Очень часто можно встретить вопрос: «Что такое катана?». Многие интересующиеся не могут найти разницу и считают, что это простой На самом деле катана - очень интересное и непростое оружие, которое необходимо знать немного лучше.
Отличие
В японском языке это слово используется для обозначения формы с одним лезвием. Катаной можно назвать клинок любого происхождения, но она имеет некоторые отличия:
- Одно лезвие.
- Тонкость.
- Квадратная или круглая конструкция защиты руки.
- Рукоять имеет достаточную длину, позволяющую держать меч двумя руками.
- Очень высокая острота.
- Клинок имеет особенный изгиб, который упрощает разрезание.
- Большая разновидность клинков.
История создания
Для того чтобы в полной мере ответить на вопрос, что такое катана, необходимо изучить появление легендарного меча. Клинок был придуман как конкурент прямому тати и берет свое начало в период Камакуры.
В те времена, чтобы выиграть бой, хватало доли секунды. Поэтому катана получила широкое распространение за счет скорости при вынимании из ножен.
Длина меча практически не изменялась. Она стала немного меньше в XV веке, но к концу XVI столетия снова вернулась к своим размерам (70-73 см).
Сегодня настоящие катаны - это серьезное оружие, которое имеет убийственную остроту.
Изготовление
Чтобы понять, как сделать катану, следует внимательно изучить процесс ее изготовления. Он состоит из большого количества этапов:
Использование и хранение
Настоящие катаны являются грозным оружием. Они отличаются уникальной остротой и требуют очень аккуратного обращения. Существует несколько техник фехтования для этого клинка.
- Кэндзюцу. Приходится на IX век и совпадает с появлением отдельного класса воинов в Японии.
- Иайдо. Эта техника основана на внезапных атаках и молниеносных контратаках.
- Баттодзюцу. Акцент ставится на обнажение меча и отражение удара во время быстрого обнажения.
- Iaijutsu. Основана на приемах вытянутой руки.
- Синкэндо. Наиболее молодая техника, появившаяся в 1990 году.
Хранить клинок необходимо только в чехле и в определенном положении, при котором лезвие направлено вверх. При долгом неиспользовании клинок следует отполировать, покрыть маслом и пудрой. Меч не любит долгое хранение, поэтому его необходимо периодически доставать.
Связав воедино все рассмотренные положения, можно ответить на вопрос, что такое катана. Это мощное и грозное оружие, которое в умелых руках может стать смертельным для любого человека. Требуется внимательно относиться к мечу, а также понимать, что без опыта и мастерства он может не только поранить, но даже покалечить простого человека.
Катана это длинное однолезвийное рубяще-режущее оружие. Имеет слабо изогнутое одностороннее лезвие, длинную или короткую рукоять, может быть слегка развита спереди, это позволяет охватывать ее двумя ладонями. Форма клинка разрешает наносить режущие и колющие удары. Длинна лезвия составляет 60 сантиметров, рукоять могла быть разной. Весит до одного килограмма.
История появления катаны
Такой меч появился в пятнадцатом веке и просуществовал до конца двадцатого в качестве оружия самураев. «Предком» его была длинная японская сабля тати. Их главной разницей был способ ношения. Тати привязывалась специальной повязкой на поясе, а катана засовывалась за него. Первая носилась в паре с танто, вторая - с вакидзаси.
Изготавливалась из двух видов металлов. Вязкого для центральной части и твердого для лезвия. Перед ковкой, компоненты тщательно чистились. Рукоятка обтягивалась кожей и обвивалась шелковой тканью. Такой способ изготовления не позволял рукам скользить по ней. Рукояти из дерева или слоновой кости, описанные различными узорами, можно увидеть на показных и декоративных саблях.
Футляр для ношения изготавливался из древесины и покрывался лаком. Металлические, так же, имели место быть, серийное изготовление их началось в ХХ веке, но, все же, и в них присутствовала подкладка из дерева.
Меч являлся частью одежды самурая и носился на левой стороне тела в ножнах, лезвием вверх. Но после семнадцатого века, не было особой необходимости каждый раз брать его с собой. К тому же, лезвие могло коррозировать. Поэтому придумали способ сохранения целостности меча. За поясом носили монтаж, который включал в себя ножны. Сам меч хранился дома в футляре из дерева, который не был покрыт лаком, что давало возможность ему дышать, нее накапливалась влага. Поэтому на лезвии не появлялась коррозия. В ХIХ такой способ изготовления футляров для меча широко распространился. В ХХ веке, после запрета ношения мечей, их стали замаскировывать. Ножны стали изготавливать в виде трости или посоха.
Искусство владения мечем
Использование заключалось в качестве режущего оружия, и реже колющего. Обхватывалась двумя или одной руками. Первые школы, обучающие юных самураев, были сформированы еще в пятнадцатом веке. Техники японских мечей отличаются от европейских, тем что ось меча во время нападения идет к врагу не под прямым углом, а вдоль, тем самым разрезая противника. Для такого построения боя очень подходит именно изогнутое лезвие.
Несмотря на, большие перемены в истории развития государства, касающиеся ношения меча, все же сохранились и до наших дней школы искусства самураев. Самыми известными считаются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.
Уход за саблей
Осуществление чистки меча происходит поэтапно и разными инструментами.
С помощью полировальных камней убирают зазубрины.
Рисовая бумага, что не содержит кислоты, отлично убирает остатки масла, которым мажут меч. Перед применением ее сильно трут, чтобы она стала мягкой, дабы не нанести царапинок на лезвие. Если под рукой нет рисовой бумаги, можно воспользоваться и обычной салфеткой. Чистящие и полирующие свойства имеет известь. При ее использовании так же не остается царапин.
И невероятной доблести его владельцев – самураев написано немало. Благодаря революции Мэйдзи и последующей активной военно-политической экспансии Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, о самураях и их оружии, о воинских традициях этой очень интересной страны узнал весь мир. Рост интереса к японскому холодному оружию происходил по мере популяризации восточных боевых искусств за пределами собственно Японии и Восточной Азии в целом. Джиу-джитсу (дзюдзюцу), дзюдо, айкидо, карате (правда, это не чисто японский, а окинавский вид единоборств) получили всемирную известность. Но если эффективность японских боевых искусств не подлежит сомнению, то о качестве японских мечей специалисты и любители спорят до сих пор.
Как и боевые искусства, первые железные мечи появились в Японии благодаря культурным и экономическим связям с Китаем. Во 2-й половине III века н.э. китайские торговцы завезли в Японию первые партии железных мечей. В наши дни археологи находят в курганах как китайские образцы, так и более поздние японские «подражания». К VIII в. н.э. в Японии достигло совершенства собственное производство железа, что повлекло за собой настоящую революцию в холодном оружии. Теперь японские воины уже не нуждались в завозе импортной китайской продукции – местные кузнецы, освоив секреты китайских и корейских мастеров, стали производить собственные мечи. Если китайские кузнецы – оружейники делали мечи из цельной полосы железа, то японцы ковали стальные и железные пластины. Постепенно японские мечи приобрели и характерную изогнутую форму. Согласно традиции, первым изогнутым мечом считается меч Когарасу-Мару (Маленькая Ворона). Его выковал в 703 г. н.э. кузнец Амакуни.
