Серийный тяжелый танк КВ-1 со сварной башней и пушкой Л-11. 1940 г.
Танк прорыва. Разработан в 1939 г. в СКБ-2 Кировского завода (г Ленинград) как однобашенный вариант опытного танка СМК. Принят на вооружение Красной Армии постановлением КО при СНК СССР № 443сс от 19 декабря 1939 г. Производился на Кировском заводе, Челябинском тракторном и Челябинском Кировском заводах. С февраля 1940-го по октябрь 1943 года изготовлена 4771 единица.
КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ КВ-1 обр. 1940 г. – первый серийный вариант. Корпус и башня – сварные. коробчатой формы На части танков устанавливались литые башни. Боевая масса 47 т. Габариты 6675x3320x2710 мм. двигатель В-2К. Вооружение: 76-мм пушка Л-11 и 4 пулемета ДТ (1 запасной). Боекомплект 111 выстрелов. 3024 патрона. Бронирование 30…75 мм. Часть танков имела экранированную броню. Экипаж 5 чел. Изготовлено 142 единицы.
Серийный танк КВ-1 выпуска 1941 г. с пушкой Ф-32. Судя по прямоугольным дополнительным топливным бакам на надгусеничной полке, эта машина изготовлена после начала войны
Колонна отремонтированных танков КВ-1 по пути на фронт. Ленинград, весна 1942 г.
КВ-1 обр. 1941 г. – 76-мм пушка Ф- 32 с длиной ствола 31,5 калибра, С октября 1941г. – 76-мм пушка ЗИС-5 С длиной ствола 41.5 калибр. Дополнительные топливные баки на надгусеничных полках. На части танков башни упрощенной конструкции, экранированная броня, карбюраторные моторы М-17.
КВ-2 – сварная коробчатая башня большого размера. У первых 46 машин отличалась по форме от последующих. Боевая масса 52 т. Габариты 6950x3320x3250 мм Вооружение: 152-мм гаубица М-10 и три пулемета ДТ. Боекомплект 36 выстрелов раздельного заряжания и 3087 патронов Экипаж 6 чел. Изготовлено 213 единиц.
КВ-1С – литая башня обтекаемой формы с командирской башенкой. Снижена масса агрегатов силовой передачи и ходовой части. Уменьшена толщина брони. Введена новая коробка передач Изготовлено 1048 единиц.
Танк КВ-1 с упрощенной башней, изготовленный на Кировском заводе в Ленинграде осенью 1941 г.
Экипаж экранированного танка КВ-1 получает боевую задачу, Северо-Западный фронт, 1941 г.
KB-8S (объект 239) – КВ- 1С с новой башней и 85-мм пушкой Д-5Т. Башня – литая, обтекаемой формы, с командирской башенкой. Боекомплект 70 выстрелов и 3276 патронов. Ликвидирована шаровая установка курсового пулемета. Боевая масса 46 т. Габариты: 3493x3250x2800 мм. Экипаж 4 чел. Изготовлено 148 единиц.
По состоянию на 1 июня 1941 г. в войсках имелось 504 танка КВ. Из этого количества большая часть находилась в Киевском Особом военном округе – 278 машин. Западный Особый военный округ располагал 116 танками КВ, Прибалтийский Особый – 59, Одесский – 10. В Ленинградском военном округе имелось 6 танков КВ, в Московском – 4, в Приволжском – 19, в Орловском – 8, в Харьковском – 4. Из этого количества в эксплуатации находилось 75 КВ-1 и 9 КВ-2 (из них 2 и 1 соответственно требовали среднего ремонта). С 1 по 21 июня в войска с завода был оправлен еще 41 танк КВ.
В первые же дни Великой Отечественной войны в полной мере проявились как очевидные достоинства, так и недостатки новых тяжелых танков, равно как и все недочеты в боевой подготовке и организационной структуре танковых войск Красной Армии. В 1941 г. КВ мог поразить любой танк гитлеровского Вермахта, оставаясь при этом практически неуязвимым. Наиболее эффективным средством борьбы с ним были 88-мм зенитные пушки и авиация. Значительное количество этих боевых машин было оставлено на поле боя из-за поломок технически несовершенной трансмиссии.
Тяжелый танк КВ-2 (предсерийный образец У-7 с первой башней МТ-2) перед испытаниями. Сентябрь 1940 г.
В июле-сентябре 1941 г. наибольшее количество танков КВ имелось на Ленинградском фронте, так как он получал тогда почти все КВ, выпускаемые Кировским заводом. Действительно, ни один фронт не мог позволить себе в то время иметь отдельные батальоны танков КВ. в то время как под Ленинградом их было несколько, не считая КВ в составе других танковых частей. Например, 11 сентября в состав 42-й армии прибыли батальон майора Житнева, в котором имелось 29 танков КВ и 51-й танковый батальон (16 КВ, 1 Т- 34, 12 БТ, 9 Т-26). Тем не менее кардинально изменить ситуацию они не смогли – в конце сентября 1941 г. Ленинград оказался в блокадном кольце. Боевые действия приняли здесь позиционный характер.
На других участках советско-германского фронта действия КВ были еще менее активными, так как количество потерянных в боях танков росло быстрее, чем поступление их с заводов промышленности – Кировский завод был в блокаде а выпуск КВ в Челябинске еще только разворачивался.
Первые челябинские танки КВ-1 с пушками ЗИС-5 приняли участие в боях под Москвой осенью 1941 г. Учитывая тяжелую обстановку на подступах к столице. Ставка ВГК приняла решение направлять большую часть новых тяжелых танков дли обороны Москвы. Согласно существовавшим штатам, в составе танковых бригад имелась рота тяжелых танков КВ – семь или десять машин. Кроме того, в составе отдельных танковых батальонов имелась рота танков КВ – десять машин.
Помимо танковых бригад и батальонов, танки КВ направлялись непосредственно в распоряжение командующих бронетанковыми и механизированными войсками фронтов для пополнения частей, уже ведущих боевые действия. Например, в мае 1942 г. для пополнения войск было отгружено 128 танков КВ – 28 Брянскому, 20 Калининскому, 30 Крымскому фронтам и 40 Юго-Западному направлению. В начале июля 1942 г. началось формирование отдельных танковых батальонов КВ по 15 машин и отдельных танковых рот по 10 машин в каждой.
Танк КВ-1 с литой башней и корпусом, выпускавшимся заводом №200. Весна 1942 г.
Танк КВ-1 с литой башней производства УЗТМ. Пушкинская площадь в Москве, январь 1942 г.
Неудачным оказалось применение КВ весной 1942 г. на Крымском фронте и под Харьковым. В распутицу тяжелые танки в больших количествах выходили из строя из-за поломок коробок передач. Вместе с тем как танк поддержки пехоты КВ не имел себе равных – толстая броня и большой силуэт позволяли пехотинцам надежно укрываться за танком в ходе атаки. Кроме того, при движении на первой передаче скорость КВ была такой же, как у шедших в атаку солдат.
К концу 1942 г. большая часть танков КВ-1 была потеряна. Они довольно долго сохранялись в составе частей на стабильных участках советско-германского фронта – Ленинградском, Волховском и Карельском фронтах. Небольшое количество КВ-1 участвовало в боях на Курской дуге летом 1943 г., а отдельные танки воевали до осени 1944 г.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА КВ-1 обр. 1941 г.
БОЕВАЯ МАССА, т: 47,5.
ЭКИПАЖ, чел: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 6900, ширина – 3352, высота – 2710, клиренс – 450.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка ЗИС-5 обр.1941 г. калибра 76 мм, 4 пулемета ДТ обр.1929 г. калибра 7,62 мм,
БОЕКОМПЛЕКТ: 114 выстрелов, 3024 патронов. ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТМФД-7, перископический панорамный прицел ПТ-4-7.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб и борт корпуса – 75, корма – 60. ,75, крыша и днище – 30,..40, башня – 75.
