Истории любви: Ален Делон и Роми Шнайдер «Тот день, когда я перестану доверять тебе, станет последним в моей жизни», - так звучала реплика из кинопремьеры «Кристина», которая свела двух молодых людей. Это трагическая, хоть и красивая история любви. Эта красивая история любви начиналась так же как и многие другие. Алену было 23 года, когда он впервые увидел Роми Шнайдер, уже известную кинозвезду Германии, на съемках фильма. Их отношение друг к другу было полностью идентичным – постоянные скандалы и недопонимания. Изящная аристократка и невоспитанный сын мясника принадлежали к совершенно несхожим мирам.Но, несмотря на первоначальную вражду, между Аленом и Роми возникла симпатия, которая переросла в серьезные чувства. Так начинались многие истории красивой любви, но этой суждено было стать трагической.Девушка увидела в Алене то, чего не видела ни в одном мужчине: силу жизни и страсть. Эта любовь привела в негодование мать Роми Магду Шнайдер, известную актрису. Вопреки мнению матери и отчима, их дочь уезжает вслед за Аленом в Париж. Как она говорила позже: «Я хотела быть француженкой во всем: в жизни, стиле, занятии любовью…». Однако, ей это не удавалось: «Я для них веселая, хорошенькая, но глупая подружка гениального и неподражаемого Алена! Как же мне быть? Австрия и Германия не берут меня назад, а Франция не принимает!». Актриса полностью решает посвятить себя и свою жизнь Алену. Даже после того, как Ален не раз говорил, что «Роми – ребенок общества, которое я с ранних лет ненавидел и избегал», она продолжала учить его светским манерам и пробуждать интерес к книгам.Она делала все, чтобы стать для него единственной, пока однажды не произошла первая серьезная пробоина в их отношениях: Роми увидела девушку на коленях у Алена. Может, Роми и простила бы эту оплошность, если бы не письмо Алена с новостью, что он уходит к некой Натали Бартелеми, и у них будет ребенок.Бедное сердце останавливается, потому что устало битьсяРоми уезжает в Германию, где выходит замуж сначала за театрального режиссера Гарри Мейера, а спустя несколько лет после неудачного брака за своего личного ассистента Даниэля Бьязини. Но счастливой семейной жизни не случилось и здесь. Разведясь с Бьязини, Роми остается со своими детьми: Давидом и Сарой. Как она говорит: «Это единственное мое утешение».Ален Делон также еще несколько раз находился в браке после отъезда Роми. Но ни он, ни она не могли забыть о существовании друг друга.Они долго не общались. Только после того, как Ален узнал, что Роми, не выдержав смерти сына, покончила жизнь самоубийством, написал ей посмертное письмо:«Ты была гениальной актрисой, но ничего не смыслила в жизни. И это приносило тебе еще больше несчастий. Я говорю тебе это, потому что я знал тебя и понимал, как никто другой. Кто-то скажет, что твое существование было мифом. Но для меня этот миф приходил домой и превращался в Роми, мою женщину, чью жизнь не понимали, осуждали и преследовали. Бедное сердце останавливается, потому что устало биться. Его слишком долго дергали».Сейчас Ален Делону 79 лет, и он до сих пор вспоминает Роми. А была бы их жизнь менее трагичной, если бы не «Кристина»?..
Как заканчивается красивая любовь? Для многих она очень трагична. Что же было в истории Ален Делона и Роми Шнайдер?
Роми Шнайдер была популярной актрисой, ее мечтали заполучить самые лучшие режиссеры. Она приняла роль в фильме «Кристина», съемки которого проходили в Париже, городе любви. Тогда она не догадывалась, что путешествие в Париж изменит всю её жизнь.
В аэропорту Парижа Роми встречал партнёр по фильму, пока еще малоизвестный Ален Делон. Красавец стоял с шикарным букетом роз в руках. На друг друга они не произвели никакого впечатления.
Съемочная площадка «Кристины» превратилась в настоящее поле боя между Роми и Аленом. Они постоянно выясняли отношения. Но со временем они стали испытывать взаимную симпатию друг к другу. На одном из балов Алан приглашает Роми на танец и признается ей в любви. В 1959 году состоялось обручение молодых.
Их любовь была похожа на счастливую сказку. Когда он уезжал, слал Роми всегда телеграммы и клялся в преданности, мог прилететь к ней, бросив все свои дела.
Делон был очень энергичным человеком, он жаждал славы и мог заигрывать с нужными людьми. Однажды Роми увидела фотографию своего любимого с молоденькой блондинкой. Именно с этого фото и начался в их жизни разлад.
Вскоре Ален прекратил отношения с Роми и женился на Натали Бартелеми – той самой блондинки со злосчастного фото. Шнайдер было очень тяжело, но она ни о чем не сожалеет. Это жизнь, и мы не всегда можем знать ее правила.
Чтобы заглушить душевную боль, Роми вышла замуж за режиссера Харри Мейена. Спустя время, Ален звонит Роми и снова их отношения возобновляются. Видятся они все чаще, брак Шнайдер рушится на глазах, но счастье и с Аленом было не таким вечным.
Последние годы Шнайдер были для нее мучительным испытанием. Самоубийство Мейена, гибель сына – все эти события подкашивали ее здоровье. Она умерла 29 мая 1982 года, не выдержав такого стресса. Делон принял на себя заботы о погребении. Он чувствовал себя виноватым. В гроб на похоронах он положил такой же букет роз, какой подарил Роми при первой встрече в аэропорту Парижа…
Буккер Игорь 16.11.2013 в 16:00
После смерти Роми Шнайдер Ален Делон сказал: «Это счастье, что она умерла, она сделала это вовремя, она не пережила бы своей старости». Они были вместе 6 лет, и говорят, что после смерти Роми Делон не может смотреть фильмы с ее участием. В этой актрисе есть что-то неразгаданное: красота, талант, судьба. Ее творчество было неповторимо и блестяще.
