РЕФЕРАТ
Этносоциальные конфликты в современном обществе
по учебной дисциплине ОДБ.05 Обществознание
(21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин)
Оренбург 2015
Введение
Конфликты и их природа
Начнем с того, что конфликты являются вечным спутником нашей жизни. Взаимодействие людей и их поведение вызывается одновременно их собственными личными характеристиками и окружающей средой, в которой они находятся.
В жизни нередко бывает так, что цели, стремления и убеждения одних людей могут прийти в противоречие с целями, стремлениями и убеждениями других, даже если они занимаются общим делом. Так возникает конфликтная ситуация. Слово «конфликт» – латинского корня и в буквальном переводе означает «столкновение». Как у многих понятий, у конфликта имеется множество определений и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, конфликт – явление всегда нежелательное, его необходимо по возможности избегать и немедленно разрешать, как только он возникнет.
Понимая всю важность роли противоречий для понимания конфликта, часто сам конфликт определяют как предельное обострение противоречий между участниками взаимодействия, проявляющееся в их противоборстве. При этом речь идет именно о резком обострении противоречий, поскольку не всякое противоречие вызывает конфликт. На ранней стадии развития противоречия оно может разрешиться и бесконфликтным образом. Кроме того, противоречия могут вообще существовать в бесконфликтной форме. Примером может служить противоречие между мужчиной и женщиной. Это противоречие было и будет всегда, но лишь в определенной социальной ситуации оно может приобретать конфликтную форму.
Межнациональный (этнический) конфликт – это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий. Как правило, этнические конфликты могут происходить на двух уровнях межнациональных отношений. Так, один из них связан с межличностными и семейно-бытовыми отношениями, в то время как другой реализуется через взаимодействие федеральных конституционно-правовых органов и субъектов Федерации, политических партий и движений.
Этнические взаимоотношения и причины конфликтов
В современном мире практически не существует этнически гомогенных государств, к таковым можно условно отнести только 12 стран, (9% всех государств мира). В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89%. В 31 государстве (23,5%) национальное большинство составляет от 50 до 70%, и в 39 странах (29,5%) едва ли половина населения является этнически однородной группой. Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.
Сегодня достаточно свободный доступ к отдыху и работе за границей обусловился высоким процентом иммигрантов по всему миру, что постепенно привело к смешению всех народностей и национальностей. И, казалось бы, что в этом плохого – человечество не стоит на месте, а двигается и развивается. Но так ли это на самом деле? В действительно ли правильном направлении мы движемся, когда, взяв сейчас любую сводку новостей, то и дело натыкаемся на сообщения о том, что где-то прошёл очередной митинг, акция протеста или теракт. Причём, отметим, что большое количество этих выступлений связанно именно с межэтническим вопросом (что доказывает несомненную актуальность данной темы). Даже создаётся впечатление, что людям разных национальностей трудно жить на одной планете без попыток доказать превосходство своей национальности над другими.
Этнические конфликты стали распространенным явлением в современном мире. По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира в Осло, две трети всех насильственных конфликтов в середине 90-х годов были межэтническими. Переход к демократизации в нашей стране и распад СССР также сопровождались острыми межнациональными, этническими напряжениями и конфликтами.
Что же движет людьми в подобных ситуациях? Чем они руководствуются, когда открыто проявляют неприязнь к себе подобным, несколько от них отличающимся? Заглянем в историю. «Изменение социальной структуры общества способствует видоизменению форм межэтнического общения» То есть, в процессе межличностного общения проявляются индивидуально-психологические особенности представителей той или иной этнической общности, происходит обмен информацией, актуализируется национальное сознание, меняются интересы, появляются взаимные симпатии и антипатии. Большинство исследователей исходят из того, что люди, принадлежащие к одной нации или одной этнической общности, наряду с общечеловеческими качествами обладают особенностями, типичными для всех представителей только данной нации или этнической общности и нетипичными для представителей другой. Сам факт существования различий в психологии общностей получил широкое признание: различия могут быть ярко выражены или могут иметь лишь очерченные контуры, но они есть. Обособленность каждой общности, тем не менее, предлагает наличие контактов между ними, в результате которых этносы получают определенную информацию друг о друге. На основании опыта, полученного во время контактов, формируются этнические стереотипы, которые представляют собой осознание характерных с точки зрения своей этнической группы признаков собственной и другой группы. Тысячелетиями проживая рядом друг с другом, народы накопили немало обоюдных обид, и отсюда закрепилось представление о том, что люди другой национальности хуже, имеют много человеческих недостатков.
