размера и более прямой, с небольшим изгибом клинка. Так называемый «меч ниндзя». При том, что имеет более короткий, чем у катаны, клинок, ниндзято имеет ножны аналогичного катане размера, чтобы можно было обмануть самурая и неожиданно быстро извлечь меч из ножен.
- Тати/нодати/одати, часто называемые псевдояпонским термином дайкатана, и ошибочно считающиеся катанами.
- Вакидзаси, меч с коротким клинком, обычно носимый вместе с катаной в дайсе.
Период правления сёгуната Токугава с 1603 года был связан с уходом в прошлое искусства владения копьем. На смену кровопролитным войнам пришла эпоха техники и совершенствования воинского состязания на мечах. Искусство, связанное с именовалось «кэндзюцу», со временем превратилось в средство духовного самосовершенствования.
Значение самурайского меча
Настоящие самурайские мечи считались не просто вооружением воина-профессионала, но и символом самурайского сословия, эмблемой чести и доблести, храбрости и мужественности. С древности оружие почиталось как священный подарок богини Солнца своему внуку, правящему на земле. Меч должен был использоваться только для искоренения зла, несправедливости и защиты добра. Он являлся частью синтоистского культа. Оружием украшали храмы, священные места. В 8 веке японские священнослужители участвовали в производстве, чистке, полировке мечей.
Самурай должен был всегда держать при себе набор воина. Для мечей отводилось почетное место в доме, ниша в главном углу - токонома. Хранились они на подставке татикакэ или катанакакэ. Ложась спать, самурай клал мечи себе в изголовье на расстоянии вытянутой руки.
Человек мог быть беден, но иметь дорогой клинок в превосходной оправе. Меч был эмблемой, подчеркивающей сословное положение. Ради клинка самурай был вправе принести в жертву собственную жизнь и свою семью.
Комплект японского воина
Японские воины всегда носили с собой два меча, что указывало на принадлежность к самураям. Комплект воина (дайсе) состоял из длинного и короткого клинка. Длинный самурайский меч катана или дайто (от 60 до 90 см) - основное оружие самурая с 14-го века. Его носили на поясе острием вверх. Затачивался меч с одной стороны, имел и рукоять. Мастера боя умели убивать молниеносно, в доли секунды вытянув клинок и сделав один взмах. Такая техника называлась «иайдзюцу».
Короткий самурайский меч вакидзаси (сёто или кодати) в два раза короче (от 30 до 60 см) носился на поясе острием вверх, использовался реже, при ведении боя в стесненных условиях. С помощью вакидзаси воины отрезали убитым противникам головы или, будучи захваченными в плен, совершали сэппуку - самоубийство. Чаще всего самураи сражались катаной, хотя в специальных школах обучали бою на двух мечах.
Виды самурайских мечей
Помимо комплекта дайсе, существовало несколько видов используемых воинами.
- Цуруги, тёкуто - древнейший меч, используемый до 11 века, имел прямые края и затачивался с обеих сторон.
- Кэн - прямой древний клинок, затачивался с обеих сторон, использовался в религиозных обрядах и редко применялся в бою.
- Тати - большой изогнутый меч (длина острия от 61 см), применяемый всадниками, носился острием вниз.
- Нодати или одати - сверхбольшой клинок (от 1 м до 1,8 м), являющийся разновидностью тати, носился за спиной всадника.
- Танто — кинжал (до 30 см длиной).
- Для тренировок применялись бамбуковые мечи (синай) и деревянные (боккэн). Тренировочное оружие могло быть использовано в бою с недостойным противником, например, грабителем.
Простолюдины и мужчины низших сословий имели право защищаться малыми ножами и кинжалами, так как существовал закон о праве ношения мечей.
Меч катана
Катана - боевой самурайский меч, входящий в стандартное вооружение воина вместе с малым клинком вакидзаси. Стал применяться в 15 веке благодаря совершенствованию тати. Катана отличается выгнутым наружу лезвием, длинной прямой рукоятью, позволяющей держать его одной или двумя руками. Лезвие имеет небольшой изгиб и заостренный конец, применяется для режущих и колющих ударов. Вес меча составляет 1 - 1,5 кг. По прочности, гибкости и твердости самурайский меч катана занимает среди других клинков первое место в мире, разрубает кости, дуло винтовки и железо, превосходит арабские булаты и европейские мечи.