Роми Шнайдер, а точнее Розмари Магдалена Альбах (Rosemarie Magdalena Albach) родилась в Вене. В ее жилах текла кровь нескольких поколений театральных актеров. Бабушка кинозвезды, Роза Ретти, более полувека царившая на сцене, заслужила титул "австрийской Сары Бернар". Продюсер ее матери, Магды Шнайдер (Magda Schneider), предложил Розмари роль в душещипательной мелодраме, когда девочке-подростку не исполнилось еще и 15 лет. В тот же год она снялась в фильме "Фейерверк" (Feuerwerk), взяв себе прославивший ее впоследствии псевдоним Роми Шнайдер (Romy Schneider).
Между жизнью Роми Шнайдер и ее ролями так много общего, как, пожалуй, ни у какой другой актрисы. Всякий раз она привносила свой личный опыт на экран, возможно пытаясь, отыскать саму себя. "Теперь мой возраст - 54 фильма", - сказала Роми в 1979 году, когда ей исполнился 41 год. Уже в своей дебютной ленте "Когда вновь зацветет белая сирень" (Wenn der weiße Flieder wieder blüht), Роми столкнулась с личной драмой своего детства - уходом отца. В картине она сыграла дочь беззаботного певца, который бросает ребенка и ее мать. В этой роли снялась ее родная мать Магда Шнайдер. Родной отец Роми, актер Вольф Альбах-Ретти (Wolf Albach-Retty), был таким же ветреным, и долгое время совсем не заботился о своей дочери. Она повстречалась с отцом в 1963 году во время съемок фильма "Кардинал". Он так никогда и не выразил своего раскаяния. До самой его смерти Роми безуспешно надеялась, что отношения между ними еще наладятся.
Она стала настоящей европейской кинозвездой довольно рано, в 1957 году после выхода картины "Сисси" (в оригинале: Sissi - Schicksalsjahre einer Kaiserin ). Миниатюрную девушку мечтали снимать многие режиссеры. У актрисы появился выбор. На съемках картины "Кристина" (Christine), которая снималась во Франции, Роми в сопровождении матери и отчима вылетела в Париж, где у трапа самолета ее встретил с букетом красных роз партнер по будущей картине малоизвестный актер 23-летний Ален Делон (Alain Delon), которого Роми раньше никогда не видела. Первая встреча разочаровала обоих молодых людей. "С первого дня съемок, - писала она в своем дневнике, - мы находились в состоянии войны и так цапались друг с другом, что от нас летели пух и перья. Никому не удавалось нас помирить".
Однако, играя влюбленных, актеры незаметно вошли в роль. Поцелуй в кадре оказался судьбоносным для обоих. Волшебная сила искусства преобразовала лицедеев во влюбленных. Однажды на балу кинематографистов, состоявшемся в Брюсселе, Делон пригласил Роми на танец, во время которого на ломаном немецком объяснился ей в любви и предложил переехать к нему в Париж. В марте 1959-го, несмотря на сопротивление матери Роми, они обручились. После съемок "Рокко" Висконти задумал поставить на сцене "Театра де Пари" пьесу английского драматурга шекспировской эпохи Джона Форда (John Ford) "Как жаль, что ты потаскуха" ("Tis Pity She"s a Whore). На главные роли он пригласил Алена и Роми.
До того как приступить к репетициям, Висконти познакомил "симпатичную австрийскую булочку" с прославленной Коко Шанель, чтобы сделать из Роми настоящую парижанку. Под ее руководством актриса совершенствовала свою внешность с помощью диеты, сауны, гимнастики и бассейна. Кроме того, Шанель сумела привить ей утонченный вкус и изысканные манеры. "Три человека полностью изменили мою жизнь, - позже писала Шнайдер, - Ален, Висконти и Коко Шанель".
Вскоре знаменитый режиссер Саша Питрофф пригласил Роми на роль Нины Заречной в чеховской "Чайке". Ален Делон должен был играть Треплева, но отказался, так как ему предложили главную роль в фильме "Марко Поло". Впервые Роми отправилась на гастроли без Алена. В гардеробной, у зеркала, она рядом с его фотографией складывала телеграммы с примерно следующим содержанием: "Душой и сердцем с тобой сегодня и навсегда. Твой муж". В Ницце из-за переутомления актриса попала в больницу. Ален незамедлительно прилетел к ней. В Париж они вернулись счастливые. Однако их идиллия длилась недолго.
В 1963 году Роми отправилась в Голливуд на съемки фильма "Процесс". После работы с такими художниками мирового кино, как Висконти и Уэллс, актриса надеялась, что за океаном ее ждет звездный час. Однако ее ожидания оказались напрасными. На "фабрике грез" ей дали понять, что она не может рассчитывать на главные роли.
Как-то раз на глаза Роми попалась газета с фотографией Делона, держащего на коленях хорошенькую блондинку, с игривой подписью: "Флирт или любовь?" Ее сердце сжалось от предчувствия неминуемой беды. В тот же день ей позвонил Делон. Свалив вину на охотящихся за скандалами репортеров, он уверял ее в своей верности и любви. Однако при первой же встрече Роми поняла, что отныне их больше ничего не связывает. Несколько дней спустя она улетела в Лос-Анджелес, отказываясь верить, что их отношениям пришел конец.
Летом 1964 года Роми получила от Делона письмо, в котором он просил у нее прощения и сообщал о своей женитьбе на Натали Бартелеми (Nathalie Barthélemy), урожденной Франсин Канова (Francine Canovas), взявшей теперь его фамилию. Однако, несмотря на частую смену жен и любовниц, Ален не мог окончательно расстаться с Роми и летел к ней по первому ее зову.
