Некоторые люди боятся гроз. Другие восхищаются ими, считая удивительным проявлением силы природы. Всем мы хорошо помним молнии, которыми сопровождается большинство гроз. Однако существует множество разных типов этого явления. Возможно, некоторые из них вы видели, хоть и не знали про них; или не видели, но чувствовали.
Тип молнии, который ассоциируется у большинства людей с грозой, называется облачно-земной. Это отрицательный заряд, ударяющий в землю и притягивающий к себе заряженные объекты. (Тепловая молния – это та же облачно-земная, но возникающая достаточно далеко, в результате чего гром от нее не слышен). Существуют также межоблачные молнии, никогда не достигающие земли, и внутриоблачные, не покидающие своей «родной» тучи.
Иногда молния несет в себе и положительный заряд, особенно когда бьет из вершины грозовой тучи. В таком случае она не спускается на землю, а движется вдоль горизонта. Она получила довольно изящное название «молния из синевы».
Наверное, кто-нибудь из вас видел красноватую вспышку высоко-высоко в небе. Это еще один тип молнии – красный спрайт. Его цвет часто соответствует названию, но совсем не обязательно. Обычно такая вспышка длится несколько секунд – намного больше, чем большинство других типов молний. По сути, хорошо различить можно только самые яркие из спрайтов. Часто их описывают как нечто, похожее на гигантских медуз на самой вершине бури.
Синие струи – еще один тип молнии, который вы, возможно, видели, но не знали об этом. Особенно если вам приходится много летать на самолетах. Эти разряды также выстреливают вверх из грозовых туч и длятся лишь долю секунды. Но за это время они могут преодолеть более 40 километров.
Если вы часто летаете, вы, вероятно, сталкивались и с темной молнией. Это явление было изучено довольно недавно. Увидеть такую молнию невозможно, поскольку она длится всего около 10-100 микросекунд. Лишь изредка можно заметить отчетливую фиолетовую вспышку. Однако она испускает радиацию – примерно столько же, как на компьютерной томографии в больнице. Это не так уж и много, но темные молнии очень распространены, причем именно на тех высотах, где летают самолеты. А это делает их немалой потенциальной угрозой.
Еще выше можно встретить так называемых «эльфов». Это массивные электрические импульсы в форме дисков. Они были засняты камерами космических шаттлов только в 1992 году.
Чтобы быть таинственными, молниям не обязательно возникать в ионосфере. Ученые все еще пытаются понять, что такое шаровая молния и каков ее принцип действия. Только недавно ее смогли воссоздать в лабораторных условиях. Обычно такие молнии ассоциируются с грозами, но их связывают и с другими, более мистическими вещами.
Считается, что очень многие предполагаемые НЛО были на самом деле шаровыми молниями, ведь они могут летать по небу, появляться и исчезать за считанные секунды и окрашиваться в разные цвета. Возможно, это явление также принимали за блуждающиее огоньки, которые, как правило, появляются в болотистых районах и считаются злыми духами. Сейчас мы знаем, что шаровые молнии существуют, но не можем точно сказать, как они формируются и по какой причине. Это говорит о том, что некоторые виды молний остались такими же загадочными, как и много веков назад.
Красные аулонокары - гордость любителей рыб. Они украшают домашний искусственный водоём и приносят прибыль тем, кто занимается их разведением. Купить удивительное создание мало кто откажется.
Основные разновидности этих существ получены путём селекции. Их прародители родом из Малави - государства в Восточной Африке. В природе обладают броской окраской - от золотисто-жёлтой до огненно-оранжевой. Селекционные виды насыщенно-красные.
Работа над ними не прекращается. Специалисты отбирают самок и мальков с наиболее выраженным цветом. Новые особи розовые, бардовые, рубиновые, пурпурные, с кирпичным оттенком.
Когда такой красавец плавает по своему домику, рассекая водную гладь, глаз от него не оторвать. Он похож на маленькую стремительно проносящуюся нарядную молнию.
Настоящий франт
Интересно, что яркость чешуи меняется в зависимости от настроения. Вообще, туловище обычное - стройное, вытянутое и сплющенное по бокам, с высокой спинкой и крупной головой. В длину достигает 12-15 см.
Но когда питомец, расправив длинные плавники, гарцует перед дамами, производя на них впечатление, или красуется перед жильцами-соседями и хозяевами, это зрелище никого не оставит равнодушным.
