Советский противолодочный ракетный комплекс корабельного базирования РПК-1 «Вихрь» (82Р) (по классификации МО США и НАТО - FRAS-1). Разработан НИИ-1 (ныне Московский Институт Теплотехники) под руководством главного конструктора Н. П. Мазурова. Пусковые установки разрабатывались в СКБ-203 МАП (ныне КБ «Старт») под руководством А. И. Яскина.
В 1963 году две универсальные установки М-11 для запуска «Вихря» были представлены на государственные испытания на Феодосийском полигоне.
Серийное производство ракет «Вихрь» началось в 1964 году на заводе № 7 в Свердловске. В том же году ракета прошла первый этап государственных испытаний. Пуски производились как с наземных пусковых установок, так и с ОС-332 – модернизированного противолодочного корабля проекта 159. Второй этап государственных испытаний состоялся уже на головном корабле проекта 1123 Москва – противолодочном крейсере Москва – в 1967 году.
Официально ракетный корабельный противолодочный комплекс «Вихрь» (РПК-1) с неуправляемыми ракетами 82Р приняли на вооружение по постановлению Совмина СССР № 440-168 от 12 июня 1968 года.
Комплекс РПК-1 «Вихрь» получили два крейсера проекта 1123 Москва и три крейсера проекта 1143 Киев.
В состав комплекса РПК-1 «Вихрь» входят:
— Баллистическая неуправляемая ракета 82Р
Ракета 82Р с двухкамерным твёрдотопливным двигателем и нормальной аэродинамической конфигурацией. При старте ракеты с короткой направляющей включался твердотопливный двигатель ракеты с осевым соплом. После схода ракеты с направляющей ПУ происходил запуск двигателя проворота, с помощью которого осуществлялась стабилизация ракеты, путём её вращения за счет косо поставленных сопел двигателя проворота и аэродинамических стабилизаторов.
— Пусковая установку МС-18
МС-18 - двухбалочная стабилизированная наводящаяся ПУ тумбового типа с нижней подвеской двух ракет, устройством хранения, подачи и заряжания. Боезапас хранился в подпалубном погребе и размещался в 2 вращающихся барабанах под ПУ. Барабан вмещал 8 ракет расположенных вертикально и имел один подающий люк. Для пуска следующей ракеты барабан поворачивался, чтобы очередная ракета заняла позицию под подающим люком. Погреб оборудован системами контроля микроклимата, пожаротушения, контроля уровня излучений. Использовалась на опытовом судне ОС-332 и противолодочных крейсерах проекта 1123 «Москва» и «Ленинград».
— Система управления стрельбой ПУСТБ-1123 «Спрут»
Корабельная система управления и наведения «Спрут» имела силовой электрический привод дистанционного автоматического поворота ПУ в вертикальной и горизонтальной плоскостях, работала от системы обмена информацией МВУ-200 «Море-У» или гидроакустических средств по типовым схемам в зависимости от обстоятельств ведения боя.
Корабельная система управления и наведения «Спрут» включала:
Центральный прибор управления стрельбой (ЦПУС), который обеспечивал наведение ПУ по азимуту и углу места, управление предстартовой подготовкой и одиночный или залповый пуск с ПУ.
Приставку «Тифон» вычислительную машину (ВМ) обеспечивающую обработку информации целеуказания, выработку данных, классификацию целей с выбором типовой схемы использования противолодочного оружия корабля и определение главной цели, распределение целей между противолодочным оружием.
Гировертикаль, которая автоматически выдавала данные учета углов бортовой и килевой качки в систему управления ПУ.
Главным средством целеуказания служили корабельные гидроакустические средства освещения надводной и подводной обстановки.
Станция измерительных приборов, которая обеспечивала контроль параметров сети и распределения электропитания по приборам КСУ.
Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления.