Однажды на церемонии открытия культурного центра в Берлине она познакомилась с известным немецким режиссером Харальдом Хаубенштоком (Harald Haubenstock) - скорее известным под своим творческим псевдонимом Гарри Мейен (Harry Meyen), который был намного старше нее. Неназойливое мягкое ухаживание сухопарого воспитанного интеллектуала стало настоящим бальзамом для истерзанной души Роми. В своем муже она души не чает. Из-за любви к ней Мейен развелся со своей женой, с которой прожил много лет. Решив, что он поможет ей навсегда забыть причиненные Делоном страдания, Роми вышла за него замуж и уехала с ним в Берлин. 1 декабря 1966 года появился на свет их первенец Давид. Сын ее возлюбленного и его жены - Антони Делон (Anthony Delon) родился двумя годами ранее. Детей от Делона у Роми никогда не было. Роми с большим удовольствием возится с малышом и, кажется, вполне счастлива в браке. На следующий год, словно наваждение, Делон сообщает о своем разводе с Натали.
В 1970 году актриса вылетела в Мексику на съемки фильма "Убийство Троцкого" (L"Assassinat de Trotsky), где ее партнерами были Делон и муж Элизабет Тейлор Ричард Бартон. Работа с профессионалами мирового класса подняла ей настроение, но за пределами съемочной площадки она мучилась от одиночества.
Она обожала носить брючные костюмы черного цвета и скрывать свои волосы под шапочкой. Со свойственной ей скромностью актриса считала, что самое прекрасное в ней - ее лицо, остальное тело совершенно недостойно внимания. Кинокритики отмечали, что даже в скверных лентах, лицо Роми было прекрасным. В конце октября 1974 года Роми Шнайдер впервые появилась на немецком телевидении в стиле роковой женщины-вамп в ток-шоу Дитмара Шёнхерра (Dietmar Schönherr) "Позже вечером" (Je später der Abend). С зажатой между изящными пальцами дымящейся сигаретой она будила в мужчинах самые фривольные их желания, оставаясь при этом недоступной.
1977 год оказался для Роми счастливым. Будучи беременной вторым ребенком, она все чаще проводила время в кругу семьи, с упоением изображая домохозяйку. Утопающий в зелени дом, пронзительно-синее небо Южной Франции наполняли ее сердце радостью, которая достигла высшей точки после рождения дочери Сары. После вручения ей премии "Сезар" за роль в фильме Клода Coтe (Claude Sautet) "Простая история" (Une histoire simple) Роми восторженно воскликнула: "Исчезли злые тени прошлого. Я счастлива и любима, как никогда".
Как утверждали многие ее знакомые, она сама себя сглазила. В 1979 году Харри Мейен повесился в своей гамбургской квартире на шейном платке Роми. Самоубийство Харри Мейена актриса восприняла как грозное предзнаменование. Воспоминания о короткой жизни с ним и нелепом разрыве причиняли ей невыносимую боль. Мучительным чувством вины она терзалась всю оставшуюся жизнь. В мемуарах одной актрисы, которые Роми так и не дочитала до конца, она подчеркнула слова итальянского поэта Габриеле д"Аннунцио: "Я знаю, что значит слава - это приближение ночи".
В своем 55-м фильме "Банкирша" (La Banquière) Роми снялась, будучи на грани нервного срыва. Она выкуривала по несколько пачек сигарет в день и не расставалась с бутылкой. Став замкнутой, актриса избегала любого общения и все свободное от съемок время проводила в своей гримерной. Фильм принес ей колоссальный успех. После премьеры "Банкирши" Роми вернулась в пустой дом. Даниэль, решив немного отдохнуть от нее, уехал в Лос-Анджелес. Увы, он так и не стал ее достойным спутником жизни.
Она пользовалась любым случаем, чтобы сказать о себе самой. В картине Лукино Висконти "Людвиг II" (в оригинале просто: Ludwig ), ее героиня говорит юному баварскому королю: "Триумфы быстро забываются, или позже вызывают самую яростную критику". И зритель понимал, что в этом эпизоде она говорит о молодой Роми, которая уже через два года после небывалого успеха картины "Сисси", скатилась на 20-е место в рейтинге популярности среди немецких звезд кино.
Алкоголь и одиночество сыграли пагубную роль в жизни актрисы. У нее начались депрессивные страхи, из-за которых она не могла находиться перед камерой. Режиссеру ничего не оставалось, как вызвать Даниэля. Он немедленно приехал. Успокоив Роми и убедившись в том, что она пришла в норму, он отбыл назад. После его отъезда она снова стала спасаться от бессонницы, запивая снотворное вином. Однажды ее нашли е гостиничном номере, лежащей без сознания. Спасли ее не только врачи. В группе работал симпатичный юноша Лоран Петен (Laurent Petin). Только благодаря своему возлюбленному, который был на десять лет ее моложе, Роми дотянула до конца съемок.
25 августа 2009, 13:26Впервые они увидели друг друга в 1958 году в парижском аэропорту.Делон поехал в аэропорт, чтобы встретить исполнительницу главной роли в его новом фильме "Кристина". Продюсер сунул ему в руки букет белых роз и отправил к трапу.
Розмари и Ален дежурно улыбнулись друг другу, недоуменно фыркнув про себя что-то вроде: "И это о нем (о ней) мне столько рассказывали?!" Больше до съемок они не общались, тем более что Роми пока вообще не говорила по-французски, да и не о чем им было беседовать, настолько разными были их интересы, вкусы, взгляды на кино и на жизнь.
Делона воспитывал отчим-мясник, который научил парня свободно управляться ножами и топором. Затем Ален прошел армию, воевал во Вьетнаме. Актерского образования он так и не получил, но с первой же минуты появления в кадре красавчика Делона камера "влюблялась" в него. Однако на пробах к фильму "Кристина" все шло как-то не так... У Алена ничего не получалось, он чувствовал себя слоном в посудной лавке.
"Что сегодня с парнем? Чем вы его напугали? - кричал режиссер. - Куда делась его наглость? Он же зажат! И костюм велик, надо поменять. Ален, давай еще раз попробуем. Помни, что это совершенно другое время, надо быть легче, изысканнее!"
В ответ Делон промолчал, расправил плечи и принял довольно свирепый вид, что тоже никак не подходило образу красавца лейтенанта Франца. Алену был совершенно чужд романтический настрой картины. А в довершение ко всему ему сообщили, что главная роль Кристины написана специально для австро-немецкой звезды Розмари Магдалены Альбах-Ретти.