Дальнейшее развитие японского холодного оружия происходило параллельно развитию боевых искусств. Военная составляющая в жизни японского общества всегда играла огромную роль. Этому способствовала феодальная раздробленность и постоянные конфликты между князьями и служившими им самураями. Впоследствии страницы японской истории были в изрядной степени мифологизированы, в результате чего на Западе сложилось достаточно поверхностное и идеалистичное восприятие всего японского – и холодного оружия, и самураев, и самурайского кодекса чести, и в целом – характера взаимоотношений в японском обществе. Такому представлению в изрядной степени способствовала массовая культура, внесшая моду на японскую военную тематику среди европейцев и американцев.
В японской культуре меч играл огромную роль и наделялся сакральным значением. Существует несколько видов японских мечей. Самый известный, безусловно, это катана. Изогнутый меч, более напоминающий саблю, катана возникла примерно в XV веке и быстро превратилась в «классическое» оружие самураев. Катана использовалась в паре с вакидзаси – более коротким мечом. Если длина клинка катаны составляла от 2 до 2,5 сяку (60,6-75,7 см), то вакидзаси - от 1 до 2 сяку (30,3-60,6 см). Мечи с длиной клинка меньше 1 сяку относились к категории танто, т.е. кинжалов.
Катану и вакидзаси изготовлял один кузнец в одном стиле, поскольку мечи считались парой и назывались в совокупности «дайсё» - «длинный – короткий». Причем если мечи были изготовлены разными мастерами, то к дайсё они уже не относились. Поскольку для самураев мечи имели особое, сакральное значение, профессия кузнеца считалась в Японии очень почетной. Кузнецы выделялись среди остальных ремесленников. Еще в XIII веке император Го-Тоба ввел классификацию кузнецов в зависимости от их мастерства. Первый класс кузнецов имел особые привилегии, поскольку обладал большим мастерством. Считалось, что изготовленные великими мастерами клинки обладают сверхъестественной силой. На самом деле, как и в любом феодальном и сословном обществе, принадлежность к первому классу мастеров определялась не только и даже не столько мастерством, сколько происхождением.
Многие современные эксперты утверждают, что качество японских мечей на самом деле было далеко от совершенства. По крайней мере, они были ничуть не лучше, чем европейские, ближневосточные или индийские мечи. Однако затем распространились представления о едва ли не волшебной природе японской катаны.
Во многом, распространению мифов о небывалом качестве и силе японского оружия способствовали сами самураи, особенно в период, последовавший за революцией Мэйдзи. О небывалой воинской доблести самураев ходили самые невероятные истории, хотя они вполне могли быть изрядно преувеличены. Во-первых, вся история боевого пути японских самураев переполнена борьбой с заведомо более слабыми противниками. Лишь в ХХ веке Япония столкнулась с мировыми державами – Россией, а затем США и союзниками. До этого войны японского государства носили региональный характер. Но есть ли особая доблесть в том, чтобы побеждать окинавских крестьян или слабую армию раздробленной Кореи? Те же окинавские крестьяне сопротивлялись японским завоевателям очень активно, поскольку не хотели терять независимости (острова Рюкюсского архипелага до японского завоевания были независимым королевством с собственной богатой историей и культурой).
История того же карате восходит именно к периоду борьбы окинавского населения за свою независимость. Надо сказать, что самураи расправлялись с жителями Окинавы весьма жестоко. Окинавцам запретили под страхом смерти иметь любое оружие, после чего местное население во время восстаний стало использовать целый ряд предметов сельскохозяйственного инвентаря в качестве оружия. Получилось весьма интересно – например, та же тонфа. Совершенствование приемов безоружного боя происходило также именно по этой причине – жители Окинавы хотели противостоять японским оккупантам любыми способами, в том числе и голыми руками и ногами. С другой стороны, видно не столь большими мастерами боевых искусств были сами вооруженные до зубов самураи, если им могли противостоять безоружные окинавские жители.
Во-вторых, несколько преувеличенными выглядят и рассказы о небывалой чести и верности самураев своим сюзеренам - даймё. На самом деле, когда самураям требовалось, они могли пойти на разные поступки, включая даже убийство своего сюзерена. Отряды самураев могли запросто «поменять хозяина», если другой князь был готов заплатить им большее жалованье. Кстати, в отличие от европейской традиции измена не считалась чем-то предосудительным. Самураи «перебегали» от одного князя к другому целыми отрядами. В некоторых случаях они даже делились на маленькие отряды и предлагали свои услуги противоборствующим сторонам. Кстати, «доставалось» самураям тоже неплохо – от корейских патриотов, от крестьян Окинавы, от своих же японских крестьян, поднимавших мощные восстания против феодальной эксплуатации.
Была особая группа самураев – ронины, т.е. самураи, потерявшие хозяина. Как правило, ронины превращались в странствующих воинов, нанимаясь телохранителями к знатным и богатым людям, принимая участие в вооруженных конфликтах. Но было немало и тех ронинов, кто окончательно сосредотачивался на преступной деятельности и превращался в профессиональных преступников «с большой дороги». Это обстоятельство также говорит не в пользу невиданного благородства самурайского сословия.
В-третьих, превратным является и представление о повальной высокой грамотности самураев. Начнем с того, что самураи в большинстве своем были очень молодыми людьми, поскольку до зрелых лет профессиональные воины доживали редко. Научиться литературе, поэзии, истории и философии для юных самураев было просто проблематично. Ведь основное время они уделяли оттачиванию воинских навыков. Нет, конечно, встречались среди средневековых самураев и грамотные люди, но большинство все же составляли либо полностью неграмотные, либо едва умевшие писать и читать профессиональные солдаты. В этом не было ничего предосудительного и странного – точно также неграмотными были многие европейские рыцари, не говоря уже о профессиональных ландскнехтах.
Здесь стоит отметить, что боевые искусства самураев имели сугубо утилитарное предназначение. В отличие от многочисленных стилей китайского ушу, которые практически все сформировались и развивались в буддийских и даосских монастырях и были не только боевыми единоборствами, но и техниками психофизиологического совершенствования человека, в средневековой Японии долгое время рукопашному бою не уделялось достаточного внимания. Это вполне понятно – зачем самураям учиться драться без оружия, если они находились с оружием постоянно? Нет, конечно, были какие-то навыки, которые могли передаваться от старших к младшим, но в целом расцвет рукопашного боя начался в Японии довольно позже, чем история «будзюцу» - собственно самурайских боевых искусств. И внесли наибольший вклад в него как раз оппоненты самураев – крестьянские повстанцы, странствующие монахи, разбойники уголовные и политические, наемные убийцы. Именно для них владение приемами безоружного боя или подручными предметами представляло гораздо больший интерес, чем для хорошо вооруженных самураев.
Само собой, не приходилось говорить и о каком-то фантастическом благородстве самураев. Их отличала жестокость к побежденным противникам, причем, учитывая, что Япония – не христианская страна, эта жестокость не смягчалась религиозными представлениями. Если самурай мог совершить ритуальное самоубийство, то убить другого человека, в том числе и беззащитного, для него не представляло никакой сложности. Даже в ХХ веке японскую армию отличала крайняя жестокость к врагам, о которой сообщали практически все противники, которым приходилось воевать с японскими войсками.
Что творили японские оккупационные войска в Китае и Корее известно всему миру. Массовые убийства мирных жителей, казни и садистские пытки, изнасилования и насильственные обращения женщин в проституток – такими действиями запомнились японские войска в соседних странах. Жесточайшим пыткам подвергались военнопленные союзных войск, оказавшиеся в японских лагерях. Но ведь костяк японского офицерского корпуса составляли именно представители благородных самурайских фамилий, имевшие знатное происхождение и гордившиеся своими героическими предками. Получается, что они также поддерживали такое поведение своих солдат и не считали его предосудительным.