По подводным целям принятые данные целеуказания поступали в вычислительную машину (ВМ) приставки «Тифон», которая определяла оптимальный алгоритм поражения цели противолодочным оружием корабля в зависимости от дальности до неё. Ракета или ракеты при залповой стрельбе подавались из барабана на направляющие ПУ. ПУ разворачивалась по азимуту и углу места в направлении на цель. После старта ракеты или ракет при залповой стрельбе они выводились на траекторию полёта в направлении цели. Полет ракеты или ракет проходил неуправляемым методом. При подходе к цели в точке ожидаемых координат ракета или ракеты совершали сброс боевой части (бомбы). Атака цели происходила с высотной траектории полёта ракеты. Сброшенная носителем бомба имела предустановленную перед стартом глубину подрыва СБЧ до 200 метров. За счет огромной кинетической энергии взрыва ядерной БЧ она могла уничтожить любые цели в радиусе 1,5 км от точки подрыва, на глубине до 500 метров и на дальности до 24 км от места старта.
По надводным кораблям принятые данные поступали в вычислительную машину (ВМ) приставки «Тифон», которая определяла оптимальный алгоритм поражения цели с учётом расчётного упреждения. Ракета или ракеты при залповой стрельбе подавались из барабана на направляющие ПУ. ПУ разворачивалась по азимуту и углу места в направлении на цель. После старта ракеты или ракет при залповой стрельбе они выводились на траекторию полёта в направлении цели. Полет ракеты или ракет проходил неуправляемым методом. При подходе к цели в точке ожидаемых координат ракета или ракеты совершали сброс боевой части (бомбы). Атака цели происходила с высотной траектории полёта ракеты. Сброшенная носителем бомба имела предустановленную перед стартом глубину подрыва СБЧ 0 метров. За счет огромной кинетической энергии взрыва ядерной БЧ она могла уничтожить надводную цель или ордер кораблей в радиусе 1,2 км от точки подрыва и на дальности от 10 до 24 км от места старта.
Уничтожение подводных лодок ракетами «Вихрь» должно было осуществляться по данным целеуказания от собственного гидроакустического комплекса корабля или от внешних источников (вертолет, гидроакустический буй). ПУС «Спрут» обрабатывал поступающую информацию и выдавал углы наведения пусковой установки МС-18. Стрельба могла проводиться одиночными ракетами или двухракетными залпами. Ракета оснащалась специальной боевой частью. Взрыв БЧ происходил после приводнения на глубинах от 0 до 200 м. При пусках на максимальную дальность расчетное отклонение ракеты составляло 1200 м, а радиус поражения лодки – около 1500 м. Без применения ядерного заряда эффективность комплекса «Вихрь» была близка к нулю.
Комплекс РПК-1 «Вихрь» сняли с вооружения в начале 1980-х годов, а его носители отправили за рубеж на металлолом.
Тактико-технические характеристики РПК-1 «Вихрь»:
Калибр, мм: 540;
Длина ракеты, мм: 6000;
Вес ракеты, кг: 1800;
Дальность стрельбы максимальная, км: 24;
Дальность стрельбы минимальная, км: 10;
Скорость погружения, м/с: 12;
Глубина действия, м: 500;
Управляемые ракеты «Вихрь-1» / Фото: cdn.topwar.ru
Концерн завершил исполнение контракта на поставку в российские Вооруженные силы новых управляемых ракет "Вихрь-1" на 13 миллиардов рублей, сообщили во вторник журналистам в пресс-службе компании.
По словам гендиректора компании Алексея Криворучко, "Калашниковыу" удалось в кратчайшие сроки не только наладить крупносерийное производство ракет, но и решить вопрос с заменой импортных комплектующих на отечественные.
Техническая справка
Противотанковый ракетный комплекс «Вихрь» начал разрабатываться в 1980 году, как основное противотанковое средство перспективного боевого вертолета Ка-50 и самолета Су-25Т - модификации штурмовика Су-25 с расширенными возможностями по поражению бронетехники. Головным разработчиком комплекса стало тульское КБП.
При разработке ракет комплекса «Вихрь» определяющим было ограничение по диаметру, так как для наружной подвески вертолета предполагалось разместить до 12 ПТУР в ТПК, а на штурмовике до 16 ПТУР в ТПК. Поэтому для ракеты было принято рекордно высокое удлинение корпуса. Это способствовало снижению аэродинамического сопротивления и, соответственно, обеспечению требуемых характеристик по скорости и дальности.
Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка» со складным дугообразным крылом и складным ПГО. В полете, ракета вращается вокруг своей продольной оси.