Кузнец, осуществляющий ковку оружия, никогда не изготавливал фурнитуру, для этого у него в подчинении были другие мастера. Катана - это конструктор, собранный в результате труда целого коллектива. Самураи всегда имели несколько комплектов фурнитуры, надеваемой по случаю. Клинок передавался веками из поколения в поколение, и его облик мог меняться в зависимости от обстоятельств.
История катаны
В 710 году легендарный первый японский фехтовальщик Амакуни использовал в бою меч с изогнутым лезвием. Выкованный из разнородных пластинок, он имел сабельную форму. Его форма не изменилась вплоть до 19 века. С 12 века катаны считались мечами аристократов. При господстве сёгунов Асикага возникла традиция ношения двух мечей, ставших привилегией самурайского сословия. Набор самурайских мечей был частью военного, гражданского и праздничного костюма. Два клинка носили все самураи, независимо от ранга: от рядового до сёгуна. После революции японские чиновники были обязаны носить европейские шпаги, тогда катаны потеряли свой высокий статус.
Секреты изготовления катаны
Клинок ковался из двух типов стали: из вязкой изготавливалась сердцевина, а из прочной - режущая кромка. Сталь перед ковкой очищали с помощью многократного сложения и сварки.
В изготовлении катаны был важен выбор металла, особой железной руды с примесями молибдена и вольфрама. Железные прутки мастер закапывал в болото на 8 лет. За это время ржавчина выедала слабые места, затем изделие отправлялось в кузницу. Оружейник превращал прутки в фольгу тяжелым молотом. Затем фольга многократно складывалась и сплющивалась. Поэтому готовый клинок состоял из 50000 слоев высокопрочного металла.
Настоящие самурайские катаны всегда отличала характерная линия хамон, появляющаяся в результате применения особых способов ковки и закалки. Рукоять меча цука обворачивалась кожей ската и заматывалась полоской шелка. Сувенирные или парадные катаны могли иметь рукояти из дерева или слоновой кости.
Владение катаной
Длинная рукоять меча позволяет эффективно им маневрировать. Для удержания катаны используется хват, конец рукояти которого надо держать в середине левой ладони, а правой рукой сжать рукоять около гарды. Синхронный взмах обеих рук давал возможность воину получить широкую амплитуду взмаха, не тратя много сил. Удары наносились вертикально по мечу или рукам врага. Это позволяет убрать оружие противника с траектории атаки, чтобы поразить его следующим взмахом.
Древнее японское оружие
Несколько разновидностей японского оружия относятся к вспомогательному или второстепенному типу.
- Юми или о-юми - боевые луки (от 180 до 220 см), являющиеся старейшим оружием Японии. Луки использовались в бою и на религиозных церемониях с древнейших времен. В 16 столетии были вытеснены мушкетами, привезенными из Португалии.
- Яри - копье (длина 5 м), оружие популярное в эпоху междоусобиц, применялось пехотой для сбрасывания противника с лошади.
- Бо - военный боевой шест, относящийся в наши дни к спортивному оружию. Существует много вариантов шеста, в зависимости от длины (от 30 см до 3 м), толщины и сечения (круглое, шестиугольное и т.д.).
- Ёрой-доси считался кинжалом милосердия, напоминал стилет и использовался для добивания раненых в бою противников.
- Кодзука или коцука — военный нож, закрепленный в ножнах боевого меча, нередко применялся и в хозяйственных целях.
- Тэссэн или дансэн утива - боевой веер полководца. Веер был снабжен стальными заточенными спицами, мог использоваться в атаке, как боевой топорик и в качестве щита.
- Дзиттэ - боевая железная дубинка, вилка с двумя зубами. Применялась в эпоху Токугава в качестве оружия полицейских. Используя дзиттэ, полицейские перехватывали самурайские мечи в схватках с буйными воинами.
- Нагината - японская алебарда, оружие воинов-монахов, двухметровый шест с небольшим плоским лезвием на конце. В древности применялась пешими воинами для атаки лошадей врага. В 17 веке стала использоваться в самурайских семьях как женское
- Кайкэн - боевой кинжал для женщин-аристократок. Использовался для самообороны, а также обесчещенными девушками для самоубийства.