Конечно, чего у самураев не отнять, так это представлений о том, что честь является более ценной, чем жизнь, категорией. Отсюда и шла склонность самураев к самопожертвованию. Кроме того, ритуальные самоубийства были достаточно распространены в японском обществе и основывались на специфическом мировоззрении самураев. Расстаться в некоторых ситуациях с жизнью для них было более предпочтительно, чем сохранить ее, но лишиться чести. Большую роль играл и приказ хозяина совершить ритуальное самоубийство. Ослушаться такого приказа большинство самураев не могло себе позволить.
Харакири или сеппука рассматривалась как достойное завершение жизненного пути самурая, особенно если он оказывался в проигрышной ситуации в бою, лишался хозяина, болел. Когда в 1945 году Япония проиграла Вторую мировую войну, в стране отмечалось огромное количество самоубийств, которые совершали военные и гражданские чиновники самого разного ранга и уровня. Это была именно самурайская традиция – уходить из жизни путем ритуального самоубийства. Убежденность в необходимости совершения харакири / сеппуки укреплялась своеобразным самурайским кодексом чести, верность которому уважающие себя самураи стремились сохранять до конца.
Примечательно, что многие самурайские традиции впоследствии трансформировались в специфическую японскую деловую культуру. В японских компаниях существует совершенно иная модель организации труда и взаимоотношений между сотрудниками, чем в американских или европейских корпорациях. Выбирая компанию, японец чаще всего делает выбор едва ли не на всю жизнь, а фигура начальника играет для него очень большое значение – может и не такое, как дайме у средневекового самурая, но и явно отличающееся от роли начальника в американской или европейской традиции.
Образ японского самурая в значительной степени оказался мифологизированным. Сословное деление в самой Японии ушло в прошлое, но живучесть мифа о самураях оказалась поразительной. Причем едва ли не большими адептами этого мифа, чем сами японцы, являются жители других стран. Мода на японскую культуру стала распространяться на Западе в ХХ веке и довольно быстро укоренилась среди части западной интеллигенции, которая прельщалась мифами о благородных воинах – самураях, их невероятном воинском мастерстве, замечательных качествах японского холодного оружия.
Пожалуй, не найти другого такого предмета, кроме самурайского меча (катана), который в большей степени символизировал бы традиционные боевые искусства Японии. И хотя изображение меча в различных вариантах достаточно широко используется в эмблематике на Западе, но нигде в него не вкладывается такого смысла, как в Японии. В стране Восходящего Солнца существует культ меча, родившийся в глубокой древности.
Издревле считалось, что существуют Три Священных Сокровища: Священное Зеркало, Яшмовое Ожерелье и Меч. Эти вещи считались наиболее ценными, они заставляли людей благоговеть перед ними и оказывали влияние на них. Уже один тот факт, что меч отнесен к этим вещам, показывает, что японцы относятся к мечу не только как к оружию. Для них он является олицетворением души, символом доблести, чести и храбрости. О нем слагались стихи, притчи и легенды. В самурайских семьях меч являлся фамильным наследством, передаваемым из поколения в поколение.
Помимо этого, меч является принадлежностью синтоистского культа. В древности считалось, что все предметы, имеющие отношение к богу, должны были обладать тремя обязательными качествами: чистотой, ценностью и редкостью. Считалось, что меч обладал данными качествами. Согласно легенде «Богиня Солнца» подарила своему внуку меч и послала его на землю для правления и отправления справедливого суда.
Являясь святыней, украшающей храмы, меч также приносился в качестве пожертвования богам. Первое такое подношение относится летописью к 11 веку.
В течение многих столетий меч был одним из основных видов оружия самураев - профессиональных солдат в средневековой Японии. Даже еще в сравнительно недавнем прошлом подобные мечи носились офицерами японской армии и флота. Американская атомная бомба, сброшенная на Хиросиму 6 августа 1945 года, стала траурным реквиемом самурайским мечам. Сразу же после подписания акта капитуляции Японии, они были конфискованы как холодное оружие. Американские солдаты вывезли из страны огромное количество «экзотических сувениров», зачастую, не подозревая об истинной стоимости клинков.
Самурайские мечи, перейдя в разряд предметов коллекционирования, таких, как марки или старинные монеты, тем не менее, остались одними из самых лучших мечей в истории. Без сомнения, они являются шедевром, кульминацией кузнечного искусства оружейников.
Однако сегодня мы будет рассматривать катану, как оружие для занятий техникой иайдо.
Согласно легенде первый самурайский меч был изготовлен в провинции Ямато около 700-го года кузнецом Амакуни, который был главой группы кузнецов, изготовлявших мечи для императора и его воинов.
Однажды Амакуни и его сын Амакура стояли в дверях своей мастерской и наблюдали за солдатами, возвращавшимися с битвы. Император, шедший во главе войска, прошел мимо кузнецов и не восхвалил их мечи, как это он сделал в прошлый раз. Присмотревшись внимательнее, кузнецы заметили, что многие солдаты возвращаются со сломанными мечами.
Амакуни и сын вернулись к себе в кузницу, собрали оставшиеся мечи и стали проверять их. Выяснилось, что многие из них были недостаточно хорошо изготовлены и закалены. Вспомнив об императорском молчаливом презрении, Амакуни с сыном поклялись изготовить такие мечи, которые не сломаются даже при ударе об очень твердый предмет.
Закрывшись в своей кузнице, Амакуни с сыном молились семь дней и ночей синтоинским богам. Затем они приступили к своей нелегкой задаче. Проявив завидное упорство и настойчивость, они работали около пятнадцати дней. Наконец, смертельно уставшие и исхудалые, но ликующие, они появились на пороге кузницы с мечами странной формы. Они были слегка изогнуты и заточены только с одной стороны. Прочие кузнецы решили, что Амакуни и его сын сошли с ума, но те продолжали точить и полировать свои мечи.
Проходили месяцы, Амакуни с сыном продолжали изготавливать свои мечи новой конструкции. Следующей весной опять разразилась война. Император снова повел своих солдат в бой и снова возвратился обратно в город. Проходя мимо кузнецов, он воскликнул: «Амакуни, ты настоящий мастер в изготовлении мечей. Ни одного твоего меча не сломалось в этой битве». Амакуни обрадовался и почувствовал, что его жизнь была не напрасной. (Эта легенда была рассказана кузнецами провинции Ямато).
Безусловно, легенда остается легендой и не может претендовать на документальную точность изложения фактов. Однако приведена она здесь не случайно. Далеко не все мечи, найденные археологами в Японии, могут быть отнесены к категории самурайских мечей, которые используются в иайдо.
В целом оружие, подпадающее под категорию самурайского меча, обладает четырьмя обязательными атрибутами: (1) изготовлено из стали; (2) имеет одностороннюю заточку; (3) имеет небольшой изгиб клинка; (4) закалено.
Приведем немного статистики.