Дочери известной актрисы Магды Шнайдер было всего двадцать лет. Двумя годами ранее девушка снялась в многосерийном фильме, где сыграла Сиси, австрийскую императрицу Елизавету, после чего прославилась на всю Германию и Австрию. "На меня смотрели как на сдобную венскую булочку, которую все хотели попробовать", - говорила Розмари, мечтающая сыграть нечто более серьезное, чем роль Сиси. И вот наконец ей предложили достойную работу, съемки предстояли во Франции. В свое время с этой же роли началась и карьера ее матери. А это добрый знак.
Магда Шнайдер решила лететь с дочерью. Розмари без нее никогда не подписывала контрактов. "Кроме того, это чужая страна, - думала фрау Альбах-Ретти, - где мою дочь никто не знает, и лучше все самой проконтролировать".
Магда пыталась уберечь дочь. Когда-то, много лет назад, будучи совсем молоденькой девчонкой, она влюбилась в самого лучшего мужчину на свете, который оказался ловеласом. Его звали Вольф Альбах-Ретти. Он гордился своим аристократическим происхождением и старался получать от жизни только удовольствие. Поэтому, когда у пары появился маленький ребенок, Вольфу стало скучно, и он ушел из семьи.
"Юность, - говорила мать дочери, - это прекрасное, но очень жестокое время. Ты думаешь, что учишься на ошибках других, а тем временем делаешь их сама".
Она выбрала его сама в партнеры. По дурацкой фотографии, на которой, конечно же, не видно было его голубых глаз. Это уже потом девочки на всех континентах станут наклеивать его фотокарточки в школьные альбомы и вырезать из журналов не совсем удачные картинки из кинофильмов.
«У Делона в то время была репутация героя, близкого к уголовному миру. Но вкрадчивость, агрессивность и красота делали его идеальным героем-любовником», – вспоминал режиссер фильма «Кристина» Пьер Гаспар-Ют.
Лето 1958 года. Ален встречает австрийскую кинозвезду Роми в аэропорту Орли. Она узнает его по фотографии, но отнюдь не влюбляется, вопреки поздним утверждениям, с первого взгляда. В нем как-то «все слишком» – слишком молод и слишком хорош, да и одет слишком франтовато. Чуть позже – обед в «Лидо». Роми, конечно, в сопровождении мамаши, Ален – с приятелем. Обе дамы не говорили по-французски, джентльмены – по-немецки. Делон знал лишь одну фразу «Ich liebe diech» – и нашептывал ее на ушко Роми, не придавая этому слишком большого значения.
Затем будущих партнеров провожают в Брюссель на Бал кино. Поездка на поезде сближает Роми и Алена, и, встречая парочку на перроне вокзала, мамаша раздраженно замечает дочери: «Ты влюбилась!» Влюбляться в актеришку порядочной барышне никак нельзя было. Отчим Ганс Герберт Блазхейм связывал с ее будущим далеко идущие планы. Девочка пока тиха, покорна, и не восстает против семейных бюргерских устоев. Но, проводив Алена в аэропорт, после окончания съемок, она безутешно рыдает, и, спустя двое суток, улетает в незнакомый Париж, к нему, уже любимому.
Из дневника Роми: «В Париже я познакомилась с настоящим Аленом, колючим, импульсивным юношей, который ходил в джинсах и рубашке, всегда опаздывал на съемки, носился по городу на своем «Рено» и рассказывал мне невероятные истории».
Их первый совместный фильм «Кристина» не принес особенной радости ни актерам, ни продюсерам, ни зрителям. Но это был их общий фильм, знак их любви, их тайной страсти, их невинной встречи.
22 марта 1959 года состоялось их обручение. Не обошлось тут без настойчивых усилий Магды Шнайдер. Девочке из хорошей семьи надлежало уже официально считаться невестой. Хотя, безусловно, из практичного дома улетала «курица, несущая золотые яйца». Ален согласился на этот мещанский акт, понимая, что иначе им с Роми не жить вместе. В кинотеатрах перед сеансами в новостях радостно сообщали: «Самая красивая пара современного кино наконец обручилась!» Говорят, именно этот промоушен и сделал тогда имя Делону.
В Париже влюбленные снимают большую квартиру на авеню Мессина, а выходные проводят в деревне. Делон перестроил старую усадьбу в комфортабельный современный дом. Они принимают друзей, гуляют с собаками и катаются на лошадях. Роми покупает книги для Алена, читает вместе с ним, а потом, вместе бурно обсуждают прочитанное.
Ален снялся в фильме Рене Клемана «На ярком солнце», принесшим ему баснословный гонорар – тридцать пять миллионов франков. Его называют достойным преемником Жерара Филиппа, отмечая сочетание «души дьявола» и «лика ангела». Пройдя за два года стремительный взлет, он стал звездой.
Роми ведет свой подробный дневник и, описывая их совместные вечера, признается самой себе, как непохожи они друг на друга. То они задыхаются от любви и веселья, то восходящая звезда позволяет себе скандалы с битьем посуды и рукоприкладством, то оставляет невесту надолго, проводя уйму времени с друзьями, многие из которых были ему слишком близки. «Не только женщины, не только…», – стыдливо уточняет она.
Затем в их жизни начались бесконечные переезды, разлуки, соперничество, желтая пресса и отсутствие самого необходимого - общения. Этот непростой союз периодически сотрясался от ссор.
"Роми принадлежала к тому классу, который я ненавидел больше всего на свете, - вспоминал Ален Делон. - Как я мог за короткий срок освободить ее от тех привычек и убеждений, которыми ее пичкали до этого двадцать лет?"
На глазах у публики и читателей светской хроники складывалась старая как мир любовная история про красавицу и хулигана. Их неодолимо тянет друг к другу, но, как жить вместе, они не знают.
Магда Шнайдер, читая очередное интервью дочери, ненавидела Делона за то, что тот так унижал и изводил Роми. "Он мог делать с ней буквально все, что хотел, он совершал насилие над ней - как физическое, так и духовное, - говорила мать актрисы. - Поцелуями и побоями он заставлял ее приобщаться к новой морали, суть которой: все дозволено. Мужчины могут бить женщин. Мужчины могут спать с мужчинами. За это они могут получать деньги, роли или квартиры... Это страшно!"