В период междоусобных гражданских войн в Японии изготавливалось огнестрельное оружие, ружья с кремниевыми замками (тэппо), которые стали считаться недостойными с приходом к власти Токугава. С 16 века в японских войсках появлялись и пушки, но лук и меч продолжали занимать главное место в вооружении самурая.
Катана-кадзи
Мечи в Японии всегда изготавливались людьми господствующего класса, часто родственниками самураев или придворными. С ростом спроса на мечи феодалы стали покровительствовать кузнецам (катана-кадзи). Изготовление самурайского меча требовало тщательной подготовки. Ковка мечей напоминала богослужебную церемонию и была наполнена религиозными действиями, чтобы защитить владельца от злых сил.
Перед тем как приступить к делу, кузнец соблюдал пост, воздерживался от дурных мыслей и поступков, выполнял ритуал очищения тела. Кузница тщательно убиралась и украшалась симэ - ритуальными атрибутами, сплетенными из рисовой соломы. В каждой кузнице был алтарь для молитв и для моральной подготовки к работе. При необходимости мастер облачался в кугэ - парадную одежду. Честь не позволяла опытному мастеру изготавливать некачественное оружие. Иногда кузнец уничтожал меч, на который мог потратить несколько лет, из-за одного-единственного изъяна. Работа над одним мечом могла длиться от 1 года до 15 лет.
Технология производства японских мечей
Переплавленный металл, получаемый из магнитного железняка, использовался в качестве оружейной стали. Самурайские мечи, считающиеся лучшими на Дальнем Востоке, были такими же прочными, как дамасские. В 17 веке в производстве японских мечей стал использоваться металл из Европы.
Японский кузнец формировал клинок из огромного числа железных слоев, тончайших полосок с разным содержанием углерода. Полоски сваривались между собой во время плавления и ковки. Проковка, вытягивание, многократное складывание и новая проковка металлических полосок позволяла получить тонкий брус.
Таким образом, клинок состоял из множества сплавленных тонких слоев разноуглеродной стали. Соединение низкоуглеродного и высокоуглеродного металлов придавало мечу особенную твердость и вязкость. На следующем этапе кузнец шлифовал клинок на нескольких камнях и закаливал. Нередко самурайские мечи из Японии изготавливались в течение нескольких лет.
Убийство на перекрестке дорог
Качество клинка и мастерство самурая обычно проверяли в бою. Хороший меч позволял разрубить три трупа, положенных друг на друга. Считалось, что новые самурайские мечи необходимо пробовать на человеке. Цудзи-гири (убийство на перекрестке дорог) - название обряда пробы нового меча. Жертвами самураев становились нищие, крестьяне, путники и просто прохожие, число которых вскоре исчислялось тысячами. Власти выставляли на улицы патрули, караулы, но охрана плохо выполняла свои обязанности.
Самураи, не желавшие убивать невинных, предпочитали другой способ - тамэси-гири. Заплатив палачу, можно было отдать ему клинок, который тот испробовал во время казни осужденного.
В чем секрет остроты катаны?
Настоящий меч катана может самозатачиваться в результате упорядоченного движения молекул. Просто поместив клинок на специальную подставку, воин через какой-либо период времени снова получал острое лезвие. Меч шлифовали поэтапно, через десять уменьшающих зернистость. Затем мастер отполировывал клинок пылью древесного угля.
На последнем этапе осуществлялась закалка меча в жидкой глине, в результате этой процедуры на клинке возникала матовая тончайшая полоска (якиба). Известные мастера оставляли подпись на хвостике клинка. После ковки и закалки меч полмесяца полировали. Когда катана имел зеркальный блеск, работа считалась завершенной.
Заключение
Настоящий самурайский меч, цена которого баснословна, как правило, является ручной работой древнего мастера. Такие орудия трудно найти, так как они передаются в семьях по наследству как реликвия. Самые дорогие катана имеют мэи - клеймо мастера и год изготовления на хвостовике. На многие мечи наносилась символическая ковка, рисунки из отгоняющие злых духов. Ножны для меча также украшались орнаментами.