Сегодня старинные самурайские мечи являются раритетом. Коллекционеры разных стран не жалеют ни денег, ни усилий в поисках подобных мечей. Кстати, стоимость хорошего клинка, изготовленного известным мастером, сравнима со стоимостью трех (!) легковых автомобилей «Мерседес-600», собранных по индивидуальному заказу. И это не только не преувеличение, но, скорее, занижение истинной стоимости клинка, причем «голого», без цубы, рукоятки и ножен. Правда, таких мечей не так уж много. И даже, если у какого-либо коллекционера находится требуемая сумма, то это вовсе не означает, что он сможет приобрести подобный меч в Японии, так как для этого требуется разрешение правительства - старинные мечи имеют статус национального достояния.
Сам собой напрашивается вопрос, а много ли самурайских мечей было и сколько их сохранилось до сегодняшнего дня?
По самым скромным оценкам общее количество кузнецов-оружейников в Японии до Реставрации Мэйдзи достигало 13.000. И это только те из них, которые занимались только изготовлением мечей. Если же принять во внимание тех из них, которые были малоизвестны и изготавливали мечи в качестве «побочного» продукта производства, то их число может быть смело увеличено до 20.000. Существует много достоверных источников, подтверждающих высокую производительность оружейников, изготавливавших в течение жизни по несколько сотен клинков. Но даже, если предположить, что все они изготовили только по сто мечей каждый, то простое арифметическое действие дает нам цифру в два миллиона! Цифра, которая абсолютно никак не вяжется с высокой коллекционной стоимостью. Противоречие? Отнюдь нет. Не надо забывать, что мечи - оружие, и они нередко ломались в сражениях, но не будем забегать вперед.
До начала Второй Мировой Войны в Японии существовало около полутора миллионов мечей. Примерно одна треть из них имела длину лезвия более 60 см. (Дайто). Не менее 200.000 из них были изготовлены по заказу японского правительства на фабриках и отдельными кузнецами уже после Реставрации Мэйдзи.
Невероятно, но факт - сегодня в США старых самурайских мечей гораздо больше, чем в Японии! По приблизительным подсчетам в Штатах сегодня находится около 300.000 мечей, тогда как в Японии только около 100.000.
Почти вся масса мечей попала в Америку вместе с солдатами, возвращавшимися домой из Японии после окончания Второй Мировой Войны. Они рассматривали их как военные сувениры. Большинство из привезенных мечей были дайто и принадлежали ранее японским офицерам армии и флота. Кстати, семьдесят процентов всех существующих сегодня больших самурайских мечей (Дайто) находятся в США.
Прежде чем перейти к описанию самого меча, хочется сказать несколько слов о мечах современного изготовления.
Самурайский меч можно приобрести практически в любой стране в Европе по цене в пределах 100-150 американских долларов. Частенько для этого даже не нужно покидать территорию аэропорта. Если же вы располагаете суммой в 300-400 долларов, то можете стать обладателем меча в инкрустированных золотом и серебром (фальшивым, естественно) ножнах и с великолепными шнурами. Смотрятся они великолепно, но на самом деле стоят столько же, сколько кусок металлолома того же веса. Все эти мечи изготавливаются на различных фабриках, большинство из которых находится в Малазии в расчете на непритязательных туристов. Единственное, что роднит их с подлинными самурайскими мечами, так это только внешнее сходство.
Подобный ширпотреб изготавливается из полос стали марки «440», которая идет на изготовление обыкновенных ножей, такие мечи не имеют соответствующей закалки и чаще всего заточены так же, как и ножи для вскрытия конвертов.
Тем не менее, эти дешевые имитации самурайских мечей вполне подходят для занятий иайдо. В особенности для начинающих, так как имитации менее опасны в обращении, нежели настоящие мечи.
Классификация мечей
Для непосвященного человека все самурайские мечи похожи друг на друга, как сиамские близнецы. На самом деле это далеко не так. В мире также невозможно найти два совершенно одинаковых меча, как два одинаковых узора капиллярных линий пальцев. Каждый меч - уникальное произведение искусства. Но даже, если не принимать во внимание все мельчайшие детали, отличающие один меч от другого, существует достаточное количество признаков, по которым можно разбить все мечи по нескольким основным группам.
Следует сказать, что единой классификации самурайских мечей не существует. Мечи, собранные в одной группе по одному признаку, могут оказаться в разных группах при классификации по другому признаку. Ниже приведены несколько основных классификаций самурайских мечей.
Классификация по длине
В средневековой Японии предметы измерялись мерой длины, называемой шаку. Шаку имел следующие части:
10 рин = 1 бу = 0.298 см
10 бу = 1 сун = 2.982 см
10 сун = 1 шаку == 29.825 см
Мечи не были исключением и также измерялись в шаку. По длине режущей кромки все мечи могут быть разделены на три группы.
1. Большой Меч (Дайто)
Дайто имеет длину режущей кромки более двух шаку (59.65 см). Для этой группы определена только минимальная длина. В древности не существовало строгих правил, ограничивающих максимальную длину Дайто. Те из читателей, кто видел фильм известного японского режиссера Акиры Курасавы «Семь самураев», наверное, помнят потрясающую длину меча одного из главных героев. Единственным ограничением была длина рук самурая и техника вытаскивания меча из ножен, которую он практиковал.
Большие мечи были наиболее сложны в изготовлении из-за того, что длинную режущую кромку было очень сложно закалить равномерно". До наших дней сохранилось немало отличных Дайто.
2. Средний Меч (Вакизаши)
Минимальная длина вакизаши составляла один шаку, максимальная - два шаку. Обычно самураи носили два меча: Дайто и Вакизаши. Последний использовался в качестве вспомогательного оружия. Средневековые законы не позволяли людям не самурайского сословия носить два меча, а тот, который было разрешено носить, должен был быть не более двух шаку в длину.
К сожалению, в наши дни хорошие мечи этой длины большая редкость.
3. Короткий меч (Танто).
Танто имели длину менее одного шаку. Как и Вакизаши он был вспомогательным оружием. Кстати, бытует ошибочное мнение, что Танто это нож. На самом деле это самый настоящий меч. Благодаря своей малой длине Танто был излюбленным оружием самозащиты у женщин и торговцев, которым приходилось много путешествовать по далеко небезопасным дорогам Японии. Существует еще одно заблуждение, касающееся того, что Танто использовался исключительно для совершения харакири. Действительно, иногда он использовался для этого, но вообще для совершения обряда харакири существовал специальный нож.
Классификация по составным частям
Далеко не все владельцы самурайских мечей знают, из каких частей состоит меч. Еще меньше людей знает, как правильно называются эти части. Конечно, подобное незнание практически никак не отражается на технике владения мечом. Равно, как знание названий отдельных частей не означает овладение техникой фехтования. Тем не менее, мне не приходилось встречать ни одного серьезного мастера кендо или иайдо, который бы оставался в неведении относительно этого вопроса.
Самурайский меч - оружие очень простое и сложное одновременно. Грубо его можно разделить на лезвие и внешнюю отделку.
Лезвие является основной и самой ценной частью меча. Несмотря на кажущуюся простоту, оно имеет сложную конструкцию.
1. Острие (Киссаки)
Одной из важнейших характеристик, по которым определяется качество лезвия, является качество острия. Оно представляет наибольшую сложность для ковки и шлифовки. Форма и рисунок линии закаливания на острие не всегда совпадают с формой и рисунком линии закаливания остальной части лезвия.
Все острия мечей могут быть классифицированы по трем признакам:
а) Классификация по геометрической форме.
Это наиболее простой вид классификации, имеющий только два типа (вне зависимости от размеров).