ДВИГАТЕЛЬ: В-2К, 12-цилиндровый, четырехтактный, дизельный, V- образный, жидкостного охлаждения; мощность 500 л.с. (368 кВт) при 1800 об/мин, рабочий объем 38 880 см
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы, планетарные бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть опорных катков с внутренней амортизацией на борт, три обрезиненных поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо заднего расположения со съемным зубчатым венцом (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 87 – 90 траков шириной 700 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 34.
ЗАПАС ХОДА, км: 250.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 36, ширина рва, м – 2,7, высота стенки, м – 0,87, глубина брода, м – 1,6.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 71-ТК-З, переговорное устройство ТПУ-4 бис.
Танки КВ-1 116-й танковой бригады. Западный фронт, апрель 1942 г. У танка "Щорс" башня литая, а у танка "Багратион" – сварная
Танк КВ-1 в Выборге. Ленинградский фронт, 26-й гвардейский танковый полк прорыва, 23 июня 1944 г.
Танки КВ-1С стали поступать в войска в ноябре – декабре 1942 г. Ими комплектовались специальные танковые части – гвардейские танковые полки прорыва имевшие 214 человек личного состава и 21 танк КВ-1С или "Черчилль". Звание "гвардейский" присваивалось этим полкам сразу, согласно директиве Ставки ВГК. Полки эти придавались стрелковым и танковым соединениям и предназначались для прорыва обороны противника.
Боевое крещение полки прорыва приняли на Донском и Воронежском фронтах в конце 1942 г. Активно использовались танки КВ-1С и в летней кампании 1943 г. Например, 6-й гвардейский танковый полк прорыва в мае-июне 1943 г. действовал в составе войск Северо-Кавказского фронта. Несколько полков участвовало и в сражении на Курской дуге. Так в составе Центрального фронта насчитывалось 70 танков КВ, а в составе Воронежского – 105, что составляло всего 5% от общей численности танков этих двух фронтов. Так что заметного вклада в разгром врага в Курской битве танки КВ не внесли. В прорыве так называемого "Миус-фронта" в июле – августе 1943 г. принимал участие 1-й гвардейский танковый полк прорыва, понесший в первый день наступления тяжелые потери, составившие до 50% боевых машин – два танка КВ сгорели, два были подбиты и шесть подорвались на минах.
С сентября 1943 г, на вооружение гвардейских танковых полков прорыва начали поступать тяжелые танки КВ-85.
Тяжелый танк КВ-1С выпуска конца 1942 г. на полигоне в Кубинке
Последний гвардейский танковый полк прорыва был сформирован в январе 1944 г., а к осени все эти полки были расформированы или переформированы в гвардейские тяжелые танковые полки, получавшие танки ИС. Оставшиеся в строю КВ-1С и КВ-85 передавали в другие полки прорыва и в обычные танковые полки, в составе которых они принимали участие в боевых действиях Великой Отечественной войны вплоть до середины 1944 г, а отдельные машины – до мая 1945 г.
Кроме того, КВ-1С использовались в качестве командирских машин в тяжелых самоходно-артиллерийских полках.
Танки КВ послужили базой для создания самоходно-артиллерийских установок и огнеметных танков. В 1944 г. часть машин была переоборудована в эвакуационные тягачи.
Танки КВ-1 в атаке. Калининский фронт, январь 1943 г.
КВ-1С из танковой колонны "Советский полярник" перед боем. 5-й гвардейский танковый полк прорыва, Донской фронт, декабрь 1942 г.
Тяжелый танк КВ-85. 1943 г.
На марше – КВ-1С 6-го гвардейского танкового полка прорыва. Апрель 1943 г.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА КВ-1 С
БОЕВАЯ МАССА, т: 42,5.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 695Q, ширина – 3250, высота – 2640, клиренс – 450.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка ЗИС-5 обр.1941 г. калибра 76 мм, 4 пулемета ДТ обр.1929 г. калибра 7,62 мм
БОЕКОМПЛЕКТ: 114 выстрелов, 3087 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел 10Т, перископический панорамный прицел ПТ-4-7.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб и борт корпуса – 75, корма – 40…75, крыша и днище – 30,..40, башня – 82.
ДВИГАТЕЛЬ: В-2К, 12-цилиндровый, четырехтактный, дизельный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 500 л.с. (368 кВт) при 1800 об/мин, рабочий объем 38 880 см #179;.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с демультипликатором (8+2), бортовые фрикционы, планетарные бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть опорных катков на борт, три поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо заднего расположения со съемным зубчатым венцом (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 88 – 89 траков шириной 608 мм,
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 43.
ЗАПАС ХОДА, км: 200.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 36, ширина рва, м – 2,7, высота стенки, м – 1, глубина брода, м -1,6.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 9Р или 10Р, переговорное устройство ТПУ-4 бис.
Танк был создан в результате модернизации танка КВ-1, направленной на снижение его веса и повышение скорости движения. В ходе модернизации облегчен и несколько уменьшен по высоте корпус машины, снижен вес агрегатов силовой передачи и ходовой части (применены гусеницы меньшей ширины), уменьшена литая башня. Из-за острой нехватки алюминия вместо алюминиевого радиатора установили сварной железный. Боекомплект для танковой 76,2-мм пушки ЗИС-5 был увеличен на 24 снаряда.
КВ-1С принят на вооружение в августе 1942 года и сразу же запущен в серийное производство. По запросу посольства США в Москве два экземпляра танка были отправлены в США, где прошли испытания на Абердинском полигоне. В отчете об испытаниях отмечалось, что 76,2-мм пушка танка очень хороша: проста, безотказна, боекомплект расположен удачно, что советский танк, обладая мощной броневой защитой, имеет торсионную подвеску, которая на испытаниях функционировала очень эффективно». Были отмечены и недостатки: устаревшая конструкция трансмиссии, плохие воздухоочистительные устройства, небрежная механическая обработка. Танк КВ-1С выпускался до сентября 1943 года, когда он был заменен в производстве танком КВ-85. Всего было выпущено 1230 танков КВ-1С, которые сыграли важную роль в Сталинградском и других сражениях начального периода Великой Отечественной войны
За год, прошедший с начала Великой Отечественной войны, накопилось достаточно информации, позволяющей дать объективную оценку применению на полях сражений тяжелых танков.
В 1940 г. Котин и его подчиненные на базе модификаций КВ-1 фактически уже разработали два прототипа КВ-3, который удовлетворял бы требованиям, предъявляемым к новому тяжелому танку в 1942 году. «Объект 220» имел более длинный корпус, более крупную башню и 107-мм пушку. «Объект 222» сохранил внешний вид КВ-1, но имел усовершенствованную башню. Машина нуждалась в новой силовой установке, но создать ее в сложный период 1941-1942 гг. не удалось. ГКО отказался запускать КВ-3 в производство.
КВ до начала 1942 г., несомненно, был лучшим тяжелым танком в мире. Толстая броня делала машину практически неуязвимой, а 76-мм пушка позволяла эффективно бороться с любой бронетехникой противника. Но накапливалась и негативная информация. Великолепные свойства орудия невозможно было использовать в полной мере из-за неважных прицельных приспособлений. Круговой обзор из танка был сильно ограничен. Но главной проблемой был недостаточно мощный двигатель и ненадежная трансмиссия. К тому же танк был тяжеловат, что отрицательно сказывалось на проходимости и маневренности.
Среди военачальников-танкистов все больше распространялось мнение, озвученное М.Е. Катуковым: «…танки КВ неповоротливы и медлительны, препятствия преодолевают с трудом, ломают мосты и вообще приносят много хлопот. Да и вооружение их не отличается от среднего танка — та же 76-мм пушка» . На специальном совещании ГКО с участием конструкторов и представителей промышленности, состоявшемся в июне 1942 г., И. В. Сталин подвел черту: «…Такой танк нам не нужен. Следует уменьшить его вес. Если это невозможно — снять с вооружения» .