В передней части корпуса расположен отсек с лидирующим зарядом тандемной БЧ, воздушно-динамическим рулевым приводом закрытого типа с лобовым воздухозаборником и четырьмя аэродинамическими рулями, выдвигаемыми из ниш назад по ходу ракеты. Там же в головной части ракеты расположен неконтактный взрыватель необходимый для повышения эффективности применения по воздушным целям. Далее следует основная кумулятивно-осколочно-фугасная БЧ.
За БЧ расположены топливо маршевого двигателя и сам твердотопливный двигатель ракеты, имеющий два косонаправленных сопла. В конце хвостового отсека ракеты расположена аппаратура управления с приемником лазерного излучения.
При нахождении в ТПК к корпусу ракеты прилегают Х-образно расположенные 4 раскрываемые специальным механизмом консоли крыла, имеющие в плане пятиугольную форму, а при виде от носка ракеты загнутые по часовой стрелке.
Хранение, транспортировка и применение ракеты осуществляются с использованием транспортно-пускового контейнера, с гарантийным сроком складского хранения 10 лет.
Первый вариант комплекса «Вихрь» с управляемой ракетой 9А4172 был принят на вооружение в 1985 году. Высокая эффективность комплекса подтвердилась в ходе сравнительных испытаний вертолетов В-80 с комплексом «Вихрь» и Ми-28 с ПТРК «Штурм-ВМ» с ПТУР «Атака», проводившихся с сентября 1986 г. по октябрь 1986 г. на Гороховецком полигоне, а позднее в ходе войсковых учений в Закарпатье, где штурмовик Су-25Т успешно действовал против условного противника, оснащенного самыми новейшими в то время, образцами зенитных ракетных комплексов ПВО Сухопутных войск СССР.
Су-25Т / Фото: btvt.narod.ru
Ка-52 / Фото: btvt.narod.ru
Дальнейшим развитием комплекса «Вихрь» стал высокоточный авиационный КУВ армейской авиации «Вихрь-М» с УР «Вихрь-1» принятый на вооружение в 1990 году и предназначенный для поражения широкого спектра бронированных наземных, надводных и малоскоростных воздушных целей на дальностях до 10000 м включительно.
Он включает в себя: сверхзвуковые ракеты с высоким поражающим действием; многоканальные средства связи, целеуказания, автоматического прицеливания; различные системы управления огнем, объединенные информационно и технически в единый блок. Все это позволяет обеспечить полную автономность средств поражения после пуска.
Оснащение армейской авиации комплексами управляемого вооружения «Вихрь-М» обеспечивает эффективное использование вертолетов и штурмовиков в условиях современного боя, позволяет в короткие сроки решать самый широкий круг задач и продуктивно взаимодействовать с сухопутными подразделениями.
Фото: bastion-karpenko.ru
Отличительными особенностями КУВ «Вихрь-М» являются:
- большая дальность стрельбы, в сочетании с малым полетным временем сверхзвуковой ракеты и высокой помехоустойчивостью системы управления, обеспечивает выживаемость воздушного носителя в дуэльном бою со средствами ПВО противника.
- высокая сверхзвуковая скорость ракеты способствует снижению уязвимости носителя во время атаки и позволяет в одном заходе поразить несколько целей.
- высокая вероятность попадания в малоразмерную цель за счет применения автоматической системы слежения за целью и высокоточной лазерно-лучевой системы управления ракетой
- полная помехоустойчивость системы управления в условиях оптических и радиопомех
- поражение широкой номенклатуры наземных, надводных и воздушных целей
Всесуточный оптико-электронный прицельный комплекс «Шквал-М» входящий в КУВ «Вихрь-М», осуществляет автоматический поиск и опознавание цели с последующим захватом, сопровождением и выполнением атаки. Автоматическая аппаратура прицельного комплекса «Шквал-М» разработанного Красногорским механическим заводом «Зенит» включает в себя телевизионный и тепловизионный каналы обнаружения и слежения за целью, лазерный дальномер и канал наведения ПТУР, а также систему двухплоскостной стабилизации.
При приближении к району вероятного нахождения цели, на расстоянии 12 - 15 км пилот включает режим сканирования местности прицельным комплексом «Шквал-М». Если координаты района вероятного нахождения цели заранее заведены в БЦВМ авиационного носителя, то сканирование местности комплекс «Шквал-М» начинает автоматически.