В настоящее время причиной этнических конфликтов все чаще выступает рост национального самосознания малых народов. Национальное самосознание – это уровень индивидуального и общественного сознания, характеристика национальной общности, одна из форм выражения самобытности народа и его представителей, обусловленная единством их происхождения. Национальное самосознание выражается в субъективном переживании человеком своей индивидуальности, понятой как целостности и уникальности, определяемых национальной принадлежностью и чувством общности с конкретным этносом.
Объединение группы по этническому признаку происходит на основе:
– предпочтения своих соплеменников «чужим», пришлым, некоренным и усиления чувства национальной солидарности;
– защиты территории проживания и возрождения чувства территориальности для титульной нации, этнической группы;
– требований о перераспределении дохода в пользу «своих»;
– игнорирования законных потребностей других групп населения на данной территории, признаваемых «чужими».
Нынешние конфликты имеют очевидный местный характер и проявляются в столкновениях относительно небольших групп людей. Вместе с тем наблюдаются рост числа и жестокость таких конфликтов в различных регионах (убийства и нападения с использованием расового и национального мотива), усиление враждебности, отражающееся в языке, особенно в слабо контролируемых сегментах информационного пространства – Интернете, а также тенденция перерастания возникших мелких конфликтов в групповые столкновения. Характерно и то, что конфликты проявляются, в том числе в регионах, которые считаются весьма спокойными в межэтническом отношении.
Но этого людям, по-видимому, мало, потому что подобное отношение особенно усиливается во времена, связанные с какими-нибудь крупными социальными проблемами. В такие периоды к традиционной неприязни, которая в благополучные годы как бы дремлет в сознании людей, добавляется неумение, а подчас и нежелание видеть реальные причины бед. Но ведь надо найти виновного, выместить на ком-то обиду, злость… Кроме того, неумелые правители страны, для того чтобы отвести народный гнев от себя, нередко прибегают к страшному по своей сути способу: прямо или косвенно обвиняют в несчастьях инородцев. Так, в начале XX века по царской России, переживающей экономический кризис, прокатилась волна еврейских погромов. В Германии, потерпевшей поражение в Первой мировой войне, сильны были антифранцузские, антианглийские настроения. Народы этих стран, по мнению некоторых немцев, были виноваты во всех бедах Германии. Эти настроения сыграли немалую роль в приходе к власти фашистов, утверждавших, что все расы, кроме арийской, являются неполноценными.
Межнациональные отношения… Этот термин в последнее время довольно часто доносится из радиоэфира и с телевизионных экранов, а интересующиеся горячими новостями могут встретить его еще и на страницах современных периодических изданий или популярных Интернет-ресурсов. Иногда в хорошем контексте, но чаще, согласитесь, все же в грустном или тревожном. К сожалению…
В своей статье я предлагаю рассмотреть данный термин более подробно, дать ему определение, заглянуть в историю и привести некоторые типичные примеры.
Межнациональные отношения. Определение понятия
Межнациональные отношения - это совокупность индивидуально переживаемых отношений между людьми, которые принадлежат либо к разным национальностям, либо же являются представителями различных Данное понятие изучается сразу двумя общей психологией и этнопсихологией.
Как же возникают данные отношения?
Да, собственно говоря, они складываются постепенно, в процессе трудовой или а также вытекают из семьи, быта, дружеского и любого другого неформального общения.
В зависимости от исторического прошлого той или иной страны, социально-политической обстановки, экономических, культурных и бытовых условий жизни характер таких взаимоотношений может меняться и принимать дружественные, нейтральные или же (в самом крайнем случае) негативные формы. Кроме этого, на него может значительно влиять и личная заинтересованность в общении.