На основании приказа ГКО, главной задачей конструкторов стало снизить массу танка, одновременно повысив его маневренность и надежность. Единственный способ выполнить задачу заключался в радикальном облегчении брони. Толщину лобовой брони уменьшили до 75 мм. Уменьшили размеры корпуса (прежде всего высоту) и изменили его конфигурацию. Была создана новая литая облегченная башня, где впервые (после Т-50) установили командирскую башенку, что существенно улучшило обзорность из машины. Однако в командирской башенке отсутствовал люк, в результате чего троим танкистам, как и на КВ, приходилось забираться и покидать башню через один узкий люк.
Танки КВ-1С 6-го танкового полка прорыва гвардии полковника М.Е.Раневского.
Хотя работами по новому КВ руководил Н.Л. Духов, фактически главным конструктором был Н.Ф. Шашмурин, спроектировавший новую коробку передач. Новая коробка радикально улучшила ходовые качества, а ее надежность на порядок превосходила старую.
Задавшись целью снизить вес, изменяли все что можно. Установили более легкие опорные катки, а также облегченные суженные гусеницы (сузили до 608-мм). Боекомплект вначале тоже уменьшили до 90 выстрелов, позднее, правда, вновь увеличили до 114 выстрелов.
С помощью столь радикальных мер массу машины удалось снизить на 5 т, а максимальную скорость повысить с теоретических 34 км/ч до практических 43 км/ч. Кроме того, в конструкцию внесли множество изменений технологического характера, направленных на экономию дефицитных сортов стали и импортируемых материалов, а также упрощающих выпуск машины.
Делегация колхозников передает танки КВ-1С Красной Армии
Новый танк получил обозначение КВ-1С (скоростной). В середине июля 1942 г. начались успешные испытания, и 20 августа танк был принят на вооружение. Еще ранее, до официального принятия машины на вооружение, на ЧКЗ началось производство КВ-1С.
Надо сказать, что улучшение ряда свойств (возросшая скорость, маневренность и надежность танка) далось дорогой ценой. Вооружение КВ-1С осталось прежним — 76,2 мм орудие ЗИС-5, а уменьшение толщины брони (особенно сильно бортовой и башенной) при неудачной схеме броневого корпуса (броневые листы располагались вертикально или с небольшими углами наклона) значительно снизило снарядостойкость танка. Таким образом, по своим боевым качествам КВ-1С практически сравнялся с Т-34.
Серийный выпуск новых танков продолжался на ЧКЗ с августа 1942 г. по сентябрь 1943 г. По ходу производства вносились изменения в основном технологического характера. Всего было выпущено 1106 машин. Первые танки КВ-1С поступили в войска в течение ноября-декабря 1942 г. Этими машинами укомплектовывались специальные танковые части — отдельные гвардейские танковые полки прорыва. Наименование «гвардейской» такой части присваивалось еще при комплектовании. Полки придавались для усиления стрелковым и танковым соединениям.
Тип |
Т-34/85 |
КВ-1С |
ИС-2М |
|||||
Вариант | ||||||||
Запас хода по шоссе, км | ||||||||
Запас хода по перес.местности, км | ||||||||
Толщина брони, мм: |
||||||||
Лобовая броня башни | ||||||||
Борт башни | ||||||||
Тыл башни | ||||||||
Крыша башни | ||||||||
Лобовая часть корпуса | ||||||||
Борт корпуса | ||||||||
Кормовая часть корпуса | ||||||||
Верх корпуса | ||||||||
Днище корпуса |
Впервые танки КВ-1С были использованы на Донском фронте в декабре 1942 г. при ликвидации армии Паулюса под Сталинградом.
Танки КВ-1С6-го гвардейского отдельного танкового полка прорыва в атаке. Северо-Кавказский фронт.
Несколько таких полков участвовало в наступлении на Курской дуге летом 1943 г. Большинство полков прорыва было рассредоточено по всей протяженной линии фронта, где и принимало участие в операциях местного масштаба.
Однако противник тоже не сидел сложа руки. Вермахт все больше насыщался противотанковым вооружением огромной мощности, повсеместно вводились кумулятивные и подкалиберные боеприпасы, в войска поступали новые 75-мм противотанковые пушки Рz 40, танки Pz.III и Pz.IV стали вооружаться длинноствольными 50-мм и 75-мм орудиями.
В 1 квартале 1943 г. предполагалось установить на KB-1С улучшенную командирскую башенку новой конструкции, ленд-лизовские перископы, измененную систему смазки и охлаждения двигателя, а также ЗИП. По своим боевым свойствам КВ-1С практически не отличался от более простого в производстве, следовательно, более дешевого Т-34. Выпускать два разных по конструкции, но одинаковых по свойствам танка было признано излишеством, и в сентябре 1943 г. производство КВ-1С было прекращено.
В начале Великой Отечественной войны тяжелый танк КВ-1 являлся самой мощной и самой передовой по конструкции машиной в мире. Сильное вооружение и толстая броня помогали ему выходить победителем в столкновениях с немецкими танками, для которых встреча с КВ-1 стала неприятным сюрпризом.
Трудно переоценить вклад, который внесли в победу наши тяжелые танки, принявшие на себя удар противника в самый трудный для нашей страны, первый год войны. Конструкция «кавэшки» послужила основой для проектирования и создания танков ИС, которые, переняв эстафету у КВ-1, с триумфом вошли в Берлин.
УСТРОЙСТВО ТАНКА КВ-1
УСТРОЙСТВО ТАНКА КВ-1
Корпус танка КВ-1 разделялся на четыре отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное. В центре боевого отделения, находившегося в передней части, размещался механик-водитель, а слева от него - стрелок-радист (радиотелеграфист). В лобовом листе корпуса, перед водителем, имелся люк-пробка, закрываемый броневой крышкой со смотровой щелью и прибором «Триплекс». Справа от водителя в крыше корпуса имелся зеркальный смотровой прибор. За сиденьем механика-водителя, в днище корпуса располагался аварийный люк для выхода экипажа.
Перед местом стрелка-радиста в лобовом листе корпуса имелось отверстие для стрельбы из пулемета ДТ, закрываемое броневой заглушкой. Специальной установки при стрельбе пулемет не имел, в результате чего ведение огня из него было малоэффективным. Со второй половины октября 1940 года (начиная с танка № 3706) отверстие заменили шаровой установкой ДТ. Всего без постоянной установки ДТ в лобовом листе изготовили 102 КВ-1 (включая первую машину У-0).
Над местом стрелка-радиста имелся люк для посадки-высадки экипажа, закрываемый крышкой с рукояткой и тремя запорными планками. Вдоль левого борта отделения управления устанавливалась радиостанция, вдоль правого топливный бак и часть бое- укладки, за сиденьем механика-водителя - аккумуляторные батареи. Также в отделении управления размещались баллоны со сжатым воздухом для аварийного запуска двигателя, панель контрольных приборов, рычаги и педали управления танком, топливный кран.
Боевое отделение находилось в центре корпуса. Над ним на шариковом погоне монтировалась башня с вооружением - спаренной установкой 76-мм пушки и пулемета ДТ, и еще одним ДТ в кормовом листе башни. В боевом отделении слева от пушки размещался наводчик (командир башни), справа - командир танка, а за ним - заряжающий (младший механик-водитель). Сиденья крепились специальными кронштейнами на захватах погона башни и вращались вместе с ней. В крыше башни, в средней части, имелся люк для посадки экипажа, на котором смонтирована турель для установки зенитного пулемета ДТ. Перед люком установлены броневые колпаки прицела, по бокам и в задней части крыши расположены броневые козырьки зеркальных смотровых приборов, а в передней части крыши - броневой колпак вентилятора. В правом и левом бортах башни имелись смотровые щели с приборами «Триплекс» и отверстия для стрельбы из личного оружия, закрываемые броневыми пробками.