1) Фукура - Карреру (прямолинейное острие).
2) Фукура - Тсуку (изогнутое острие).
б) Классификация по размеру и форме.
1) Ко - Киссаки (маленькое острие).
2) Чи - Киссаки (среднее острие).
3) О - Киссаки (длинное острие).
4) Икари - О - Киссаки (длинное изогнутое острие).
в) Классификация по форме линии закаливания (боши).
Эта классификация имеет десять различных типов.
1) О - мару (большая дуга).
2) Ко - мару (малая дуга).
3) Дзиро (основная форма).
4) Яки - зуме (без захлеста).
5) Мидари - коми (волнистый).
6) Каеи (пламенный).
7) Ичи - маи (сплошное закаливание).
8) Каери - тсуюши (прямой захлест).
9) Каери - фукаши (большой захлест).
10) Каери - асаши (маленький захлест).
2. Кромка, отделяющая режущий край острия от режущего края лезвия, называется Екотэ.
3. Разделительная линия лезвия - Шиноги. Эта линия отделяет режущую кромку от остальной части лезвия. Однако на мечах, имеющих клинообразное сечение лезвия, линия Шиноги отсутствует.
Шиноги делятся на два типа в зависимости от высоты, на которой она располагается:
а) Шиноги - такаши (высокая линия).
б) Шиноги - хикуши (низкая линия).
4. Верхняя часть боковой поверхности лезвия - Шиноги - дзи.
Не существует каких-либо определенных канонов, определяющих ширину этой части клинка. Это определялось модой и углом заточки, используемым тем или иным кузнецом. Мечи ранних периодов чаще имеют широкую поверхность Шиноги-дзи, мечи более поздних периодов - более узкую.
Некоторые мечи имеют различную отделку на боковой поверхности лезвия: кровостоки (Хи), резьбу (Хоримоно), надписи (Бондзи или Кандзи).
а) Кровостоки. Продольные желобки различной длины принято называть кровостоками. Считается, что они служат для стекания крови при попадании клинка в тело противника. Действительно, кровь по ним стекает. Однако кузнецы изготавливали их вовсе не для этих целей, а для того, чтобы придать клинку дополнительную жесткость и облегчить его вес. Во избежании путаницы будем все же называть эти желобки кровостоками. Кровостоки могут быть классифицированы на восемь типов.
1) Бо - хи (широкий желобок).
2) Футасудзи - хи (два узких желобка).
3) Бо - хи ни тсуре - хи (широкий и узкий желобки).
4) Коши - хи (короткий желобок).
5) Гомабаши (два коротких желобка).
6) Шобу - хи (два желобка, сходящиеся на конце).
7) Куичигаи - хи (двойной прерывистый желобок, сходящийся на конце).
8) Нагината - хи (алебардный желобок).
Кровостоки 4-8 типов чаще всего встречаются на коротких мечах.
Окончания кровостоков также бывают различных типов и имеют свою классификацию.
1) Каки - тоши (сквозная проточка).
2) Каки - нагаши (половинная проточка).
3) Мару - домэ (округлый конец).
4) Каку - домэ (квадратный конец).
Первый и второй типы относятся к периоду Старого Меча и почти не встречаются на клинках более позднего времени.
Если проточка заходит за кромку екотэ, то она называется хисаки - агари; если она заканчивается, не доходя до этой кромки, то эта проточка типа хисаки - сагаи.
5. Линия по верхней боковой поверхности лезвия, оставшейся не проточенной, называется Чири. Она может располагаться только выше проточки (Рео - чири) или сверху и снизу проточки (Ката - чири).
6. Линия закаливания - Яки - ба.
Одной из конструктивных особенностей самурайских мечей является неравномерная закалка лезвия. Нижняя часть закалена сильнее, чем верхняя. Это наиболее твердая часть и при тщательной шлифовке она становится светлее верхней части клинка. В результате на поверхности появляется своеобразный рисунок. В современных имитационных мечах этот рисунок изготавливается с помощью специальной полировки и не имеет ничего общего с закалкой лезвия.
Без сомнения, линия закаливания представляет собой самую красивую часть лезвия, а качество закалки является одной из важнейших характеристик при оценке меча.
Если посмотреть на клинок самурайского меча, расположенного под углом к источнику света, то можно заметить узкую туманно- белую линию между закаленной и незакаленной поверхностями. Эта линия называется Ниои, и она всегда повторяет форму линии закаливания. Если поверхность хорошо отполирована, то обнаружить Ниои очень сложно.
Все узоры линии закаливания делятся на два типа - прямой и волнистый, и двадцать шесть видов. Практически невозможно описать все виды узоров линии закаливания, поэтому ниже даны только наиболее часто встречающиеся. Те из них, которые отмечены звез дочкой, встречаются только на клинках мечей периода Нового Меча:
1) Ито - сугуха или хосо - сугуха (узкая - прямая).
2) Чу - сугуха (средняя - прямая).
3) Хиро - сугуха (широкая - прямая).
4) Сугуха аши - ири (прямая с вертикальными черточками).
5) Сугуха гяку - аши - ири (прямая с наклонными черточками).
6) Сугуха чодзи - аши - ири (прямая с черточками Чодзи).
7) Сугуха гуномэ - аши - ири (прямая с зарубками Гуномэ).
8) Сугуха хотсуре (блуждающая прямая).
9) Нотаре (выпуклый).
10) Гуномэ (неправильный зигзаг).
11) Гуноме (правильный зигзаг).
12) Никогири - ба (пилообразный зигзаг).
13) Санбон - суги (трехпиковый зигзаг).
14) Мими - гата (ушеобразное).
15) Чодзи (цветок клевера).
16) Дзюка - чодзи (двойной цветок клевера).
17) Кавазу - чодзи (лягучаший вид цветка клевера).
18) Гяку чодзи (косой цветок клевера).
19) О - чодзи (большой цветок клевера).
20) Ко - чодзи (маленький цветок клевера).
21) Яхазу (ласточкин хвост).
22) Хако - мидаре (коробчатый вид).
23) Доран (вздымающиеся волны).
24) Сударе - ба (бамбуковый занавес).
25) Кику - суи (хризантема и река).
26) Хитатсура (полный).
Довольно часто перечисленные виды рисунков линии закаливания комбинировались между собой. Ни одни из них нельзя рассматривать как «визитную карточку» той или иной школы или кузнеца.
7. Верхняя поверхность тыльной стороны клинка - Муиэ.
Существует пять видов верхней поверхности тыльной стороны клинка. Чаще всего встречаются виды 1 и 2.
1) Мунэ - хикуши (низкий скос).
2) Мунэ - такаши (высокий скос).
3) Митсу - мунэ или шин - но - мунэ (двойной скос).
4) Мару - мунэ или каку - мунэ (округлая поверхность).
5) Хира - мунэ (плоская поверхность).
8. Кривизна лезвия - Сори.
Самурайские мечи имеют характерный изгиб. Кривизна лезвия измеряется по тыльной стороне клинка и подразделяется на большую и малую. В большинстве мечей точка наибольшей глубины изгиба располагается точно по центру клинка. Подобный вид клинка, как и ворота перед входом в синтоинский храм, называется тории. Некоторые школы, например. Старая Школа Бизен, специализировались на изготовлении клинков, имеющих наибольшую кривизну в точке, располагающейся немного ближе к рукоятке. Подобный вид клинка называется коши - зори или бизен - зори.