Не случайно в Америке его называют павлином, а в Германии - кайзером. Он обожает быть в центре внимания, затмевая своей эффектной расцветкой, франтоватыми манерами и поведением всех остальных.
Наблюдать за ним - одно удовольствие.
Друзья и враги
Малавийцы спокойные и миролюбивые. Уживаются с другими неагрессивными и соразмерными сородичами. В частности, хорошо чувствуют себя в компании циртокаров, пласидохромисов и протомеласов.
Но, как правило, конфликтуют с лабеотрофеусами, петротиляпиями и метриаклимами. А с гиперактивными разгорается целая война. Из-за разницы в характерах селить их вместе категорически не рекомендуется.
Кроме того, будут проявлять агрессию по отношению к мелким рыбкам.
Владельцы предпочитают держать в одном жилище самца-аулонокара и двух-трёх самок.
Поскольку они склонны к гибридизации, то, как правило, это представители одной группы. Особенно данный фактор важен для заводчиков, которые не хотят, чтобы разные виды скрещивались.
Успешный нерест
Разводить африканцев сумеет даже человек без опыта. Надо не забывать сохранять в пределах плюс 26-28. Это стимулирует процесс размножения и сокращает сроки отдыха между нерестами. В благоприятных условиях он проходит каждые 2 месяца.
Чтобы всё состоялось удачно, обустраиваются небольшие пещеры. Там самка прячется от настойчивого ухажёра после спаривания.
Во избежание стресса ей необходим покой, иначе она может проглотить или выплюнуть икринки (3-4 недели самочка вынашивает их во рту).
Желательно на это время пересадить маму в другую ёмкость. Но только не сразу после оплодотворения, чтобы избежать ненужных волнений, чреватых потерей икры.
Кормление
Мальки выплывают из пасти родительницы только тогда, когда смогут сами кормиться и передвигаться. Поначалу им дают раскрошенные хлопья, которыми угощают и взрослых, артемии и науплии циклопа. Для скорого роста в рацион включают дафнию и мотыля.
Обычно эта разновидность рыб питается практически всем, что предлагает владелец: рачками, креветками, крилем, насекомыми, гаммарусом, коретрой. Главное - разнообразие. Поэтому еда должна быть разной - сухой, гранулированной, замороженной, живой, растительной, обязательно насыщенной белком и витаминами. Это способствует сохранению яркой окраски.
Важно, чтобы питомец не ожирел. Лучше кормить его дважды в сутки и давать не больше, чем он съедает за 1-2 минуты. Взрослым раз в неделю рекомендуется разгрузочный день.
Условия содержания
Для поддержания здоровья и долгой жизни важна не только качественная еда, но и определённые условия. Ёмкость для жилья оборудуется просторная, не менее 400 литров на 3-4 рыбы. Обязателен мелкий кварцевый или речной песок, куда питомцы смогут зарываться и обустраивать гнёзда для нереста.
Кроме того, внутри по краям ставят камни и гроты - так у будет место для укрытия и свободное, ничем не ограниченное пространство для плавания.
Аулонокары не рвут и не выкапывают растения. Цветы можно посадить в глиняные горшочки и украсить тем самым аквариум. Африканцы быстро привыкают к яркому свету, нужному для зелени. А вот декоративные морские кораллы не рекомендуются - их острые углы ранят нежную кожу рыб.
Параметры воды
Температуру воды поддерживают на уровне плюс 24-26, без резких отклонений в ту или иную сторону. Чтобы избежать неожиданных колебаний, устанавливается обогреватель с регулятором. Жёсткость не ниже 10. Если естественным образом этого не добиться, в жидкость добавляют известняк. Необходимый уровень кислотности - около 8. Обязательны аэрация и фильтрация. Раз в 7 дней воду меняют на 20% от общего объёма. А при большом загрязнении - вполовину.
В неволе красные аулонокары живут 5-8 лет. Стоят очень бюджетно - от 30 рублей за малышей и не дороже 300-400 за взрослых. Благодаря своей красоте, подвижности, неконфликтному характеру, простоте в уходе и содержании, они любимы всеми аквариумистами.