В башне размещались распределительный щиток, прибор ТПУ, часть укладок артиллерийских выстрелов и пулеметных дисков. Вдоль бортов корпуса боевого отделения размещались масляный и топливные баки, на днище - вращающееся контактное устройство и часть боекомплекта.
За боевым отделением располагалось моторное. В нем к днищу танка крепилась подмоторная рама, на которой устанавливался двигатель, справа и слева от него вдоль бортов корпуса - водяные радиаторы системы охлаждения. Здесь же размещались масляный радиатор и воздушный фильтр.
Моторное отделение отделялось от боевого специальной перегородкой с двумя открывающимися створками для доступа к двигателю из боевого отделения, в верхней створке имелись окошки для наблюдения за двигателем. В верхней части перегородки находились жалюзи для вентиляции боевого отделения, а вдоль бортов - дверцы для демонтажа топливных и масляных баков.
Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части корпуса, и отделялось от моторного перегородкой, к которой крепился кожух вентилятора. В перегородке имелось две дверцы с защелками. К днищу трансмиссионного отделения приваривалась рама, на которой монтировалась коробка перемены передач. Вдоль бортов крепились картеры бортовых передач.
Корпус танка собирался из броневых листов толщиной 75, 40 и 30 мм. Между собой листы соединялись при помощи сварки, в некоторых местах усиливались установкой гужонов и угольников.
В верхнем лобовом листе корпуса имелись вырезы для люка-пробки механика-водителя, а в верхнем переднем листе - для броневого стакана антенного ввода. На нижнем лобовом листе гужонами, с последующей обваркой, крепились два буксирных рыма. Стык нижнего лобового и верхнего переднего листов снаружи усиливался броневым угольником, установленным на гужонах. Сначала их было 34 (17 сверху и 17 снизу, в конце августа 1940 года их число сократилось до 22 (11 сверху и 11 снизу), а с середины июля 1941 года - до 16 (8 сверху и 8 снизу). Впоследствии, осенью 1941 года, количество гужонов сократили до шести, и устанавливались они только снизу - вверху их упразднили.
Борт корпуса изготавливался из одного 75-мм бронелиста, в котором прорезались отверстия для осей балансиров подвески, оси направляющего колеса и установки бортового редуктора.
Корма собиралась из двух гнутых 75-мм бронелистов, между которыми имелся карман для выброса охлаждающего воздуха от двигателя, закрытый сеткой. В нижней части кормового листа крепились два буксирных рыма.
Крыша корпуса изготавливалась из брони толщиной 40 мм. Над отделениями управления и боевым она приваривалась к бортовым и лобовому листам корпуса. В ее передней части были прорезаны отверстия для люка стрелка-радиста и зеркального смотрового прибора, в середине был сделан вырез для установки нижнего погона башни, а за ним - отверстия для горловин топливных баков.
Крыша моторного отделения выполнялась съемной, и устанавливалась на болтах. В ней имелись отверстие для люка над двигателем, закрытое броневой крышкой с полукруглой выштамповкой, за ним - два отверстия для выхлопных патрубков, а вдоль бортов - два отверстия для входа охлаждающего воздуха, закрытые сетками. На КВ установочной партии эти сетки сверху защищались броневыми кожухами, но начиная с танка У-11, от кожухов отказались, что позволило увеличить на 2 градуса угол снижения орудия Л-11 при стрельбе на корму.
Крыша над трансмиссионным отделением также устанавливалась на болтах и была съемной. В ней имелись два круглых люка для доступа к трансмиссии, закрытых крышками. Конструкция последних была такой же, как у люка стрелка-радиста и на башне.
В ходе производства в 1940–1942 годах конструкция корпуса не претерпела каких-то серьезных изменений. Главным образом вносились доработки, связанные с упрощением его производства.
Так, в конце лета - начале осени 1940 года отказались от строжки верхнего гнутого кормового листа корпуса: до этого его верхнюю часть «срезали». В июле 1941 года люк механика-водителя вместо штамповки стал изготавливаться из плоского листа и монтироваться практически заподлицо с крышей. Это было связано с тем, что при обстреле часто происходило заклинивание люка штампованной конструкции. Кроме того, в конце июля - начале августа 1941 года изменилась форма крышки моторного отделения - вместо выпуклой она стала плоской - это было связано с отменой штамповки и упрощением конструкции.
Касались изменения и экранировки. Сначала в Челябинске ее производили так же, как и в Ленинграде: дополнительная 30 мм броня устанавливалась на верхнем и нижнем лобовых листах, на крыше перед башней приваривались V-образные планки, а по бортам - два небольших прямоугольных броневых листа для защиты погона. Примерно в конце ноября 1941 года на части машин высота экрана на верхнем лобовом листе была увеличена - это было сделано для защиты погона башни. При таком, более высоком, экране, V-образные планки на крыше отсутствовали.
В конце 1941 года было введено еще одно изменение в конструкцию корпуса - верхний кормовой лист, который до этого изготавливался гнутым, стали изготавливать из двух частей, сваренных между собой. Эта мера была принята из-за дефицита гибочного оборудования. Однако следует сказать, что до конца производства выпускались оба варианта.
Первоначально башня танка КВ-1 изготавливалась из катаной брони толщиной 75 мм. На танки установочной партии ставили так называемые круглые штампованные башни, собиравшиеся из нескольких штампованных деталей на гужонах и сварке. Они были достаточно сложными и трудоемкими, поэтому уже с 1 июля 1941 года в производство пошла башня упрощенной конструкции, называемая в документах граненой. Без существенных изменений внешнего вида она находилась в производстве больше года. Что касается круглых башен, то их получили 14 танков установочной партии (У-0, У-5, У-6, У-7, У-8, У-9, У-10, У-11, У-12, У-13, У-14, У-15, У-16, У-17). Начиная с машины У-18 в серию пошла граненая башня.
Но было одно исключение. Во время испытаний первого образца большой пониженной башни для КВ-2 в октябре 1940 года ее установили на машине У-7. При этом круглую башню У-7 (с пушкой Л-11) смонтировали на одном из серийных танков октябрьского выпуска, в лобовом листе корпуса которого уже была шаровая пулеметная установка. Пока не удалось установить номер этой машины, известно лишь то, что ее отправили в Киевский Особый военный округ. Впоследствии на У-7 поставили граненую башню с Л-11.
В начале февраля 1941 года была изменена бронировка пулеметной установки в кормовом листе башни - теперь она была такой же, как и в лобовом листе корпуса. В середине марта 1941 года изменили крепление бронезащиты смотровых приборов на крыше башни. Начиная с танка № М-4551 их стали устанавливать на болтах - из-за сварки в броне крыши часто появлялись трещины.
Одновременно с этим перенесли скобу для троса крышки моторного отделения (для ее удержания в поднятом положении). Теперь скоба находилась перед бронировкой бортового смотрового прибора на крыше.
В мае 1941 года, в связи с предстоящим введением экранировки, изменили технологию сборки башни. До этого лобовой и кормовой листы соединялись с бортовыми «в замок» с последующей обваркой. При такой технологии сварной шов находился на кромке стыка листов. По новой технологии лобовой и кормовой листы крепились к бортовым в стык, при помощи гужонов (6 спереди и 5 сзади) и сварки. Сварной шов при этом находился на бортах, на расстоянии 75 мм (толщина лобового и кормового листов) от края.
Во второй половине июля 1941 года вместо экранировки в серию пошла башня из 90 мм брони. Внешне от 75-миллиметровой ее можно отличить по бортовым смотровым приборам: в броне перед ними имелся вырез и приварена планка пулеотбойник.
В августе 1941 года завод № 371 начал выпуск упрощенных башен также из 90 мм брони. Для установки смотровых приборов на них также имелся вырез в броне и пулеотбойник.