Межнациональные отношения. Их разновидности и формы
Такого рода отношения могут возникнуть между представителями разных национальностей на уровне одного государства, а также они, конечно же, могут сложиться между разными государствами или нациями.
Ученым удалось выделить две основные формы межнациональных отношений:
этнический или национальный конфликт;
мирное сотрудничество, включающее в себя сразу несколько подвидов:
Этническое смешивание. Возникает в том случае, если различные группы, стихийно смешиваясь между собой, спустя какое-то количество лет начинают образовывать одну нацию. Как правило, это происходит через Если углубиться в историю, то можно узнать, что именно таким способом некогда появились латиноамериканцы, в традициях которых и по сей день смешаны обычаи и испанцев, и португальцев, и рабов-африканцев, и местных аборигенов.
Этническая ассимиляция или поглощение. Случается в том случае, если один народ практически полностью растворяется в другом или даже одновременно нескольких. Это может произойти как в мирный, так и в военный период. Например, без кровопролитий и порабощений удалось сформироваться США. А вот в древности все происходило намного жестче, и в качестве примера можно привести конфликт между Ассирией и Римом.
Если сценарий ассимиляции носит насильственный характер, то более крупная и сильная нация запрещает второй, например, использовать свой язык или придерживаться собственных обычаев и традиций.
Способы решения конфликтов
По мнению современных социологов и политологов, если отношения между нациями зашли в тупик и любые попытки выйти из создавшейся ситуации, в конце концов, привели к еще большему ее обострению, существует несколько реальных способов повлиять на данный конфликт:
Признать наличие межнациональных проблем и решить их с помощью методов национальной политики.
На уровне нации осознать неприемлемость насилия и овладения культурой другого народа. Позволить любой национальности реализовывать свои свободы и права, уважать ее самобытность, язык и обычаи, не проявляя никакой вражды или недоверия.
Для нормализации этнополитической ситуации использовать различные рычаги экономики.
Создавать в тех регионах, для которых характерен смешанный национальный состав, различного рода культурную инфраструктуру. Например, национальные центры, школы с возможностью посещать уроки на родном языке, а также дать возможность соблюдать все национальные традиции и обычаи.
Организовать специальные международные комиссии, советы или другие структуры, которые будут заниматься мирным решением всех возникающих национальных споров.
Проблема межнациональных отношений возникает, прежде всего, там, где люди не слышат друг друга и не хотят даже попробовать договориться мирным путем.
Столкновения и другие конфликтные ситуации на межнациональной почве представляют собой довольно серьезную проблему в современном мире. Более подробно о том, что это такое, будет рассказано в статье, а также рассмотрим, когда возникли этнические конфликты. Примеры из истории также будут приведены ниже.
Что такое этнический конфликт?
Столкновения, в основе которых лежат национальные противоречия, называются этническими. Они бывают локальными, на бытовом уровне, когда конфликтуют отдельно взятые люди в пределах одного населенного пункта. Также их подразделяют на глобальные. Пример этнического конфликта на глобальном уровне - это косовский, палестинский, курдский и тому подобные.
Когда возникли самые первые этнические конфликты?
Ситуации, сопровождающиеся накалом межнациональных отношений, начались с давних времен, можно сказать, что с момента возникновения государств и наций. Но речь в данном случае пойдет не о них, а о тех противостояниях, которые известны из относительно недавних исторических событий.
После того как распался Советский Союз, народы, бывшие когда-то единой целой советской нацией, стали существовать сами по себе, по отдельности. Обострились различные конфликтные ситуации. Пример этнического конфликта на постсоветском пространстве - это ситуация в Нагорном Карабахе, столкновение интересов двух государств: Армении и Азербайджана. И эта ситуация далеко не единственная.
Противостояние национальных интересов, военные действия на территории бывшего СССР затронули Чечню, Ингушетию, Грузию и другие страны. Даже сегодняшние взаимоотношения между Россией и Украиной тоже можно рассматривать как пример этнического конфликта.