Вскоре они отправляются в Италию. Лукино Висконти пригласил Делона сниматься в фильме «Рокко и его братья». Роми здесь только в качестве невесты. Но она внимательно следит за всеми наставлениями мэтра, буквально впитывая уроки мастерства.
Именно тогда, отметив красоту и обаяние молодой актрисы, Висконти приглашает Роми принять участие в театральной постановке по пьесе Джона Форда «Нельзя ее развратницей назвать». Тема более чем опасна – инцест. Висконти задумал выпустить ее под шокирующим названием – «Как жаль, что она – шлюха!» Это его пощечина буржуазному затхлому мирку, унижающему людей. Висконти задумал пригласить на роли брата и сестры, ставших любовниками, настоящую любовную пару. Вот почему ему понадобилась Роми, и вот почему на роль ее брата он пригласил, конечно же, Алена Делона. В одном из интервью режиссер признавался: «Эту пьесу трудно играть, ибо нужны очень молодые, свежие, очень красивые исполнители. Чтобы зритель понял, почему эти двое потянулись друг к другу. Эта пара идеальных любовников призвана обнажить низменность страстей и глубокую порочность общества. Ален и Роми смогут это сделать, к тому же они действительно выглядят, как брат и сестра».
Декорации были помпезными, костюмы изысканными и безумно дорогими. Роми и Ален впервые должны были выйти перед живыми зрителями и сыграть свои роли с начала и до конца истории. Совсем не так, как привыкли в кино – разорванными сценами и эпизодами.
Но Роми еще слишком плохо говорит по-французски. Она была дотошной и педантичной – не задумываясь, пошла на курсы. Трудилась до изнеможения на репетициях и занятиях, а тут еще угодила в больницу с жесточайшим приступом аппендицита. Премьеру отложили на три недели. Наконец теплым мартовским вечером 1961 года, на сцену полуторатысячного зала вышла ослепительная красавица с перетянутым после операции животом. Она была отважной и целеустремленной – эта императрица Сисси!
В зале – весь цвет мировой культуры – Жан Кокто и Анна Маньяни, Ингрид Бергман и Ширли Маклейн. Мадам Шнайдер решила посмотреть на свою непослушную дочь на сцене и волновалась больше самой дебютантки. Впервые ощутив энергетику зала, Ален и Роми с достоинством провели спектакль. Но лавров театральных актеров так и не снискали. Хотя Делон и сейчас время от времени пытается возобновить свои сценические эксперименты. «Ощущая дыхание зала, его подчиненность тебе, испытываешь опьянение», – признается он.
«Когда же свадьба?» – недоумевают в обществе. Ален, отшучиваясь, демонстрирует обручальное кольцо на мизинце. Роми совсем не так весело кивает, соглашаясь во всем. Кажется, их не волнует официоз, все у них прекрасно. Примером им служит пара Ива Монтана и Симоны Синьоре. Их отношения – образец для Делона. Он сам, конечно, изменился. Никаких кожаных курток и мотоциклов! Элегантный денди, восхищающийся музыкой Баха и Моцарта. Где намерен сниматься? Только у первоклассных режиссеров и не менее двух фильмов в год.
Лето 1961 года. Роми и Ален отдыхают в Монте-Карло. Затем отправляются в Италию. Делон – к Микеланджело Антониони, задумавшему фильм «Затмение», Роми – к Висконти, в ленту «Боккаччо-70». Сценарий написан на основе новеллы Мопассана. Роми должна играть роль аристократки, сексуальной и привлекательной. Висконти, стремясь вывести актрису на нужные ему эмоции, намеренно провоцирует унизительные скандалы. Конечно, он одновременно демонстрирует Делону несколько примерных способов обращения с любимыми женщинами. Но Ален сам прекрасно знал и практиковал их в действительности. Добившись от Роми взрыва невыдуманных состояний, Висконти в знак примирения подарил актрисе фамильный перстень.
Премьера фильма на Каннском фестивале 1961 года имела скандальный успех именно из-за этой роли. Роми оторвалась от знакомого зрителю образа снежной королевы и органично вошла в роль богатой вздорной кокетки. Не выходя из этого имиджа, Роми обставила свою парижскую квартиру антикварной мебелью, стала появляться в роскошных бриллиантах и элегантных костюмах от Коко Шанель, с которой дружила.
Роми Шнайдер отправляется представлять «Боккаччо-70» в США и задерживается там на целый год. Последовали выгодные, но не слишком интересные предложения сняться в нескольких картинах. В перерывах между съемками Роми летает в Европу к Алену, который снимается сразу в нескольких фильмах. Работа, работа и почти никакой личной жизни. Это у нее…
А что же он? Снова начались съемки в кино, и влюбленным пришлось разъехаться по разным странам. Так они жили пять лет. Редко виделись, но успевали ссориться. Ни Роми, ни тем более Ален не успевали заделывать новые пробоины в бортах своего семейного корабля.
В начале 1963 года Шнайдер снималась в Голливуде. Ален не прилетел к ней - то ли действительно не мог, то ли просто не захотел. Когда Роми вернулась в Париж, в аэропорту ее тоже никто не встречал. И дома было холодно и пусто. Роми прошла в комнату и замерла - на столе стояли черные розы. Под ними записка: "Мы были обвенчаны, не успев пожениться. Мы совсем не видимся и сталкиваемся лишь в аэропортах. Наша профессия лишает нас всякого шанса избежать разрыва. Я возвращаю тебе свободу и оставляю себе твое сердце".
А в августе 1964 года Делон внезапно присылает с приятелем письмо, в котором прощается с Роми, и сухо сообщает, что женится на другой. Через два месяца после свадьбы его жена Натали рожает сына Антони. Скоро, совсем скоро Ален останется с ребенком на руках, коварно брошенный, но все равно не отмщенный. Конечно, Роми давно уже подозревала, что у него есть другая. А тут еще несложившийся проект Лукино Висконти о русской авантюристке Марии Тарновской.