Выпускаемые в Челябинске КВ-1 с осени 1941 года оснащались гранеными сварными башнями, конструктивно подобными башням выпуска Ижорского завода мая - июня 1941 года. Позже башню переделали по типу упрощенной башни завода № 371. А начиная с октября 1941 года танки КВ-1 стали оснащаться литыми башнями, причем их доля по сравнению со сварными постоянно возрастала. Следует отметить интересную конструктивную особенность части башен, изготовленных заводами № 200 и Уралмаш: вокруг пулеметной установки в корме имелось довольно массивное броневое кольцо. Этот элемент появился не ранее середины сентября, но просуществовал недолго.
Первоначально вооружение танка КВ-1 состояло из 76,2-мм пушки Л-11, спаренной с 7,62-мм пулеметом ДТ, еще одного ДТ в шаровой установке в нише башни, и двух запасных пулеметов. Один из них мог использоваться для ведения огня стрелком-радистом через отверстие в лобовом листе корпуса, и заряжающим - с зенитной турели на башенном люке.
Пушка Л-11 имела длину ствола в 30,5 калибра, вертикальный клиновой полуавтоматический затвор и противооткатное устройство, в котором жидкость в компрессоре сообщалась с воздухом накатника через специальный клапан (это решение было «визитной карточкой» большинства артсистем, разработанных в КБ Кировского завода под руководством И. Маханова).
Для стрельбы из пушки Л-11 выстрелы с бронебойно-трассирующим снарядом БР-350 со взрывателем МД-5, осколочно-фугасная дальнобойная стальная граната со взрывателем КТМ-1, осколочно-фугасные дальнобойные гранаты (стальная ОФ-350 и сталистого чугуна ЩФ-350А) со взрывателем КТМ-1, фугасная граната так называемого «старого русского образца» Ф-354 (выпуска времен Первой мировой войны) с взрывателями КТ-3, КТМ-3 и ЗГТ, а также шрапнель пулевая Ш-354 с 22-секундной трубкой Т-6. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 612 м/с, броне - пробиваемость - 52 мм гомогенной брони, установленной вертикально, на дальности 1000 м.
Спаренная установка пушки Л-11 и пулемета ДТ имела углы наведения по вертикали от -7 до +25 градусов. Стрельба из спаренной установки велась при помощи двух прицелов - перископического и телескопического: на машинах установочной партии устанавливались ПТ-3 и ТОД-3 соответственно, которые позже заменили на ПТ-6 и ТОД-6.
Наведение вооружения по горизонту осуществлялась с помощью механизма поворота башни, вращение которой велось электромотором. Существовал и дублирующий ручной привод. Максимальная скорость вращения башни составляла 12 градусов в секунду. Для производства выстрела из пушки имелись ножной и ручной и механизмы спуски.
В 1940 году существовало два варианта бронировки орудийной маски Л-11. На ранней отсутствовала планка под стволом орудия, имелся паз под средний болт крепления (с правой стороны по ходу) и болт сверху. Точно не удалось установить, до какого периода ставились такие маски. С большой долей вероятности можно сказать, что их отменили не позднее конца сентября 1940 года. На более позднем варианте маски Л-11 присутствовала планка-перемычка под стволом, но отсутствовали паз вместе со средним болтом и болт сверху. Со второй половине октября 1940 года (с танка № 3706) в лобовом листе корпуса появилась шаровая установка курсового пулемета. Она обеспечивала угол обстрела по горизонту до 30 градусов, и по вертикали от -5 до +15 градусов. Тогда же количество запасных пулеметов сократилось до одного. В январе 1941 года унифицировали конструкцию пулеметной установки в лобовом листе корпуса и кормовом листе башни. Теперь она имела угол обстрела по горизонту в 30 градусов, и столько же - по вертикали.
С начала января 1941 года заменили артиллерийское вооружение КВ-1 - вместо пушки Л-11 стали устанавливать 76,2-мм орудие Ф-32 конструкции завода № 92 в Горьком. Новая артсистема имела длину ствола 31,5 калибра и клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа. Для стрельбы из пушки и спаренного с ней пулемета ДТ сначала использовались перископический прицел ПТ-6 и телескопический ТОД-6, а с марта 1941 года - ПТ-8 и ТОД-8. Углы наведения орудия по вертикали составляли от -5 до +25 градусов. Для стрельбы из Ф-32 использовались те же боеприпасы, что и для Л-11. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 612 м/с, бронепробиваемость - 52 мм гомогенной брони, установленной вертикально, на дальности 1000 м.
На танках КВ-1 из числа машин установочной партии, прошедших модернизацию на Кировском заводе в мае - июле 1941 года, вместо пушки Л-11 монтировали Ф-32. Таким образом, получился некий гибрид: круглая башня и маска с орудием Ф-32. Таких танков было 11 штук.
В сентябре 1941 года, из-за отсутствия Ф-32, на танки КВ-1, выпускаемые в Челябинске, стали устанавливать 76,2-мм пушку ЗИС-5, разработанную конструкторским бюро завода № 92 в Горьком. Это орудие, разработанное на базе артсистемы Ф-34, отличалось от нее некоторым изменением люльки и рядом мелких деталей. ЗИС-5 имела длину ствола в 41,5 калибр и затвор с полуавтоматикой копирного типа. Благодаря установке нового гидравлического тормоза отката длина последнего при стрельбе составляла 320–370 мм. Для ведения огня из спаренной установки пушки и пулемета использовались телескопический прицел ТМФД-7 и перископический ПТ-4-7. Также использовались телескопические 9Т-7, 10Т-7, 10Т-13 и перископический ПТ4-13.
В конце 1941 года на части КВ-1 в крыше башни над местом наводчика устанавливалась измененная бронировка смотрового прибора. Она была не конической формы, а прямоугольной, а судя по широкому смотровому окну спереди, внутри находился обычный перископический смотровой прибор, а не ПТ-4-7. Этот прибор мог иметь такую же конструкцию, как и смотровые приборы в крыше башни, и не имел увеличения. Вероятнее всего, прибор с прямоугольной бронировкой над местом наводчика не вращался (в отличие от ПТ-4-7) и позволял вести наблюдение только вперед.
Пушка ЗИС-5 использовала те же боеприпасы, что и Л-11 и Ф-32, а также могла применять выстрелы с бронебойно-трассирующими снарядами БР-350А, БР-350Б и БР-350 CП, оснащенные взрывателем МД-5, а также введенным в июне 1942 года кумулятивным снарядом БП-353А и взрывателем БМ. Начальная скорость бронебойно-трассирующего снаряда ЗИС-5 составляла 680 м/с, бронепробиваемость на 1000 м - 61 мм.
Возимый боекомплект танков с пушкой Л-11 выпусков составлял 103 выстрела, которые размещались следующим образом: 10 - вдоль бортов ниши башни, 21 - в вертикальной укладке в отделении управления вдоль переднего топливного бака, и 72 - в специальных ящиках-чемоданах (по три в каждом), уложенных на днище корпуса в боевом отделении. В конце 1941 года боекомплект увеличили до 111 штук за счет введения двух дополнительных чемоданов и добавления укладки на два выстрела.
В июле 1941 года для упрощения производства и облегчения загрузки боекомплекта экипажем ввели «чемодан» на два выстрела вместо трех, и пересмотрели их укладку, что позволило увеличить боекомплект до 135 штук. Однако точных данных о том, был ли настолько увеличен боезапас за счет введения новых чемоданов, найти не удалось. Если это и было осуществлено, то только на КВ-1 ленинградского выпуска.
С введением 76-мм пушки ЗИС-5 была пересмотрена и укладка артиллерийских выстрелов: вертикальную укладку аннулировали, и большая часть боекомплекта (104 штуки) размещалась в чемоданах на полу боевого отделения (по два выстрела), и еще 10 - в нише башни. Что касается боезапаса к пулеметам ДТ, то их количество все время оставалось прежним: 3024 патрона (48 дисков), уложенных в башне и отделении управления. Кроме того, в танке КВ-1 имелась сумка на 25 гранат Ф-1.