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/ЭКСКЛЮЗИВ
КРАСНАЯ МОЛНИЯ
ТАКИЕ АВТОМОБИЛИ В РОССИИ ДЕЛАТЬ УМЕЮТ
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ СУХОВ
ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ
В сегодняшнем разнообразии моделей выбрать ту, что по душе, кажется, совсем нетрудно - были бы деньги. Но находятся чудаки, для которых автомобиль - не средство передвижения, и даже не роскошь, а мечта, существующая порой лишь в воображении. Профессиональные конструкторы принимаются за ее воплощение с чистого листа, отдавая этому иногда годы жизни. Прочим же остается наращивать «мясо» на костяк серийной продукции.
ЛЮБИТЬ - ТАК КОРОЛЕВУ
Или в крайнем случае кинозвезду. Прообраз машины своей мечты нынешний ее обладатель увидел в «Форсаже» - фильме, ставшем культовым для российских стрит-рейсеров (ЗР, 2002, № 8, с. 184). Увидел - и заболел. До этого были " Porsche 911 ", "Порше-964", БМВ-325. Но иметь - не всегда означает любить. Другое дело - построить свой суперкар. Без помощи профессионалов тут не обойтись, но перед ними надо ставить конкретные задачи - те, что подсказывает знакомство с лучшими зарубежными образцами и... богатый опыт автомоделиста.
Более всего подходящей на роль «костяка» оказалась " Тойота Супра ". Покупать новую - неоправданная роскошь: так или иначе придется разбирать и переделывать все - от двигателя до панелей кузова. Но и найти подержанный экземпляр оказалось непросто: в России, как и в Европе, их единицы. Спасибо Интернету! Желанная трехсотсильная "Супра" нашлась в Германии по частному объявлению. Осмотр на месте подтвердил ее хорошее состояние. На это указывала и цена в 27 тысяч долларов - немало для автомобиля 1996 года. Вместе с доставкой и растаможкой потянуло уже на 33 тысячи. Прямо с корабля машина отправилась - нет, не на бал, а к специалистам московской фирмы RS-Competition, где ее разобрали буквально до винтика. А затем начали собирать уже совсем другой автомобиль.
ОСТОРОЖНО: ЗАРЯЖЕНО!
Прошло менее полугода со времени покупки у почтенного бюргера серебристой «Супры», и вот уже на улицах Москвы засверкала желто-красная «молния». В первую очередь изменения коснулись двигателя. Установлены турбина высокого давления (максимальное избыточное давление - 1,9 бар) с клапаном отсечки, воздушный фильтр пониженного сопротивления, прямоточная выпускная система, новые валы ГРМ. А кроме того, интеркулер увеличенного размера, масляный радиатор, дополнительные бензонасос и компьютер управления двигателем. В итоге «табун» под капотом вырос с 330 до 550 «лошадей». Измерения проводили на автодроме в Мячково, принудительно ограничив давление наддува 1,3 бар - большего могли не выдержать стандартные поршни и шатуны.
Штатное сцепление уже не справлялось с таким потоком мощности и уступило место изделию фирмы «HKS» - трехдисковому, с керамическими накладками. В отличие от привычного нам, у него практически нет «диапазона проскальзывания», лишь два состояния: включено и выключено. Неискушенному водителю тронуться с места непросто. Если отпускаешь сцепление на низких оборотах, автомобиль начинает дергаться, мотор так и норовит заглохнуть, стоит прибавить газ, как машина делает прыжок и «закусывает удила». Хорошо еще, если передние колеса смотрели прямо...
Трансмиссия и ходовая часть пока «родные» - запас прочности у них немалый. Амортизаторы установили спортивные, регулируемой жесткости, марки «ЗИЛ» (поклонников отечественного автопрома поспешим разочаровать - фирма ZEAL не имеет никакого отношения к заводу имени Лихачева). Чтобы реализовать всю мощь двигателя, понадобились широченные ведущие колеса - размер шин 285/35ZR18. О безопасности водителя заботятся многоточечные ремни, скоро появится и каркас безопасности - этот автомобиль задумывался, чтобы реализовывать свою мощь, а не пылиться на выставках.