Все сорвалось – и работа, и любовь…
Спустя некоторое время, Роми соглашается участвовать в церемонии открытия в Западном Берлине ресторана своего отчима. В разгар пышного торжества она знакомится с директором берлинского театра «Комедия» и режиссером Гарри Мейеном. Он женат и старше ее на четырнадцать лет. Они долго встречаются, находя много общего, и наконец она отвечает согласием на предложение руки и сердца. Мейен разводится с женой, и летом 1966 года было объявлено об их с Роми помолвке. Шумная свадьба и рождение долгожданного сына Дэвида Кристофера. Кажется, Роми счастлива. Она живет с мужем в Гамбурге и на два года отказывается от работы в кино. Она – любящая мать и только…
Но тут поступает предложение, от которого она никогда бы не смогла отказаться. Делон объявляет о съемках фильма «Бассейн», пригласив в качестве режиссера Жака Дерея, и в качестве своей партнерши – Роми Шнайдер. Сыграть интересную, но не слишком замысловатую историю в этом фильме могли только актеры, связанные общим страстным и до конца не изжитым прошлым.
Они не виделись шесть лет и отправляются вместе на знаменитый курорт Сен-Тропез, чтобы на арендованной для съемок вилле пережить катарсис вымышленных, но таких близких героев. Они затевают между собой нешуточный актерский поединок, победителя в котором быть не могло. До сих пор фильм «Бассейн» нельзя смотреть без ощущения оголенного нерва, протянутого по дну этой роковой истории.
Со стороны казалось, что Роми Шнайдер довольно легко пережила разрыв с Аленом. Она продолжала много работать, вышла замуж, родила сына. Но c того самого дня, когда она увидела на столе черные розы, ее жизнь превратилась в борьбу с самой собой. После свадьбы с Гари она пыталась убедить себя в том, что наконец успокоилась. Что у нее больше нет мучительного чувства пустоты, которое возникло после расставания с Делоном. Она ставила рекорды и покоряла все новые вершины профессии, а ее личная жизнь напоминала борьбу за надежду на счастье.
Внешне оба они были, казалось, вполне благополучны. Она – в своей любящей семье. Он – в вихре страстей и новых увлечений. Но он до сих пор не может пересматривать этот фильм, потому что Роми уже нет рядом.
После «Бассейна» Роми снимается много – по три картины в год. Ее буквально затягивает водоворот съемок, все дальше уходит она от семьи, мужа и даже ребенка. Гарри начал пить, да и скандалы стали вспыхивать все чаще.
Роми снова встречается с Лукино Висконти, пригласившим ее сыграть повзрослевшую Сисси в фильме «Людвиг».
Еще раз Делон и Шнайдер встретились на съемках фильма "Убийство Троцкого". Роми пригласили туда по просьбе Алена и дали небольшую роль девушки Гиты, которая одновременно теряет по своей вине любимого учителя Троцкого и любовника (его сыграл Делон), который оказывается его убийцей.
Они виделись на премьере и больше не пересекались. Наступил период, когда Шнайдер хотелось казаться непредсказуемой и независимой. Она заставила прессу вздрогнуть, отказавшись от предложений сыграть в "Мужчине и женщине" и в "Последнем танго в Париже". Она развелась с обожающим ее мужем и снялась обнаженной для Playboy, считая этот поступок "единственной возможностью выпрыгнуть из упаковки с гламурной этикеткой "Роми Шнайдер".
На съемках она впервые почувствовала в себе зародившуюся болезнь, сведшую ее в конце концов в могилу. Но пока, пока еще – блистательная работа с Ивом Монтаном в фильме «Сезар и Роза». Гран-при Каннского фестиваля 1972 года и признание Роми Шнайдер лучшей французской актрисой!
Жизнь – как весы, то одна чаша перевешивает, то другая. Муж не желает делить жену с кинематографом. Скандалы, ссоры. Роми начала пить. Срываются съемки, не помогает грим…
В конце концов, расставшись с мужем, Роми забирает сына и уезжает в Париж. В город, в котором она всегда была счастлива. В ее доме появляется молодой мужчина – Даниэль Бьязини. Он становится для Роми всем – помощником, шофером, нянькой и даже сиделкой. Последнее, к сожалению, становится все больше насущной потребностью. Роми, пропускавшая каждую роль через себя, становится все слабее, все уязвимее. Она выходит замуж за своего верного Бьязини и ждет ребенка. Но судьба оказалась безжалостной. Автомобильная авария, выкидыш и тяжелейшие травмы. А всего через несколько дней она узнает о смерти своего учителя – Лукино Висконти.
Забыться, забыться – значит снова окунуться в работу. Но ей уже под сорок, значит и роли не те, что хотелось, и ребенка нужно торопиться родить. В 77-м Роми родила недоношенную девочку. Дети, любящий муж, и снова работа…
Через два года она получает страшное известие – Гарри, ее бывший муж покончил с собой. А еще через некоторое время их общий сын Дэвид трагически погибает, сорвавшись с забора и наткнувшись на гвозди. И тут на помощь приходит, как ни странно, Ален Делон. Именно он помогает Роми с похоронами сына.
Она просто не успевает поднять головы. Несчастья одолевают ее. Словно злая фея неустанно подбрасывает черные карты.
Роми перестает верить Бьязини и расстается с ним. Ее новый друг Лорен Петен не в силах заменить ни верного Даниэля, ни самого близкого человека Алена.
Делон снова пытается сблизиться с Роми, ему безумно жаль ее – красивую и такую несчастную свою первую любовь. Он пытается выдернуть ее из депрессии и предлагает сделать еще один совместный фильм. Не удалось.
Актриса заглушает горе и болезнь антидепрессантами и алкоголем. От прежней красавицы Роми Шнайдер ничего не осталось. Она покупает домик в деревеньке под Парижем, и последнюю свою роль в фильме «Прохожая из Сан-Суси» посвящает сыну.