В качестве силовой установки на танках КВ-1 использовался 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель В-2К, эксплуатационная мощность которого составляла 500 л.с. при 1900 об/мин, а максимальная - 600 л.с. при 2000 об/мин. Он устанавливался в моторном отделении вдоль продольной оси корпуса машины. Для запуска двигателя применялись два электростартера СМТ-4628 мощностью 6 л.с. каждый. Кроме того, существовал вариант запуска при помощи сжатого воздуха, от двух 5-литровых баллонов, размещенных в отделении управления. Осенью 1941 года вместо двух стартеров стали устанавливать один - СТ-700 мощностью 14 л.с.
Система воздухоочистки двигателя состояла из центробежного воздухоочистителя с масляной ванной и проволочным фильтром (канителью).
Топливная система двигателя включала в себя топливоподкачивающий насос БНК-5Г-6, фильтр грубой очистки, фильтр тонкой очистки, насос высокого давления НК-1, топливный фильтр, трубопроводы, топливный кран, манометр, топливомер и три внутренних топливных бака емкостью 600–615 л. Один из них (на 230–235 л) размещался у правого борта в отделении управления, за ним в боевом отделении - еще один (на 235–240 л) и третий также в боевом отделении у левого борта (на 140 л). Каждый бак оснащался гидростатическим топливомером, щиток которого находился справа от места механика-водителя. С осени 1941 года топливомеры на КВ-1 не устанавливались из-за их отсутствия. Также в отделении управления размещался ручной насос «Альвейер» для подкачки топлива из баков при запуске двигателя.
Примерно с августа 1941 года на надгусеничных полках КВ-1 Ленинградского Кировского завода стали устанавливать дополнительные топливные баки прямоугольной формы (три - шесть) емкостью 60 л каждый. Примерно с того же времени появились дополнительные цилиндрические баки и на танках КВ-1 Челябинского завода - их было пять каждый емкостью 90 л. При этом один из баков использовался для масла. Допбаки были сняты с КВ-1 в конце февраля 1942 года на основании постановления ГКО об облегчении массы танка КВ-1. Запас хода на основных баках составлял 225 км по шоссе и 150 км по грунтовым дорогам.
Система смазки двигателя состояла из шестеренчатого насоса, маслофильтра, двух масляных радиаторов с кранами выключения, манометра, термометра, сливного крана, маслопроводов и масло бака емкостью 60 л, расположенного у левого борта в боевом отделении сразу за топливным баком.
Жидкостная система охлаждения двигателя емкостью 55–60 л включала в себя два водяных радиатора, водяной насос, заливной бачок, рубашки цилиндров двигателя, трубопроводы, вентилятор и два аэротермомтетра. Радиаторы устанавливались вдоль бортов корпуса на специальных кронштейнах, каждый из них стоял из двух штампованных стальных коллекторов (переднего и заднего) и пакета из 41 охлаждающей алюминиевой трубки. На трубки для увеличения поверхности охлаждения были надеты дополнительные алюминиевые пластины. Осенью 1941 года из-за дефицита алюминия перешли на изготовление радиаторов из стальных трубок. Эти радиаторы были спроектированы под руководством конструктора-турбиниста Н. Синева.
Из-за отсутствия дизелей В-2 осенью 1941 года на небольшом количестве танков КВ-1 установили карбюраторные двигатели М-17Т. Они оснащались двумя карбюраторами К-17Т, для запуска использовался электростартер СТ-61 мощностью 3,5 л.с. Кроме того, существовала резервная система запуска сжатым воздухом. В связи с установкой карбюраторного двигателя была несколько переработана система его охлаждения и смазки.
Трансмиссия танка КВ-1 состояла из главного фрикциона, коробки перемены передач, бортовых фрикционов с тормозами и бортовых передач.
Главный фрикцион - сухой, трехдисковый, с трением сталь по феродо. Он включал в себя ведущие и ведомые части, и механизм включения. Ведущие детали состояли из диска вентилятора, ведущего барабана, нажимного, опорного и двух ведущих дисков. В состав ведомых частей входили ведомый барабан и три ведомых диска. Механизм выключения состоял из выжимных рычагов, муфты, вилки, вала и рычага выключения.
Коробка перемены передач танка КВ-1 имела пять передач для движения вперед и одну назад. Она состояла из картера, отлитого из алюминиевого сплава (силумин), в котором монтировались все валы и шестерни, ведущего, главного и промежуточного валов, блока шестерен заднего хода и приводов управления.
Осенью 1941 года перешли на упрощенный режим термообработки шестерен и изготовление картеров коробки передач из стали. В результате, надежность агрегата резко снизилась, что приводило к авариям танков. Весной 1942 года путем введения дополнительных ребер жесткости на картере, изменения материалов шестерен и более жесткого контроля за качеством изготовления эту проблему удалось решить, но лишь частично.
Многодисковый бортовой фрикцион сухого трения сталь по стали состоял из ведущих и ведомых частей и механизма выключения. Ведущие части - ведущий вал, внутренний барабан, 16 стальных, нажимной и отжимной диски - соединялись с главным валом коробки передач. Ведомые части соединялись с бортовой передачей и состояли из наружного барабана и 16 ведомых дисков. Для выключения бортовых фрикционов служили два рычага управления, которые находились в отделении управления справа и слева от сиденья механика-водителя.
Ленточные плавающие тормоза предназначались для остановки танка, его поворотов при движении и удержания на подъемах и спусках. Каждый тормоз состоял из тормозной ленты, рычага тормоза и кронштейнов. Лента изготавливалась из стали и состояла из двух частей, соединенных накладкой. На внутренней поверхности ленты для увеличения силы ее трения о наружный барабан бортового фрикциона приклепывались накладки из феродо.
Бортовые передачи представляли собой одноступенчатые понижающие планетарные редукторы, уменьшающие обороты ведущих колес по сравнению с оборотами главного вала коробки перемены передач. Каждая бортовая передача состояла из стального литого картера, в котором помещались ведущий вал, две цилиндрические шестерни постоянного зацепления и планетарный блок.
Ходовая часть танка КВ-1, применительно к одному борту, состояла из шести опорных и трех поддерживающих катков, ведущего и направляющего колес и гусеничной ленты.
Опорные катки имели внутреннюю амортизацию. Они состояли из стальной ступицы, на которой шпонками крепились диски, между которыми были зажаты резиновые амортизаторы.
Независимая торсионная подвеска КВ-1 состояла из двенадцати балансиров и двенадцати торсионных валов. Труба балансира вращалась в двух бронзовых втулках, смонтированных в кронштейнах корпуса танка. С конца ноября 1941 года бронзовые втулки были заменены чугунными. Максимальный угол закрутки торсионного вала составлял 26 градусов, они обеспечивали средний динамический ход катка 162 мм.
На машинах установочной партии, июльского и, возможно, части танков августовского выпуска 1940 года устанавливались опорные катки с штампованными дисками, в которых имелось восемь отверстий, служивших для вентиляции резиновых амортизаторов. В августе 1940 года число отверстий в диске сократилось до шести. В таком виде катки выпускались до июня 1941 года, когда потребовалось их усиление в связи с экранировкой КВ и возросшей массой машины. Для уменьшения деформации обода катка отказались от внешнего ряда отверстий (их было 12 штук). Однако широкого распространения данная конструкция не получила - КВ без отверстий в дисках опорных катков встречаются не очень часто.
С середины июля 1941 года в производство пошел опорный каток, обод и диск которого изготавливались из литых деталей. Это было связано, прежде всего, с разгрузкой дефицитного прессового оборудования и увеличением выпуска танков. Внешне каток из литых деталей отличался наличием на ободе 12 ребер, располагавшихся между отверстиями. Они служили для усиления конструкции, а также облегчения процесса литья. Существовал еще один вариант катка с ребрами - последних было всего шесть, и они имели значительно меньший размер. Вероятнее всего, что такие катки изготавливались на Челябинском тракторном заводе в июле-августе 1941 года, но выпуск был довольно быстро прекращен - фото танков КВ-1 с такими катками встречается немного.