Внешняя отделка меча
Внешняя отделка меча включает в себя ножны, гарду, рукоятку и прочие аксессуары. Она может быть как совсем простой, так и с золотой и серебряной инкрустацией.
1) Ножны (Сайя). Чаще всего ножны изготавливались из дерева, хотя в XIX и XX веках изготавливали и из металла. Основное назначение ножен - предотвратить клинок от повреждений, а его владельца от порезов. Даже невзрачные на вид ножны имеют сложную конструкцию. Наружняя сторона делается из декоративных пород дерева, которые обычно лакировались или инкрустировались. Внутренняя сторона изготавливалась из прочих пород древесины, а отверстие, в которое вставляется клинок, вытачивалось или из особо прочной древесины, или из рога быка.
Некоторые ножны имеют полости для Козука (вспомогательный нож), Когаи (толстая спица) или Вари-баши (палочки для еды). Эти полости располагаются между Хабаки и Куригата - деревянной проушиной, в которую пропускали шелковый или хлопчатобумажный шнур.
2) Гарда (Цуба). Цуба защищает кисть руки. Изготавливалась она из стали, меди, серебра или другого металла. Часто она имела рисунки и узоры на обоих сторонах.
Цуба, предмет особой любви коллекционеров. Существует немало людей, которые собирают только одни цубы. Древние кузнецы достигли верха совершенства в изготовлении и украшении этой сугубо функциональной вещи. Не будем подробно останавливаться на описании и классификации цуба. Скажем только, что чаще всего лицевая сторона имела более пышный декор, нежели тыльная, и нередко на ней ставили клеймо производителя.
Цуба монтируется на основание рукоятки таким образом, чтобы фронтальная сторона была обращена к рукоятке. Для того, чтобы иметь возможность вытаскивать из ножен козука, когаи или вари - баши, в ней делались два соответствующих отверстия. По общему правилу козука всегда располагалась слева.
Перед цубой со стороны клинка монтировалась клинообразная металлическая пластина (хабаки), служащая для предотвращения выпадения меча из ножен при их переворачивании. Для лучшего сцепления хабаки с ножнами поверхность пластины имела слегка шероховатую поверхность.
Между хабаки и цубой и между цубой и рукояткой меча вставлялись округлые металлические пластины (Сеппа).
3) Рукоятка (Тсука). На железное основание рукоятки, являющееся продолжением клинка, надевалась собственно рукоятка. Рукоятка изготавливалась из твердого дерева и обтягивалась кожей акулы или гигантского ската, а сверху оплеталась тесьмой из кожи, шелка или хлопчатобумажной ткани.
Так как деревянная рукоятка состоит из двух половин и испытывает при ударе большую нагрузку, на нее одеваются два металлических кольца элипсовидной формы, в точности повторяющих форму рукоятки и предотвращающих ее от разрушения. Кольцо, одеваемое с противоположного конца рукоятки, называется кашира. И Фучи, и кашира имеют разнообразные и очень красивые узоры и инкрустации. Нередко из золота и серебра. Так же, как и Цуба, они являются предметом страстного увлечения многочисленных коллекционеров.
Некоторые короткие мечи (Танто), выполненные в отделке Дзиндачи - Зукури, имеют рукоятки без оплетки. Подобный вид называется Хари - менуки или Уки - менуки.
4) Орнамент рукоятки (Менуки). Под оплеткой на рукоятке меча по обе стороны имеются две небольшие металлические пластины в виде драконов, цветков, рыб, птиц и т.п. Невозможно полностью перечислить все виды встречающихся орнаментов Менуки. Некоторые коллекции насчитывают несколько тысяч (!) различных орнаментов.
Форма лезвия
Лезвия самурайских мечей имеют различную форму. Правда, это в основном относится к коротким мечам (Танто). Средние (Вакизаши) и большие (Дайто) мечи не имеют таких разнообразий форм, что наглядно видно из приведенной ниже классификации.
1) Шиноги - зукури.
Эта форма лезвия характерна для большинства средних и больших мечей.
2) Канмури - отоши.
3) Унокуби - зукури.
Эта форма преимущественно встречается в коротких мечах, изготовленных в школе Ямато и родственных ей школах в ранний период Камакура.
4) Шобу - зукури.
Лезвия этой формы были преимущественно короткими и характерны для периода Муромачи.
5) Моро - ха.
Эта форма лезвий коротких мечей характерна для середины периода Муромачи. Это обоюдоострые клинки известны под названием кен и являются большой редкостью сегодня. Большинство лезвий типа кен были изготовлены из лезвий корий (Яари).
6) Ката - кири - ба.
Форма характерна для коротких мечей, широко распространенных в ранний периоды Камакура и Момояма.
7) Ката - шиноги.
Эта форма также характерна для коротких мечей, но хорошие лезвия большая редкость.
8) Хира - зукури.
Эта форма лезвий чаще всего встречается среди коротких мечей.
Помимо этого, формы лезвия можно грубо разделить на две большие группы: с разделительной средней линией (Хира - зукури) и без нее (Шиноги - зукури).
Японский меч - клинковое однолезвийное рубяще-режущее оружие, произведённое по традиционной японской технологии из многослойной стали с контролируемым содержанием углерода. Название также используется для обозначения однолезвийного меча с характерной формой слабо изогнутого клинка, бывшего основным оружием воина-самурая.
Попробуем немного разобраться в многообразии японских мечей.
По традиции японские клинки делаются из рафинированной стали. Процесс их изготовления уникален и обусловлен применением железного песка, который очищается под воздействием высоких температур для получения железа с более высокими показателями чистоты. Из железного песка добывается сталь.
Изгиб меча (сори), выполняемый в разных вариантах, не случаен: он сформировался в процессе многовековой эволюции оружия данного вида (одновременно с изменениями в снаряжении самурая) и постоянно варьировался до тех пор, пока в конце концов не была найдена совершенная форма, представляющая собой продолжение слегка изогнутой руки. Изгиб получается отчасти и из-за особенностей термической обработки: при дифференцированной закалке режущая часть меча растягивается больше, нежели задняя.
Так же как и западные кузнецы Средневековья, применявшие зонную закалку, японские мастера закаляют клинки не равномерно, а дифференцировано. Зачастую клинок изначально имеет прямую форму и получает характерный изгиб в результате закалки, дающей лезвию твердость 60 по Роквеллу, а задней части меча - лишь 40 единиц.
Дай-сё
Дайсё (яп. 大小, дайсё:, букв. «большой-малый») - пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча). Длина дайто - более 66 см, длина сёто - 33-66 см Дайто служил основным оружием самурая, сёто - дополнительным оружием.
Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати - длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной - вакидзаси.
Таким образом, дайто и сёто являются классами мечей, но не названием определённого оружия. Это обстоятельство послужило причиной неверного употребления данных терминов. Например, в европейской и отечественной литературе катаной ошибочно называется только длинный меч (дайто). Дайсё использовалась исключительно самурайским классом. Этот закон свято соблюдался и неоднократно подтверждался указами военных лидеров и сёгунов. Дайсё была важнейшей составляющей костюма самурая, его сословным удостоверением. Воины относились к своему оружию соответствующим образом - бережно следили за его состоянием, держали возле себя даже во время сна. Другие классы могли использовать для ношения только вакидзаси или танто. Самурайский этикет требовал снимать длинный меч при входе в дом (как правило, он оставлялся у слуги либо на специальной подставке), короткий меч самураи всегда носили при себе и использовали в качестве личного оружия.