29 мая 1982 года во всех газетах был опубликован некролог, в котором говорилось, что Роми Шнайдер убила себя огромной дозой барбитурата, прописанного ей от депрессии. Однако позже было объявлено, что первая версия неверна, а смерть наступила в результате сердечного приступа.
В это же время "Пари-матч" опубликовал письмо Делона к бывшей возлюбленной: "Ты говорила, что ничего не смыслишь в жизни, но зато все умеешь делать в кино. Но чем больших успехов достигает актер, тем более он несчастлив. Не об этом ли говорит судьба Греты Гарбо, Мэрилин Монро, Риты Хейуорд? И твоя... Это страшная профессия для женщины. Я говорю это как мужчина и актер, который лучше других знал и понимал тебя. Кто-то скажет, что ты была мифом. Но этот миф приходил домой и превращался в мою Роми. Женщину, чья жизнь не была понята, о которой дурно писали, которую осуждали и преследовали. В своем одиночестве такой миф быстро изнашивается. И бедное сердце останавливается, потому что устало биться. Его слишком долго дергали...
Буккер Игорь 16.11.2013 в 16:00
После смерти Роми Шнайдер Ален Делон сказал: «Это счастье, что она умерла, она сделала это вовремя, она не пережила бы своей старости». Они были вместе 6 лет, и говорят, что после смерти Роми Делон не может смотреть фильмы с ее участием. В этой актрисе есть что-то неразгаданное: красота, талант, судьба. Ее творчество было неповторимо и блестяще.
Роми Шнайдер, а точнее Розмари Магдалена Альбах (Rosemarie Magdalena Albach) родилась в Вене. В ее жилах текла кровь нескольких поколений театральных актеров. Бабушка кинозвезды, Роза Ретти, более полувека царившая на сцене, заслужила титул "австрийской Сары Бернар". Продюсер ее матери, Магды Шнайдер (Magda Schneider), предложил Розмари роль в душещипательной мелодраме, когда девочке-подростку не исполнилось еще и 15 лет. В тот же год она снялась в фильме "Фейерверк" (Feuerwerk), взяв себе прославивший ее впоследствии псевдоним Роми Шнайдер (Romy Schneider).
Между жизнью Роми Шнайдер и ее ролями так много общего, как, пожалуй, ни у какой другой актрисы. Всякий раз она привносила свой личный опыт на экран, возможно пытаясь, отыскать саму себя. "Теперь мой возраст - 54 фильма", - сказала Роми в 1979 году, когда ей исполнился 41 год. Уже в своей дебютной ленте "Когда вновь зацветет белая сирень" (Wenn der weiße Flieder wieder blüht), Роми столкнулась с личной драмой своего детства - уходом отца. В картине она сыграла дочь беззаботного певца, который бросает ребенка и ее мать. В этой роли снялась ее родная мать Магда Шнайдер. Родной отец Роми, актер Вольф Альбах-Ретти (Wolf Albach-Retty), был таким же ветреным, и долгое время совсем не заботился о своей дочери. Она повстречалась с отцом в 1963 году во время съемок фильма "Кардинал". Он так никогда и не выразил своего раскаяния. До самой его смерти Роми безуспешно надеялась, что отношения между ними еще наладятся.
Она стала настоящей европейской кинозвездой довольно рано, в 1957 году после выхода картины "Сисси" (в оригинале: Sissi - Schicksalsjahre einer Kaiserin ). Миниатюрную девушку мечтали снимать многие режиссеры. У актрисы появился выбор. На съемках картины "Кристина" (Christine), которая снималась во Франции, Роми в сопровождении матери и отчима вылетела в Париж, где у трапа самолета ее встретил с букетом красных роз партнер по будущей картине малоизвестный актер 23-летний Ален Делон (Alain Delon), которого Роми раньше никогда не видела. Первая встреча разочаровала обоих молодых людей. "С первого дня съемок, - писала она в своем дневнике, - мы находились в состоянии войны и так цапались друг с другом, что от нас летели пух и перья. Никому не удавалось нас помирить".
Однако, играя влюбленных, актеры незаметно вошли в роль. Поцелуй в кадре оказался судьбоносным для обоих. Волшебная сила искусства преобразовала лицедеев во влюбленных. Однажды на балу кинематографистов, состоявшемся в Брюсселе, Делон пригласил Роми на танец, во время которого на ломаном немецком объяснился ей в любви и предложил переехать к нему в Париж. В марте 1959-го, несмотря на сопротивление матери Роми, они обручились. После съемок "Рокко" Висконти задумал поставить на сцене "Театра де Пари" пьесу английского драматурга шекспировской эпохи Джона Форда (John Ford) "Как жаль, что ты потаскуха" ("Tis Pity She"s a Whore). На главные роли он пригласил Алена и Роми.
До того как приступить к репетициям, Висконти познакомил "симпатичную австрийскую булочку" с прославленной Коко Шанель, чтобы сделать из Роми настоящую парижанку. Под ее руководством актриса совершенствовала свою внешность с помощью диеты, сауны, гимнастики и бассейна. Кроме того, Шанель сумела привить ей утонченный вкус и изысканные манеры. "Три человека полностью изменили мою жизнь, - позже писала Шнайдер, - Ален, Висконти и Коко Шанель".
Вскоре знаменитый режиссер Саша Питрофф пригласил Роми на роль Нины Заречной в чеховской "Чайке". Ален Делон должен был играть Треплева, но отказался, так как ему предложили главную роль в фильме "Марко Поло". Впервые Роми отправилась на гастроли без Алена. В гардеробной, у зеркала, она рядом с его фотографией складывала телеграммы с примерно следующим содержанием: "Душой и сердцем с тобой сегодня и навсегда. Твой муж". В Ницце из-за переутомления актриса попала в больницу. Ален незамедлительно прилетел к ней. В Париж они вернулись счастливые. Однако их идиллия длилась недолго.