Со второй половины ноября 1941 года ЧКЗ перешел на выпуск цельнолитых стальных катков без внутренней амортизации. Существовало несколько вариантов катков - сплошные и с отверстиями в диске, с ребрами жесткости различной длины и т. п.
Поддерживающие катки на ленинградских КВ-1 встречаются двух видов: литые, с шестью ребрами жесткости, и штампованные, без ребер. Последние устанавливались на танки с марта 1941 года. Причем на литых встречаются крышки двух типов: шестигранная, со скругленными углами (ориентировочно на машинах выпуска до октября 1940 года), и круглая.
Что касается машин, выпущенных в Челябинске, то они оснащались литыми поддерживающими катками с ребрами жесткости на диске, и вероятно на штампованный диск не переходили. Со второй половины ноября 1941 года ЧКЗ перешел на выпуск поддерживающих катков без наружной резиновой амортизации.
Ведущее колесо КВ-1 состояло из литой ступицы и двух литых венцов (по 16 зубьев), изготовленных из специальной стали. Сначала крепление наружного колпака ведущего колеса осуществлялось 16-ю болтами, а в августе 1941 года на машинах ленинградского выпуска их число уменьшилось до 12 (по три через один). В Челябинске ведущее колесо до конца 1941 года изготавливалось колпаком, крепящимся на 16 болтах, а затем их число сократили до восьми.
На КВ-1 выпуска 1940 года очиститель ведущего колеса (грязеочиститель) собирался на болтах из двух деталей, что приводило к его поломкам при движении танка по тяжелым грунтам. В начале 1941 года его конструкцию усилили, и теперь он отливался одной деталью.
Направляющее колесо устанавливалось на двух конических роликоподшипниках на оси кривошипа винтового механизма натяжения гусеницы. Его корпус для прочности усиливался ребрами жесткости.
Гусеничная лента состояла из 87–90 траков, соединенных между собой пальцами, вставленными в проушины траков. Палец фиксировался шайбой и пружинным кольцом. Ширина трака составляла 700 мм, первоначально их изготавливали штамповкой из стали 35ХГ2. Начиная с машины КВ-1 № У-10, ввели траки с усиленными, более высокими, перемычками. В июле 1941 года на КВ-1 производства ЛКЗ траки еще раз усилили, в частности, появились дополнительные ребра с наружной стороны у углубления под клык. В конце августа 1941 года часть машин получила гусеницу из комбинированных траков с гребнем - без гребня. Такое мероприятие было связано с упрощением конструкции и технологии изготовления танков КВ.
В Челябинске траки примерно до конца 1941 года изготавливали с более высокими перемычками. Затем, с целью разгрузки прессового оборудования, в производство пошел штампованный трак из двух половинок и небольшим гребнем. При установки на танки такие траки чередовались с обычными. До конца производства танки КВ-1 оснащались гусеничными лентами обеих типов.
Электрооборудование КВ-1 выполнялось по однопроводной схеме, напряжение бортовой - 24 В. Основным источником электроэнергии служил генератор ГТ-4563А мощностью 1 кВт, вспомогательным - четыре аккумуляторных батареи 6-СТЭ-144. Основными потребителями электроэнергии являлись стартер, электромотор МБ-20 механизма поворота башни, средства связи, электросигнал, приборы внутреннего и наружного освещения. Основная часть электропроводки в корпусе танка была уложена в стальных трубках, что обеспечивало защиту проводов от механических повреждений.
Для внешней связи на танке устанавливалась коротковолновая, телефонно-телеграфная радиостанция 71-ТК-З, состоявшая из приемника и передатчика с умформером и аккумуляторами. С осени 1941 года из-за недостатка 71-ТК-З на КВ-1 стали ставить радиостанцию 10-Р, состоящую из передатчика, приемника, блока питания и ящика для ЗИП. Однако, с осени 1941 года из-за дефицита средств связи радиостанции получали далеко не все КВ-1.
Для связи между собой члены экипажа КВ-1 имели танковое переговорное устройство ТПУ-4, а затем ТПУ-4БИС на четыре абонента.
На танках КВ-1 выпуска 1940 года ЗИП укладывался в три ящика на надгусеничных полках: один на правой и два на левой, при этом крышки ящиков не имели ручек. С начала нового, 1941 года размещение ящиков изменилось: теперь на левой полке крепился один, а на правой два. Кроме того, немного изменилась форма боковин крышек, а на последних появились ручки. Такое расположение и конструкция ящиков сохранилось до конца производства КВ-1 в Ленинграде.
На правой полке имелся пенал цилиндрической формы, в котором находился банник для чистки орудия и разрядник (для извлечения снаряда при его застревании в канале ствола) с чехлами для них, а также чехлы на дульную часть и казенник орудия и банка с пушечным салом. На правой полке спереди укладывался брезент для укрытия танка, который в походном положении удерживался двумя брезентовыми ремешками.
Несколько раз в ходе производства менялось размещение двуручной пилы. Сначала она находилась на левой надгусеничной полке и укладывалась в специальный деревянный пенал. В марте 1941 года пила перекочевала на внутреннюю часть крышки заднего ящика с правой стороны. При этом существовало два способа ее крепления: специальными металлическими зажимами и в деревянном пенале (аналогичном по конструкции тому, что раньше размещался на левой надгусеничной полке). В июле 1941 года пилу переместили на крышку ящика с левой стороны. Крепилась она металлическими зажимами.
Примерно с августа 1941 года КВ-1, выпускаемые в Челябинске танки, стали оснащаться только двумя ящиками ЗИП (на правой и левой надгусеничной полках). При этом были ликвидирована укладка пенала для банника разрядника.
С начала 1942 года убрали ящик на левом борту, а чуть позже - и на правом. Вместо них появился один маленький ящик ЗИП прямоугольной формы на правом борту. Кроме того, были введены укладки запасных траков на надгусеничных полках.
А. Ящик левого крыла: 1. Сумка для контрольной лампы. 2. Ящик с инструментами ходовой части (шприц для солидола, ключ гаечный двухсторонний S = 32x36, ключ гаечный S = 41, ключ специальный торцевой S = 22х27, шланг шприца для солидола, скребок для чистки гусениц, щетка для чистки машины, ножницы, шприц для масла и бензина, шланг для смазки бортовых фрикционов, винт для снятия крышки опорных катков, напильник полукруглый, напильник круглый, ключ специальный S = 36, ключ гаечный S = 22 х 27, ключ торцевой двухсторонний S = 14 х 17, ключ гаечный S = 46, вороток диаметром 12 мм, ключ торцевой к крышке торсионного вала S = 19). 3. Ящик запчастей мотора (прокладка медноасбестовая - 4, наконечник в сборе, переходная втулка, штифт - 2, пружинная втулка, гайка специальная, гайка накидная, хомут - 2, прокладка - 4, хомутик - 2, набивка пеньковая жировая, шланг дюритовый). 4. Ящик электро и радио запчастей (микрофон со шнуром и вилкой, телефон типа «Авио», лампа сигнальная для ТПУ на 6 В - 5, лампа электрическая 23 В, 10 Вт, лампа контрольная 24 В, 10 Вт, лампа индикаторная 1 В - 5, стекло от заднего фонаря автомобиля ГАЗ - 2). 5. Ключи клюкам и пробкам топливных баков.
Б. Место для укладки пилы.
В. Футляр для банника и разрядника: 1. Банник и разрядник с удлинителем. 2. Банка с пушечным салом на 1 кг. 3. Чехол на дульную часть орудия. 4. Чехол на казенную часть орудия. 5. Чехлы на щетку банника и головку разрядника.