Толпа зевак вокруг желто-красной «молнии» собирается мгновенно. Стильности ей не занимать. Изменениям подверглась как внешность «Супры», так и ее внутренняя отделка, полностью переделана панель приборов. Отдельным блоком расположились белые циферблаты: контроль давления наддува, температуры масла и отработавших газов, турботаймер, турбобустер и индикатор мощности. Четырехместной машину называли лишь формально: места сзади впору только для детей да, может быть, самих японцев. Теперь автомобиль двухместный - сзади разместились мощные аудиоусилители и динамики Audio ART. Глядя на него, не стыдно сказать, что он собран (а отдельные детали и изготовлены) в России. При том же качестве исполнения западные фирмы запросили бы за работу в несколько раз больше. Но об этом позже.
РАЗРЕШЕНИЕ НА ВЗЛЕТ
Тот, кто летал на реактивном самолете, может представить ощущения от поездки на «красной молнии» - они сродни тем, что испытываешь в начале разбега лайнера. Только вместо огромной пустой взлетной полосы перед водителем автомобиля - улица или шоссе, где думать приходится не только за себя, но и за всех, кто поблизости. Ведь мало кто из нас способен адекватно оценить ускорение автомобиля, набирающего первую «сотню» за 4 с. Особенно когда он появляется в зеркале заднего вида. Впрочем, если ласково поглаживать педаль акселератора, «Супра» вполне мирно ползет вместе с потоком транспорта. Но стоит наступить на газ, как под вой турбины окружающее начинает проваливаться назад и голова вжимается в подголовник кресла. Как заправский конь, машина отфыркивается где-то в зоне правого переднего колеса - это срабатывает перепускной клапан турбины, сбрасывающий излишки отработавших газов прямо на улицу.
Езда на таком «жеребце» требует не только сверхвысокого нервного напряжения, но и немалых физических усилий. «Танковая» педаль сцепления способна в пробке свести с ума. А клиренс всего в несколько сантиметров при огромном переднем свесе делает непроходимыми даже некоторые московские улицы. К счастью, есть у нас трассы, где можно поработать над собой и автомобилем (поколдовать с настройками подвески, аэродинамических элементов, давлением в шинах) без опасности для окружающих.
Несомненно, читателей заинтересует и сумма, в которую обошлась эта «игрушка». Секретов нет: общие расходы составили около 90 тысяч долларов. Что и говорить - деньги огромные, в то же время вполне серийные «гелендвагены», " БМВ Х5 " или " Ауди А8 " стоят дороже, проигрывая и в мощности, и в оригинальности.
Но еще не все сделано. Предстоит замена шатунов и поршней двигателя на более прочные. Это необходимо, чтобы повысить мощность до расчетных 670 л. с. при давлении наддува 1,9 бар, в том числе и за счет увеличения рабочего объема двигателя до 3,2 л. В ближайших планах - поездка на юг, к морю. Только вот жалко автомобиль мечты выпускать на российские дороги...
Панель приборов переделана полностью.
Под капотом пока «лишь» 550 л. с.
«ТОЙОТА-СУПРА» 1993–2002 гг.
ОБЩИЕ ДАННЫЕ: число мест - 2+2 (2)*; снаряженная масса - 1566 кг; максимальная скорость - принудительно ограничена 250 км/ч (более 300 км/ч); время разгона с места до 100 км/ч - 5,1 с (около 4 с); топливо - АИ-98. РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4521, ширина - 1803, высота - 1270, база - 2540, колея спереди/сзади - 1499/1524, клиренс - 130 (0–100, регулируемый). ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый, V6, расположен спереди продольно, распределенный впрыск, турбонаддув; рабочий объем - 2997 смз (3,2 л); максимальная мощность - 243 кВт/ 330 л. с. при 5600 об/мин (492 кВт/ 670 л. с.); максимальный крутящий момент - 400 Н.м при 4000 об/мин (нет данных). ТРАНСМИССИЯ: привод на задние колеса; коробка передач - механическая, шестиступенчатая. ПОДВЕСКА: спереди - независимая типа «Мак-Ферсон» со стабилизатором поперечной устойчивости, сзади - независимая многорычажная со стабилизатором поперечной устойчивости. ТОРМОЗА: гидравлические с усилителем, АБС, передние и задние - дисковые (колодки с улучшенными фрикционными свойствами). РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ: реечное, с усилителем. РАЗМЕР ШИН: передние - 225/50ZR16 (235/40ZR18); задние - 245/50ZR16 (285/35ZR18).
*В скобках некоторые данные тюнинговой версии
RS-Competition, предоставлены владельцем.