После обнаружения цели, пилот в режиме максимального увеличения осуществляет ее опознание, совмещает метку на экране телевизионного индикатора с целью таким образом, что она занимала 3/4 ее площади, а затем нажатием кнопки автоматического слежения переводит аппаратуру в режим автосопровождения. Прицельный комплекс переходит на автоматическое сопровождение цели, а по достижении разрешенной дальности производит пуск ракеты. При пилотировании вертолета цель должна была оставаться в переделах углов слежения аппаратуры «Шквал-М»: до ±35° по азимуту и от +5° до -80° по углу места. Прицельный комплекс способен обеспечить автоматическое сопровождение цели даже после кратковременного исчезновения ее изображения - например, в тех случаях, когда между вертолетом и танком оказывается другой объект. В том случае, если все-таки имел место сбой автоматического слежения, летчик осуществлял повторный захват цели.
Пуск ракеты производится после захвата цели на автосопровождение. Комплекс обеспечивает возможность одновременного обстрела одной цели двумя ПТУР и обстрел до четырех целей в течение 30 секунд. Вероятность уничтожения малоразмерной подвижной цели класса «танк» ракетой «Вихрь-1» не менее 0,8.
Для расширения номенклатуры поражаемых целей комплексом «Вихрь-М» разработаны и приняты на вооружение управляемые ракеты с фугасной (термобарической) и осколочной БЧ.
Основные достоинства ракеты «Вихрь-1» и автоматической прицельной аппаратуры наиболее полно реализуются в составе обеспечивающего достаточный обзор вертолетного комплекса или вооружения штурмовика. Тем не менее, стремясь расширить область применения комплекса, КБП провело инициативную проработку самоходного комплекса с размещением на легкобронированных шасси типа БМП-3 и даже на джипах. С учетом возможности многоцелевого применения - по наземным и воздушным целям, летящим на скоростях до 800 км/час включительно, а также упрощающей эксплуатацию унификации с вертолетным комплексом можно достаточно оптимистично оценить перспективы наземных вариантов комплекса, особенно для поставок в страны с ландшафтом и климатическими условиями, способствующими достаточно частой реализации уникальных возможностей комплекса по максимальной дальности стрельбы.
"Вихрь-М" / Изображение: bastion-karpenko.ru
Дальнейшее развитие комплекса «Вихрь» связано в первую очередь с установкой на авиационные носители (Ка-52, Ми-28Н) оборудования обеспечивающее применение ПТУР во всех метеоусловиях днем и ночью, а также с разработанными в 90-х годах новыми ПТУР 9М227, 9М227О-1 с лазерно-лучевой ГСН, реализующих принцип «вижу-стреляю», 9М227М1, 9М227Ф, 9М227О-2 с ИК (тепловизионной) ГСН, реализующих принцип «выстрелил-забыл» и 9М227М2 с пассивной радиолокационной ГСН. Новые ракеты имеют увеличенную дальность пуска до 12 - 14 км и несколько большую скорость полета.Основные ТТХ ПТРК «Вихрь-М» С УР «Вихрь-1»
Год принятия на вооружение | 1990 |
Длина ТПК, мм | 2870 |
Диаметр ТПК, мм | 152 |
Масса ракеты в ТПК, кг | 59 |
Длина ракеты, мм | 2750 |
Диаметр корпуса ракеты, мм | 130 |
Размах крыла ракеты, мм | 380 |
Масса ракеты, кг | 45 |
Масса БЧ, кг | 12 |
Масса ВВ, кг | около 6,0 |
Число ступеней | 2 |
Двигатель | РДТТ |
Максимальная скорость, м/с | 610 |
Время полета на максимальную дальность, с | 28 |
Диапазон дальностей пуска, м | 400 - 10000 |
Диапазон высот пуска, м |
5 - 4000 |
Тип БЧ |
тандемная, кумулятивная-осколочно-фугасная |
Взрыватель | комбинированный - контактный мгновенного действия;
неконтактный (радиус срабатывания до 5 метров) |
Гарантированная бронепробиваемость гомогенной стальной брони при угле встречи 900 за НДЗ, мм | 1000 |
Система управления | лазерно-лучевая |
Система сопровождения цели | автоматическая |
Носители | Ка-50, Ка-52 Ми-28Н, Ми-8, Ми-17, Су-25, Су-25Т, Су-25ТМ, Су-25СМ. |
Основным предназначением авиационного противотанкового ракетного комплекса «Вихрь» является поражение бронетехники, включая технику, оснащенную реактивной броней, и малоскоростных воздушных целей, которое летят на скоростях до 800 км/ч.