Катана
Катана (яп. 刀) - длинный японский меч. В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Катана - японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) - то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком».
Катану и вакидзаси всегда носят в ножнах, заложенными за пояс (оби) под таким углом, который скрывает от противника длину лезвия. Это - принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причем вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже сирасая из необработанного дерева магнолии, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто - деревянный меч.
Вакидзаси
Вакидзаси (яп. 脇差) - короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх. Длина клинка - от 30 до 61 см. Общая длина с рукоятью 50-80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Вакидзаси изготавливался с дзукури различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения лезвия вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси обычно квадратного сечения.
Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану, и вакидзаси одновременно.
В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану. Также использовался для обряда сэппуку.
Тати
Тати (яп. 太刀) - длинный японский меч. Тати, в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс) лезвием вверх, а подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи, лезвием вниз. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку. Самураи носили катану как часть гражданской одежды, а тати - как часть военных доспехов. В паре с тати были более обычны танто, чем относящийся к катане короткий меч вакидзаси. Кроме того, богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора.
Он обычно длиннее и более изогнут, чем катана (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута).
Другое название этого меча - дайто (яп. 大刀, букв. «большой меч») - в западных источниках иногда ошибочно читают, как «дайкатана». Ошибка происходит из-за незнания о разнице между онным и кунным чтением иероглифов в японском языке; кунное чтение иероглифа 刀 - «катана», а онное чтение - «то:».
Танто
Танто (яп. 短刀 танто:, букв. «короткий меч») - кинжал самурая.
«Тан то» для японцев звучит как словосочетание, потому они никак не воспринимают танто как нож (нож по-японски - хамоно (яп. 刃物 хамоно)).
Танто использовался только как оружие и никогда как нож, для этого существовал кодзука, носимый в пару к танто в одних ножнах.
Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной от 15 до 30,3 см (то есть, менее одного сяку).
Считается, что танто, вакидзаси и катана это, фактически, «один и тот же меч разного размера».
Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный клинок, назывались ёроидоси и были предназначены для протыкания доспехов в ближнем бою. Танто использовались по большей части самураями, но его носили и доктора, торговцы как оружие самообороны - собственно, это кинжал. Женщины высшего света порой также носили маленькие танто, называемые кайкэн, в поясе кимоно (оби) для самозащиты. Кроме того, танто используется в свадебной церемонии царских особ по сей день.
Иногда танто носили как сёто вместо вакидзаси в дайсё.
Одати
Одати (яп. 大太刀, «большой меч») - один из типов длинных японских мечей. Термин нодати (яп. 野太刀, «полевой меч»), означает другой тип меча, но часто ошибочно используется вместо одати.
Чтобы называться одати, меч должен был иметь длину лезвия не менее 3-х сяку (90,9 см), однако, как и в случае многих других японских терминов, относящихся к мечам, точного определения длины одати нет. Обычно одати - это мечи с клинками 1,6 - 1,8 метров.
Одати полностью вышли из употребления как оружие после войны Осака-Нацуно-Дзин 1615 года (битва между Токугава Иэясу и Тоётоми Хидэёри - сыном Тоётоми Хидэёси).
Правительство Бакуфу издало закон, согласно которому запрещалось иметь меч более определённой длины. После того, как закон вступил в действие, многие одати были обрезаны, чтобы они соответствовали установленным нормам. Это одна из причин того, что одати так редки.
Одати более не использовались по прямому назначению, но всё ещё были ценным даром в период Синто («новых мечей»). Это стало их главным назначением. По причине того, что их изготовление требует высочайшего мастерства, было признано, что почтение, внушаемое их появлением, соответствует молитве богам.
Нодати
Сефирот с мечом нодати "Масамунэ"
Нодати (яп. 野太刀 «полевой меч») - японский термин, относящийся к большому японскому мечу. Основной причиной того, что использование таких мечей не было повсеместным было то, что клинок значительно труднее выковать, чем клинок меча обычной длины. Этот меч носили за спиной из-за его больших размеров. Это было исключением, потому что другие японские мечи, такие как катана и вакидзаси носили заткнутым за пояс, а тати подвешивался лезвием вниз. Однако нодати не выхватывали из-за спины. Из-за своей большой длины и веса, он был очень сложным оружием.
Одним из назначений Нодати была борьба со всадниками. Часто он используется вместе с копьем, потому что с длинным лезвием он был идеальным для поражения противника и его коня одним махом. Из-за своего веса он не мог применяться везде с легкостью и, как правило, отбрасывался, когда начинался ближний бой. Меч одним ударом мог поразить сразу несколько вражеских солдат. После использования нодати самураи применяли для ближнего боя более короткую и удобную катану.
Кодати
Кодати (яп. 小太刀) - буквально переводимое как «маленький тати», это японский меч, бывший слишком коротким, чтобы считаться дайто (длинным мечом) и слишком длинным, чтобы быть кинжалом. Из-за размера его можно было очень быстро выхватить, а также фехтовать им. Он мог применяться там, где движения были стеснены или при атаке плечом к плечу. Так как этот меч был короче 2-х сяку (около 60 см), он был разрешён в период Эдо к ношению не самураями, обычно торговцами.
Кодати похож по длине на вакидзаси, и хотя их клинки значительно различаются по конструкции, кодати и вакидзаси настолько похожи по технике использования, что эти термины иногда (ошибочно) используются один взамен другого. Главное отличие между тем и другим состоит в том, что кодати (обычно) шире чем вакидзаси. Кроме того, кодати, в отличие от вакидзаси всегда носился в специальной перевязи изгибом вниз (как тати), в то время как вакидзаси носили заткнутым за оби изгибом клинка вверх. В отличие от других видов японского оружия, вместе с кодати обычно не носили никакого другого меча.
Кайкэн
Кайкэн (яп. 懐剣, до реформы правописания квайкэн, также футокоро-гатана) - кинжал, носимый мужчинами и женщинами самурайского класса в Японии, разновидность танто. Кайкэны использовались для самообороны в помещении, где длинные катаны и средней длины вакидзаси были менее удобны и эффективны, чем короткие кинжалы. Женщины носили их в поясе-оби для самозащиты или (редко) для самоубийства (дзигая). Можно было носить их и в парчовом мешочке с затягивающимся шнурком, позволявшим быстро достать кинжал. Кайкэн входил в число свадебных подарков женщине. В настоящее время он является одним из аксессуаров традиционной японской брачной церемонии: невеста берёт кайкэн, чтобы ей сопутствовала удача.
Кусунгобу, ёроидоси, мэтэдзаси.
Кусунгобу (яп. девять сун пять бу) - прямой тонкий кинжал с клинком 29,7 см длиной. На практике ёроидоси, мэтэдзаси и кусунгобу - одно и то же.
Нагината
Нагина́та (なぎなた, 長刀 или 薙刀, дословный перевод - «длинный меч») - японское холодное оружие с длинной рукоятью овального сечения (именно рукоятью, а не древком, как может показаться на первый взгляд) и изогнутым односторонним клинком. Рукоять длиной около 2 метров и лезвие около 30 см. В ходе истории стал значительно более распространенным укороченный (1,2-1,5 м) и облегченный вариант, использовавшийся при тренировке и показавший большую боеспособность. Является аналогом глефы (хотя часто по ошибке именуется алебардой), но значительно более легкая. Первые сведения об использовании нагината относятся к концу VII века. В Японии существовало 425 школ, где изучали технику боя нагинатадзюцу. Была излюбленным оружием сохэев, монахов-воинов.