Ситуация в Нагорном Карабахе
На сегодняшний момент в центре внимания оказался конфликт, имеющий очень давнюю историю. С давних времен между Арменией и Азербайджаном существует противостояние по вопросу о том, чьей территорией является Нагорный Карабах. Отчасти эта ситуация проясняет ответ на вопрос, когда и почему возникли этнические конфликты. Примеры многочисленны, но этот более понятен в рамках Постсоветского пространства.
Своими корнями этот конфликт уходит в далекое прошлое. По данным армянских источников, Нагорный Карабах носил название Арцах и был в составе Армении во времена Средневековья. Историки противостоящей стороны, наоборот, признают право Азербайджана на эту область, так как название «Карабах» представляет собой сочетание двух слов на азербайджанском языке.
В 1918 году была создана Азербайджанская демократическая республика, признававшая свои права на эту территорию, но вмешалась армянская сторона. Однако в 1921 году Нагорный Карабах стал частью Азербайджана, но на правах автономии, причем достаточно широкой. Долгое время конфликтная ситуация была разрешена, но ближе к распаду СССР она возобновилась.
В декабре 1991 года население Нагорного Карабаха изъявило свою волю на референдуме за то, чтобы выйти из состава Азербайджана. Это послужило причиной начала боевых действий. На сегодняшний момент Армения выступает за независимость данной территории и защищает ее интересы, в то время как Азербайджан настаивает на сохранении своей целостности.
Вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией
Следующий пример этнического конфликта можно вспомнить, если вернуться в 2008 год. Его основные участники – Южная Осетия и Грузия. Истоки конфликта лежат в 80-х годах 20-го века, когда Грузия начала проводить политику, направленную на обретение независимости. В результате этого страна «рассорилась» с представителями национальных меньшинств, среди которых были абхазы и осетины.
После распада Советского Союза Южная Осетия формально осталась в составе Грузии: она окружена этим государством, лишь с одной стороны граничит с Северной Осетией – республикой, находящейся в составе РФ. Однако правительством Грузии она не контролируется. В итоге в 2004 и 2008 годах случились вооруженные конфликты, многим семьям пришлось покинуть свои дома.
На данный момент Южная Осетия заявляет о себе как о независимом государстве, а Грузия нацелена на улучшение отношений с ней. Однако на взаимные уступки, чтобы урегулировать конфликтную ситуацию, ни одна из сторон не идет.
Ситуации, речь о которых шла выше – далеко не все этнические конфликты. Примеры из истории гораздо более обширны, особенно на территории бывшего СССР, так как после его распада было утрачено то, что объединяло все народы: идея мира и дружбы, великого государства.
Основные тенденции этнических процессов современности Интеграция. 1) В современном мире происходит экономическое, культурное и даже политическое сближение (интеграция) наций (ЕС – Европейский Союз). 2) Другой путь межнациональной интеграции осуществлялся в США (стратегия «плавильного котла»). «Плавильный котёл» (melting pot) - концепция, согласно которой США представляет собой своеобразный "плавильный котел" (тигель), превращающий представителей различных этнических групп в просто американцев.
Ассимиляция (от лат. assimilatio – слияние, уподобление, усвоение) – (в этнографии) слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию, возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т. п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправны.
Аккультурация (лат. accumulare – накапливать + cultura – возделывание) – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого. При аккультурации один народ усваивает нормы другого народа, но сохраняет своё этническое самосознание.
Мультикультурализм - политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну.
Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации. Виды национализма: 1) этнический. 2) державно-государственный, 3) бытовой.
Дискриминация (от лат. discriminatio – различение) – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений – предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.
Апартеид (апартхейд) (на яз. африкаанс apartheid – раздельное проживание) – крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально- экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества.
Геноцид (от греч. genos – род, племя и лат. caedo – убиваю) – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид). Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время 2-й мировой войны, особенно против славянского и еврейского населения.
Холокост (холокауст) (англ. holocaust – от греч. holokaustos – сожженный целиком) – гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в
Сепаратизм (франц. separatisme от лат. separatus – отдельный) – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.
Межнациональный конфликт (в широком смысле) – это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности её членов.
Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран.разделение трудакапитала стандартизация
Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.