Комплекс «Вихрь» начали разрабатывать в конструкторском бюро приборостроения (научно-производственное объединение «Точность») в 1980 году. Работами руководил главный конструктор А.Г.Шипунов. Авиационный ПТРК «Вихрь» в 1992 году приняли на вооружение.
Комплекс «Вихрь» к началу 2000 года использовался на противотанковом штурмовике Су-25Т (Су-25ТМ, Су-39, две пусковые установки АПУ-8, до 16 ракет) и вертолете (две ПУ, до 12 ракет).
На выставке в Фарнборо 1992 года впервые представили усовершенствованную модификацию ракеты «Вихрь-М». Имеется модификация корабельного комплекса «Вихрь-К», включающая артиллерийскую установку АК-306 калибра 30 мм и 4 противотанковые управляемые ракеты «Вихрь» с дальностью огня до 10 тыс. метров. Комплексы «Вихрь-К» предназначаются для вооружения патрульных катеров и кораблей.
В состав авиационного ПТРК 9К121 «Вихрь» входят
:
— 9А4172 – сверхзвуковая управляемая ракета (управление осуществляется по лучу лазера);
— И-251 «Шквал» – круглосуточная обзорно-прицельная система;
— АПУ-8 (АПУ-6) – авиационная пусковая установка.
Комплекс дает возможность вести огонь одиночными ракетами или залпом из двух ПТУР. Высокая сверхзвуковая скорость управляемой ракеты (до 610 м/с) снижает уязвимость вертолета при атаке и позволяет за один заход поражать несколько целей. Для преодоления дистанции в 4000 метров ракете необходимо 9 секунд. Для сравнения: самая мощная американская вертолетная ПТР FGN-114K «Hallfire» движется с дозвуковой скоростью, и это расстояние покрывает за 15 секунд.
При создании ракеты использована аэродинамическая схема «утка». Ракеты имеют складное крыло. Для наведения служит всесуточный автоматический прицельный комплекс. Во время приближения к району нахождения цели, его координаты в БЦВМ вертолета заведены заранее, на расстоянии около 12 км автоматически включается режим телевизионного сканирования местности.
Обнаружив на телевизионном экране изображение цели, летчик направляет в ее сторону вертолет, после чего обрамляет сеткой прицела цель и нажимает кнопку автослежения. Прицел переходит на автосопровождение цели, а при достижении разрешенной дальности запускает ракету. Тип старта – вышибным зарядом из транспортно-пускового контейнера.
Работа лазерно-лучевой системы наведения и автоматической системы сопровождения цели гарантируют высокую точность стрельбы, которая практически не зависит от дальности. Лазерно-лучевая система управления имеет мощность излучения, которая на порядок меньше пороговой мощности срабатывания систем предупреждения о лазерном облучении зарубежного производства, обеспечивающую высокую скрытность использования. Вероятность уничтожения подвижной малоразмерной цели класса «танк» ракетами «Вихрь» – 0,8 .
Хранение, транспортировка и использование ракеты осуществляются с применением транспортно-пускового контейнера, который обеспечивает безрегламентное складирование противотанковых управляемых ракет в течение 10 лет.
Кумулятивно-осколочно-фугасная боевая часть ракеты 9А4172 может пробить броню (включая активную) современных зарубежных танков с различных ракурсов. Максимальная бронепробиваемость – 1000 мм. ПТУР «Вихрь» имеет неконтактный и контактный взрыватели.