Бисэнто
Бисэнто (яп. 眉尖刀 бисэнто:) - японское холодное оружие с длинной рукоятью, редкая разновидность нагинаты.
Бисэнто отличается от нагинаты бо́льшим размером и другим стилем обращения. Этим оружием работают обязательно с широким хватом, задействуя оба конца, при том, что ведущая рука должна находиться около гарды.
Есть и преимущества стиля борьбы с бисэнто над стилем борьбы с нагинатой. В бою спинка клинка бисэнто, в отличие от катаны, может не только отбивать и отводить удар, но и надавливать, и контролировать. Бисэнто тяжелее катаны, поэтому его рубящие удары в большой степени проносные, чем фиксированные. Они наносятся со значительно большим размахом. Несмотря на это, бисэнто может с лёгкостью отрубить голову как человеку, так и лошади, что с нагинатой сделать не так просто. Вес меча играет роль как в пробивном, и в толчковом свойстве.
Есть мнение, что идею этого оружия, японцы взяли у китайских мечей.
Нагамаки
Нагамаки (яп. 長巻 - «длинная обёртка») - японское холодное оружие, состоящее из древковой рукояти с большим наконечником. Было популярно в XII-XIV веках. Было схоже с совней, нагинатой или глевией, но отличалось тем, что длины рукояти и наконечника были примерно равны, что позволяет его классифицировать, как меч.
Нагамаки - оружие, изготовлявшееся в различных масштабах. Обычно полная длина составляла 180-210 см, наконечник - до 90-120 см. Лезвие имелось только с одной стороны. Рукоять нагамаки обматывалась шнурами в перекрещенной манере, наподобие рукояти катаны.
Это оружие применялось в периоды Камакура (1192-1333), Намбоку-тё (1334-1392) и в период Муромати (1392-1573) достигло наибольшей распространённости. Также его использовал Ода Нобунага.
Цуруги
Цуруги (яп. 剣) - японское слово, означающее прямой обоюдоострый меч (иногда с массивным навершием). По форме похож на цуруги-но-тати (прямой односторонний меч).
Использовался как боевой в VII-IX веках, до появления односторонних изогнутых мечей тати, впоследствии - в церемониальных и религиозных целях.
Одной из трёх священных реликвий синтоизма является меч Кусанаги-но-цуруги.
Тёкуто
Тёкуто (яп. 直刀 тёкуто:, «прямой меч») - это общее название древнего типа мечей, которые появились у японских воинов примерно в II-IV веке нашей эры. Точно неизвестно, появился ли тёкуто в Японии или был вывезен из Китая; считается, что в Японии клинки копировались с иностранных образцов. Поначалу мечи отливались из бронзы, впоследствии их начали ковать из единого куска низкокачественной (другой тогда не было) стали при помощи довольно примитивной технологии. Как и западные аналоги, тёкуто был предназначен в первую очередь для колющих ударов.
Характерными особенностями тёкуто был прямой клинок и односторонняя заточка. Наиболее распространенными были два вида тёкуто: кадзути-но-цуруги (меч с молотовидной головкой) имел эфес с овальной гардой, оканчиваю*щийся медной головкой в форме луковицы, а кома-но-цуруги («корейский меч») имел эфес с головкой в форме кольца. Длина мечей составляла 0,6-1,2 м, но чаще всего была 0,9 м. Меч носили в ножнах, покрытых листовой медью и украшенных перфорированными узорами.
Син-гунто
Син-гунто (1934) - японский армейский меч, созданный для возрождения самурайских традиций и поднятия боевого духа армии. Это оружие повторяло форму боевого меча тати, как в оформлении (аналогично тати, син гунто носился на портупее лезвием вниз и в его конструкции применялся колпачок рукояти кабуто-ганэ, вместо касиро, принятого на катанах), так и в приемах обращения с ним. В отличие от мечей тати и катана, изготавливавшихся кузнецами-оружейниками индивидуально по традиционной технологии, син-гунто массово производился фабричным способом.
Син-гунто был очень популярен и пережил несколько модификаций. В последние годы Второй мировой войны они в основном были связаны со стремлением уменьшить затраты на производство. Так, рукояти мечей для младших армейских чинов изготавливали уже без оплетки, а иногда и вовсе из штампованного алюминия.
Для морских чинов в 1937 году был введен свой военный - кай-гунто. Он представлял вариацию на тему син-гунто, но отличался оформлением - оплётка рукояти коричневая, на рукояти черная кожа ската, ножны всегда деревянные (у син-гунто - металлические) с черной отделкой.
После окончания Второй мировой войны большая часть син-гунто была уничтожена по приказу оккупационных властей.
Ниндзято, синобигатана(вымышленный)
Ниндзято (яп. 忍者刀 ниндзято:), так же известен как ниндзякэн (яп. 忍者刀) или синобигатана (яп. 忍刀) - меч, которым пользовались ниндзя. Это короткий меч, выкованный с гораздо меньшим усердием, чем катана или тати. Современные ниндзято часто имеют прямое лезвие и квадратную цубу(гарду). Некоторые источники утверждают, что ниндзято, в отличие от катаны или вакидзаси использовался для нанесения только режущих ударов, а не колющих. Это утверждение может быть ошибочно, так как основным противником ниндзя был самурай, а его доспехи требовали точного колющего удара. Однако основной функцией катаны так же был мощный режущий удар.
Сикомидзуэ
Сикомидзуэ (яп. 仕込み杖 Shikomizue) - оружие для "скрытой войны". В Японии его использовали ниндзя. В наше время этот клинок часто появляется в кинофильмах.
Сикомидзуэ представлял собой деревянную или бамбуковую трость со скрытым клинком. Лезвие сикомидзуэ могло быть прямым или немного выгнутым, потому что трость должна была точно повторять все изгибы клинка. Сикомидзуэ мог быть и длинным мечом, и коротким кинжалом. Поэтому длина трости зависела от длины оружия.
Дзанбато, замбато, чжаньмадао
Японское чтение иероглифов чжаньмадао - дзамбато (яп. 斬馬刀 дзамбато:) (также дзаммато), однако неизвестно, применялось ли такое оружие в Японии в действительности. Тем не менее, дзамбато упоминается в некоторых современных японских произведениях массовой культуры.
Чжаньмадао или мачжаньдао (кит. 斬馬刀, пиньинь zhǎn mǎ dāo, буквально «меч, чтобы рубить коней») - китайская двуручная сабля с широким и длинным клинком, использовался пехотинцами против кавалерии во времена династии Сун (упоминание о мачжаньдао присутствует, в частности, в "Жизнеописании Юэ Фэя" династийной истории "Сун ши"). Тактика применения мачжаньдао, согласно данным "Сун ши", приписывается знаменитому военачальнику Юэ Фэю. Пехотные отряды, имевшие на вооружении мачжаньдао, действовавшие перед построением основной части войск в рассыпном строю, старались с его помощью перерубить ноги вражеским лошадям. Аналогичная тактика применялась и в 1650-х годах войсками Чжэн Чэнгуна в боях с цинской конницей. Некоторые иностранные исследователи утверждают, что сабля мачжаньдао применялась также монгольской армией Чингисхана.