В 1963 году Роми отправилась в Голливуд на съемки фильма "Процесс". После работы с такими художниками мирового кино, как Висконти и Уэллс, актриса надеялась, что за океаном ее ждет звездный час. Однако ее ожидания оказались напрасными. На "фабрике грез" ей дали понять, что она не может рассчитывать на главные роли.
Как-то раз на глаза Роми попалась газета с фотографией Делона, держащего на коленях хорошенькую блондинку, с игривой подписью: "Флирт или любовь?" Ее сердце сжалось от предчувствия неминуемой беды. В тот же день ей позвонил Делон. Свалив вину на охотящихся за скандалами репортеров, он уверял ее в своей верности и любви. Однако при первой же встрече Роми поняла, что отныне их больше ничего не связывает. Несколько дней спустя она улетела в Лос-Анджелес, отказываясь верить, что их отношениям пришел конец.
Летом 1964 года Роми получила от Делона письмо, в котором он просил у нее прощения и сообщал о своей женитьбе на Натали Бартелеми (Nathalie Barthélemy), урожденной Франсин Канова (Francine Canovas), взявшей теперь его фамилию. Однако, несмотря на частую смену жен и любовниц, Ален не мог окончательно расстаться с Роми и летел к ней по первому ее зову.
Однажды на церемонии открытия культурного центра в Берлине она познакомилась с известным немецким режиссером Харальдом Хаубенштоком (Harald Haubenstock) - скорее известным под своим творческим псевдонимом Гарри Мейен (Harry Meyen), который был намного старше нее. Неназойливое мягкое ухаживание сухопарого воспитанного интеллектуала стало настоящим бальзамом для истерзанной души Роми. В своем муже она души не чает. Из-за любви к ней Мейен развелся со своей женой, с которой прожил много лет. Решив, что он поможет ей навсегда забыть причиненные Делоном страдания, Роми вышла за него замуж и уехала с ним в Берлин. 1 декабря 1966 года появился на свет их первенец Давид. Сын ее возлюбленного и его жены - Антони Делон (Anthony Delon) родился двумя годами ранее. Детей от Делона у Роми никогда не было. Роми с большим удовольствием возится с малышом и, кажется, вполне счастлива в браке. На следующий год, словно наваждение, Делон сообщает о своем разводе с Натали.
В 1970 году актриса вылетела в Мексику на съемки фильма "Убийство Троцкого" (L"Assassinat de Trotsky), где ее партнерами были Делон и муж Элизабет Тейлор Ричард Бартон. Работа с профессионалами мирового класса подняла ей настроение, но за пределами съемочной площадки она мучилась от одиночества.
Она обожала носить брючные костюмы черного цвета и скрывать свои волосы под шапочкой. Со свойственной ей скромностью актриса считала, что самое прекрасное в ней - ее лицо, остальное тело совершенно недостойно внимания. Кинокритики отмечали, что даже в скверных лентах, лицо Роми было прекрасным. В конце октября 1974 года Роми Шнайдер впервые появилась на немецком телевидении в стиле роковой женщины-вамп в ток-шоу Дитмара Шёнхерра (Dietmar Schönherr) "Позже вечером" (Je später der Abend). С зажатой между изящными пальцами дымящейся сигаретой она будила в мужчинах самые фривольные их желания, оставаясь при этом недоступной.
1977 год оказался для Роми счастливым. Будучи беременной вторым ребенком, она все чаще проводила время в кругу семьи, с упоением изображая домохозяйку. Утопающий в зелени дом, пронзительно-синее небо Южной Франции наполняли ее сердце радостью, которая достигла высшей точки после рождения дочери Сары. После вручения ей премии "Сезар" за роль в фильме Клода Coтe (Claude Sautet) "Простая история" (Une histoire simple) Роми восторженно воскликнула: "Исчезли злые тени прошлого. Я счастлива и любима, как никогда".
Как утверждали многие ее знакомые, она сама себя сглазила. В 1979 году Харри Мейен повесился в своей гамбургской квартире на шейном платке Роми. Самоубийство Харри Мейена актриса восприняла как грозное предзнаменование. Воспоминания о короткой жизни с ним и нелепом разрыве причиняли ей невыносимую боль. Мучительным чувством вины она терзалась всю оставшуюся жизнь. В мемуарах одной актрисы, которые Роми так и не дочитала до конца, она подчеркнула слова итальянского поэта Габриеле д"Аннунцио: "Я знаю, что значит слава - это приближение ночи".
В своем 55-м фильме "Банкирша" (La Banquière) Роми снялась, будучи на грани нервного срыва. Она выкуривала по несколько пачек сигарет в день и не расставалась с бутылкой. Став замкнутой, актриса избегала любого общения и все свободное от съемок время проводила в своей гримерной. Фильм принес ей колоссальный успех. После премьеры "Банкирши" Роми вернулась в пустой дом. Даниэль, решив немного отдохнуть от нее, уехал в Лос-Анджелес. Увы, он так и не стал ее достойным спутником жизни.
Она пользовалась любым случаем, чтобы сказать о себе самой. В картине Лукино Висконти "Людвиг II" (в оригинале просто: Ludwig ), ее героиня говорит юному баварскому королю: "Триумфы быстро забываются, или позже вызывают самую яростную критику". И зритель понимал, что в этом эпизоде она говорит о молодой Роми, которая уже через два года после небывалого успеха картины "Сисси", скатилась на 20-е место в рейтинге популярности среди немецких звезд кино.
Алкоголь и одиночество сыграли пагубную роль в жизни актрисы. У нее начались депрессивные страхи, из-за которых она не могла находиться перед камерой. Режиссеру ничего не оставалось, как вызвать Даниэля. Он немедленно приехал. Успокоив Роми и убедившись в том, что она пришла в норму, он отбыл назад. После его отъезда она снова стала спасаться от бессонницы, запивая снотворное вином. Однажды ее нашли е гостиничном номере, лежащей без сознания. Спасли ее не только врачи. В группе работал симпатичный юноша Лоран Петен (Laurent Petin). Только благодаря своему возлюбленному, который был на десять лет ее моложе, Роми дотянула до конца съемок.