Основные характеристики ПТРК 9К121 «Вихрь»
:
Разработчик — КБ «Приборостроения»;
Дальность стрельбы днем – до 10 км;
Дальность стрельбы ночью – до 6 км;
Высота пуска – от 5 до 4000 м;
Время полета:
— на дальность 6000 м – 14 с;
— на дальность 8000м – 23 с;
— на максимальную дальность – 28 с;
Средняя скорость полета – 600 м/с;
Габариты ракеты 9А4172:
— длина – 2750 мм;
— максимальный диаметр корпуса – 125-130 мм;
— размах крыла – 240 мм;
— размах стабилизаторов – 380 мм;
Стартовый вес ракеты – 40-45 кг;
Габариты транспортно-пускового контейнера:
— длина – 2870 мм;
— диаметр – 140 мм;
Вес ракеты в транспортно-пусковом контейнере – 59 кг;
Температура применения – от -50 до +50 градусов;
Боевая часть:
— масса – 8-12 кг;
— масса взрывчатого вещества – 4…5,5 кг;
— тип взрывателя – неконтактный и контакный;
— радиус действия неконтактного взрывателя – 2,5…3 м;
Аппаратура управления И-251 «Шквал»:
— ночной канал – тепловизионный;
— дневной канал – телевизионный;
— система сопровождения цели – автоматическая;
Авиационная ПУ АПУ-8:
— носитель – Су-25Т (Су-39);
— количество ракет на пусковой установке – 8;
— масса пустой/снаряженной пусковой установки – 60/535 кг;
— угол наведения в ВП – 10 градусов;
Авиационная пусковая установка АПУ-6:
— носитель — Ка-50 (Ка-52);
— количество ракет на пусковой установке – 6;
— масса пустой пусковой установки – 60 кг;
— длина пусковой установки – 1524 мм;
— ширина пусковой установки – 720 мм;
— высота пусковой установки – 436 мм;
— угол наведения в ВП – 10 градусов.
/По материалам topwar.ru и dic.academic.ru /
Российский концерн "Калашников", входящий в госкорпорацию Ростех, в рамках гособоронзаказа поставил Минобороны РФ первую партию управляемых ракет "Вихрь-1".
"Управляемая ракета "Вихрь-1" предназначена для поражения бронированной техники, а также малоскоростных воздушных целей. Максимальная дальность стрельбы составляет до 10 километров, при этом пуски могут осуществляться с высоты до четырех тысяч метров", - сообщила пресс-служба концерна.
Сейчас концерн приступил к серийной сборке изделий. Согласно контракту, общая стоимость которого составляет около 13 млрд рублей, предприятие должно поставить министерству такие ракеты до конца 2015 года. Число ракет, которые получат военные, не уточняется.
Ранее Минобороны России и оружейный концерн "Калашников" успешно испытали ракеты и спланировали их поставки в войска после решения проблем с конструкторской документацией.
Член экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии, полковник запаса, военный эксперт Виктор Мураховский в эфире радио Sputnik рассказал об особенностях ракет "Вихрь-1".
"Особенность этих ракет в том, что они были специально разработаны для применения с авиационной техники, в частности со штурмовиков Су-25 и новейших вертолетов Ка-52. У этих ракет большая дальность пуска, их можно применять и днем, и ночью. Кроме того, на них реализован принцип - "выстрелил-забыл". То есть достаточно оператору или летчику захватить цель, нажать кнопку, и дальше он может не сопровождать ни цель, ни полет ракеты, все происходит в автоматическом режиме", - сказал Виктор Мураховский.
Он отметил, что ракеты "Вихрь-1" могут быть использованы по различным целям.
"Учитывая то, что ракета имеет сверхзвуковую скорость, она может применяться не только по подвижным наземным целям или надводным, но и по некоторым малоскоростным воздушным целям, например, вертолетам или легким самолетам. Эта ракета фактически управляется информационным лазерным полем. То есть лазер не облучает цель, он просто в достаточно узком луче формирует информационный поток для ракеты, чтобы она знала, куда лететь. При этом и комплектующие, и предприятия, участвующие в производстве, сейчас относятся исключительно к российской юрисдикции", - сказал военный эксперт.
Что касается применения данных ракет российской авиацией против террористов в Сирии, по словам военного эксперта, при определенных условиях это вполне возможно.
"Сейчас бронетехники у ИГИЛ ("Исламское государство" - запрещенная в РФ террористическая организация) фактически нет. Но эта ракета понадобится, если вдруг обнаружится, что на вооружении боевиков появятся переносные зенитно-ракетные комплексы. В этом случае эта ракета может уничтожать такие цели за пределами дальности этих комплексов", - заключил Виктор Мураховский.