Версия 2: 1) экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами (земля, недра); 2) социальные причины – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приёме на работу, особенно на престижные места в органах власти; 3) культурно – языковые причины – требования сохранения или возрождения, развития родного языка, сплачивающего этнос в единое целое. 4) Концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона объясняет современные конфликты конфессиональными, религиозными различиями. 5) Исторические прошлые взаимоотношения народов. 6) Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.
Версия 2: 1) конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно- азербайджанский конфликт); 2) конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики); 3) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.
Способы разрешения: 1) выработка уважения к национальным особенностям всех этнических групп (развитие толерантности, терпимости); 2) продуманная национальная политика (помощь в экономиче-ском и социальном развитии национальных меньшинств); 3) создание эффективных международных органов; 4) предоставление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам.
Конституция РФ: 1) ст. 2, 19: гарантирует права и свободы человека независимо от национальности, их равенство, понимание, соблюдение и защиту; 2) ст. 26: каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения, творчества; 3) ст. 68: на всей территории РФ государственный язык – русский; республики вправе устанавливать свои государственный языки, употребляемые наряду с русским; 4) ст. 13, 29: запрещаются действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства.
Основные принципы национальной политики: 1) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка; 2) запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; 3) сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации; 4) равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; 5) гарантия прав коренных малочисленных народов;
6) право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения; 7) содействие развитию национальных культур и языков народов РФ; 8) своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов; 9) запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды; 10) защита прав и интересов граждан РФ за её пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах.
Существуют различные виды связей между людьми. Социальной связью называют совокупность отношений, реализуемых через социальные действия, взаимоотношения. В социальной связи выделяются: 1) субъекты связи; 2) предмет связи, по поводу которого она осуществляется; 3) механизм регулирования взаимоотношений. Кратковременные неглубокие взаимодействия между субъектами социальной связи (единичные и регулярные) называются социальными контактами . Социальное взаимодействие характеризуется 1) систематичностью, 2) регулярностью, 3) взаимонаправленностью социальных действий субъектов. Основными формами социальных взаимодействий являются: 1) сотрудничество, 2) соперничество, 3) конфликт.
Сотрудничество предполагает участие в решении общих проблем и обусловленные этим партнерство, дружбу, солидарность между личностями, социальными группами, государствами. Соперничество проявляется в стремлении превзойти друг друга в достижении общих задач, овладении неделимым объектом притязаний (голоса избирателей, территории, привилегии. Конфликты представляют собой особый тип социального взаимодействия социальных общностей, организаций, отдельных личностей с несовместимыми целями. Объектами конфликтов являются социальные ресурсы: доходы, собственность, власть, престиж. Причинами конфликтов становятся различия в доступе к социальным ресурсам, стремление к их переделу. Субъектами конфликта могут быть: 1) оппоненты, или противоборствующие стороны, как обязательные участники; 2) вовлечённые группы, являющиеся участниками второго плана; 3) заинтересованные группы, косвенно влияющие на ход конфликта.
Ряд специалистов выделяют три стадии в развитии конфликта: 1) предконфликтную (накопление противоречий); 2) конфликтную (столкновение сторон, реализация их целей); 3) послеконфликтную (принятие мер для окончательного устранения противоречий). Другие социологи считают, что конфликтная ситуация может быть разделена на большее количество этапов: 1) скрытая стадия (противоречия объективно существуют, но еще не осознаются); 2) формирование конфликта (осознание противоречий, выдвижение требований); 3) инцидент (переход к открытому противостоянию); 4) эскалация (разрастание конфликта); 5) разрешение конфликта (частичное или полное).
Исследованием социальных конфликтов занимается наука конфликтология . По мнению создателя органической школы Герберта Спенсера конфликты в обществе представляют собой проявление процесса естественного отбора и всеобщей борьбы за выживание. В отличие от марксистов Спенсер считал возможным избежать революций и считал предпочтительным эволюционное развитие человечества. Немецкий социолог Георг Зиммель считал, что конфликты в обществе неизбежны, так как предопределены: 1) биологической природой человека; 2) социальной структурой общества, которой присущи процессы ассоциации (объединения) и диссоциации (разъединения), господства и подчинения. Зиммель полагал, что частые и непродолжительные конфликты помогают социальным группам и отдельным людям избавиться от чувства враждебности. Главной идеей современного структурного функционализма является идея «социального порядка», внутреннего стремления любой системы к поддержанию равновесия, согласования ее элементов (Талкотт Парсонс, Роберт Мертон).
Социологи выделяют следующие виды конфликтов : 1) по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся; 2) по источнику возникновения: объективные, субъективные, ложные; 3) по форме: внутренние и внешние; 4) по характеру развития: преднамеренные и спонтанные; 5) по объему: глобальные, локальные, региональные, а также групповые и личные; 6) по используемым средствам: насильственные и ненасильственные; 7) по влиянию на развитие общества: прогрессивные и регрессивные; 8) по сферам общественной жизни: экономические, политические, этнические, бытовые; 9) в зависимости от сфер противоречий: внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, конфликты с внешней средой.
Для урегулирования конфликтов предлагаются различные способы : 1) избегание конфликтов; 2) переговоры; 3) использование посредничества; 4) арбитраж (обращение к судебной инстанции, решения которой носят обязательный характер); 5) любовь (Иисус Христос, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг). В предотвращении общественных конфликтов большую роль играет государство, регулирующее социально-экономические условия развития общества. Некоторые исследователи считают, что социальные конфликты могут приносить и пользу , приводя ряд аргументов: дают выход враждебности; способствуют выяснению сил противников; позволяют впоследствии перейти к дружественным отношениям; способствуют сплочению группы; стимулируют экономическое и технологическое развитие; многообразие мелких конфликтов предотвращает раскол по одной линии.
В современных этнических процессах наблюдаются две противоположные тенденции :
1) Тенденция интеграции , т.е. экономического, культурного и политического сближения наций (европейская интеграция с сохранением самостоятельных государств и наций; американский «плавильный котел» – преобразование представителей разных народов в единую американскую нацию; этническая миксация – смешивание этнических групп в новый этнос (Латинская Америка); ассимиляция – слияние народов с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания; аккультурация – взаимное приспособление культур народов при доминировании культуры высокоразвитого народа.
2) Тенденция этнической дифференциации – стремления народов к обретению национальной самостоятельности в различных формах: мультикультурализм – целенаправленная политика развития и сохранения культурных различий; национализм – идеология и политика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда исключительности отдельной нации (этнический, государственный, бытовой); шовинизм – крайне агрессивная форма национализма; дискриминация – умаление прав какой-либо группы граждан по признакам их национальности, расы, пола, вероисповедания; сегрегация – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, форма расовой дискриминации; апартеид – крайняя форма расовой дискриминации; геноцид – истребление отдельных этносов по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, создание жизненных условий, способствующих их полному или частичному вымиранию; холокост – истребление значительной части еврейского населения нацистами; сепаратизм – стремление к отделению, обособлению; ирредентизм – движение воссоединения с основным ядром нации.
Следует различать межнациональные и межэтнические конфликты. Межнациональные конфликты происходят между государствами или внутри конфедерации, межэтнические конфликты возникают внутри государства (франко-канадцы и англо-канадцы, проблема басков и каталонцев, курдов в Турции). Причинами межнациональных конфликтов могут быть: расхождение в социально-экономическом развитии; экономические причины – борьба за ресурсы; социальные причины – требования гражданского равенства; культурно – языковые причины – требования сохранения или возрождения родного языка, национальной культуры; конфликтное историческое прошлое;
Выделяют различные типы межнациональных конфликтов: 1) государственно-правовой (сепаратизм); 2) этнотерриториальный; 3) этнодемографический (ассимиляция); 4) социально-психологический (переселенцы и коренное население).
Для разрешения межнациональных конфликтом могут предлагаться различные способы : 1) формирование толерантности к национальным особенностям этносов; 2) продуманная национальная политика; 3) создание специальных международных органов; 4) предоставление национально-культурной автономии национальным меньшинствам; 5) противодействие радикализму; 6) тактика временного перерыва в конфликте; 7) разделение конфликта на фрагменты и последовательное разрешение мелких конфликтов как частей единого целого.