Г. Задний ящик правого крыла:
1. Ящик для возимых запчастей (дюритовый шланг, болт регулировочный - 3, гайка - 3, втулка - 3, ролик с втулкой в сборе - 2, болт зубчатого венца - 10, гайка корончатая - 10, пружинное кольцо - 3, пробка - 2, стопор - 2, болт - 6, стопорная планка - 6, стопорное пружинное кольцо - 30, шайба пальца трака - 30, изоляционная лента, асбестовый шнур диаметром 5 мм - 10 метров, клингерит листовой, кожа, наждачная бумага 300х400 - 2, пробка шестигранная - 10, пробка с буртиком - 2, прокладка фибровая 30, прокладка кожаная - 8, шайба Гровера - 90, шплинт разводной - 110, гайка получистая - 50, болт получистый - 27, винт с потайной головкой - 10). 2. Сумка с химическим имуществом - 2 шт. 3. Шприц-набивка. 4. Крыльчатка воздушного фильтра двигателя. 5. Крышка воздушного фильтра двигателя.
1. Траки - 4 шт. 2. Пальцы траков - 6 шт. 3. Гайка нижнего катка. 4. Сальники нижних катков - 4 шт. 5. Подстилочный брезент. 6. Ключ S = 85 для натяжного механизма гусеницы. 7. Труба к ключу. 8. Топор. 9. Лом. 10. Кувалда. 11. Ящик с продуктами НЗ. 12. Воронка для топлива и воды. 13. Воронка для масла. 14. Воронка для заливки масла в коробку перемены передач. 15. Проволока диаметром 1 мм - 1 кг. 16. Банка с шеллаком - 200 г. 17. Шланг для слива горючего. 18. Шланг для слива масла. 19. Шланг для слива воды из водяной помпы. 20. Выколотка пальцев траков. 21. Оправка для шплинтовки пальцев траков. 22. Трос для натяжения гусениц. 23. Сумка для ветоши, в ней ветошь для обтирки 1 кг. 24. Лопата. 25. Ломик. 26. Картон асбестовый. 27. Масленка. 28. Масляный бидон на 4 кг. 29. Полотно шелковое или фланель для фильтрации горючего. 30. Ведро металлическое. 31. Ведро металлическое. 32. Ведро брезентовое. 33. Обиходная сумка - 5 шт.
На танках КВ-1 имелось два типа буксирных тросов - с плетеными и литыми коушами. Литые ставились с мая 1941 года на машинах выпуска Ленинградского Кировского завода, и с сентября - на танках челябинского выпуска.
Советский тяжёлый танк КВ-1 стал символом победы Советского Союза во Второй мировой войне наравне с Т-34 . Впервые показавшись на поле боя, он привёл в недоумение немцев, оказавшись совершенно неуязвим для их оружия.
Ахиллесовой пятой стального монстра стала его ненадёжность, вызванная спешным производством без должного контроля качества. Тем не менее, этот танк в один миг сделал немецкую технику почти беспомощной, вынудил в спешке разрабатывать новую и дал толчок советскому танкостроению.
История создания
В конце 1938 года в конструкторском бюро Кировского завода в Ленинграде началась разработка тяжёлого танка, защищённого противоснарядной бронёй. Изначально планировалось создать многобашенную машину с тремя башнями, как было принято в тот момент в мировой практике.
В результате появился многобашенный СМК, названный в честь Сергея Мироновича Кирова. На его базе А.С. Ермолаев и Н.Л. Духов создали экспериментальный танк с одной башней, меньшими массой и габаритами. Он оказался дешевле и проще в производстве чем СМК, при этом более защищённым и скоростным.
В августе 1939 года из ворот Лениградского Кировского завода выехал первый танк, получивший название КВ в честь Клима Ворошилова. Название оставалось таким до создания КВ-2, после чего КВ переименовали в КВ-1.
Конструкция и компоновка
Классическая компоновка с одной башней облегчила новинку и сделала её меньше по сравнению с многобашенными тяжёлыми танками других стран. При этом бронезащита оказалась по зубам лишь зенитным 8.8 немецким пушкам, применяемым в качестве противотанковых.
КВ стал инновационным танком, объединив в своей конструкции классическую компоновку, индивидуальную торсионную подвеску, дизельный двигатель и противоснарядное бронирование. По отдельности вышеперечисленные решения применялись на отечественных и зарубежных танках, но никогда не сочетались все вместе.
Корпус и башня
Корпус советского танка состоял из катанных броневых плит, соединённых с помощью сварки. Использовались листы брони толщиной 75, 40, 30, 20 миллиметров. Все вертикальные плиты имели толщину 75 миллиметров, лобовые располагались под наклоном для увеличения приведённой толщины брони.
Башня также выполнялась по сварной технологии. Изнутри её погон был размечен в тысячных, что позволяло наводить орудие в горизонтальной плоскости для стрельбы с закрытой позиции.
После своего появления КВ-1 оказался неуязвим для всех немецких орудий за исключением зениток калибра 8.8 см. После сообщений о первых потерях, вызванных пробитием брони, во второй половине 1941 года, инженеры решили поэкспериментировать и установили экраны из брони толщиной 25 мм на башни и борта. Модернизация довела массу до 50 тонн, из-за чего от неё отказались в августе 1941 года.
В передней части корпуса располагались механик-водитель и стрелок радист. Над последним располагался круглый люк.
Дополнительно в днище корпуса расположили аварийный люк для экипажа и небольшие лючки для доступа к боекомплекту, топливным бакам и некоторым узлам.
Внутри башни располагались командир, наводчик и заряжающий, над командиром располагался круглый люк.
Вооружение
Отойдя от концепции двухбашенного танка, разработчики совместили противотанковое и противопехотное вооружение в одной башне.
Для борьбы с вражеской техникой установили пушку Л-11 калибра 76,2 мм. Позже её сменила Ф-32, потом – ЗИС-5.
Для борьбы с живой силой противника КВ получил пулемёт ДТ-29 калибра 7,62 мм. Один из них спарен с пушкой и расположен в маске орудия, другой – в шаровой установке. Предусмотрели и зенитный пулемёт, но большинство танков их не получили.
Двигатель, трансмиссия, ходовая часть
В движение танк приводился дизельным двигателем В-2К, развивающим мощность 500 л.с. Позже мощность повысили на 100 л.с.
Механическая трансмиссия стала одним из главных недостатков. Очень низкая надёжность, более того, часты случаи, когда новая техника, только вышедшая с завода, уже оказывалась с дефектами.
6 опорных катков с каждой стороны получили индивидуальную торсионную подвеску, ход которой ограничивался специальными ограничителями, действующие на балансиры.
Сверху каждая гусеница опиралась на три поддерживающих катка. Изначально они были обрезинены, позже, из-за нехватки резины стали цельнометаллическими.
Подвижность КВ оказалась явно недостаточной, машина развивала 34 км/час по шоссе, на бездорожье заметно меньше из-за удельной мощности в 11,6 л.с./т.
Позже появился облегчённый КВ-1С, призванный исправить недостатки КВ-1 в виде низкой надёжности и плохой подвижности.
Модификации
Вслед за КВ начали появляться танки, созданные на основе решений, отработанных на нём. К тому же, конструкторы пытались уменьшить число критичных недостатков.
- КВ-2 – тяжёлый танк 1940 года с огромной башней, запоминающийся лишь одним своим видом. Вооружён 152 мм гаубицей М-10, созданной для уничтожения инженерных сооружений противника вроде ДОТов. Гаубица с лёгкостью проламывала броню всех немецких танков.
- Т-150 – опытный образец 1940 года с увеличенной до 90 мм бронёй.
- КВ-220 – опытный образец 1940 года с увеличенной до 100 мм бронёй.
- КВ-8 – огнемётный танк 1941 года, оснащённый огнемётом АТО-41 или АТО-42, размещённым на месте шаровой установки для курсового пулемёта. Вместо привычной пушки калибра 76 мм получил пушку калибра 45 мм.
- КВ-1С – танк 1942 года массой 42,5 тонн с уменьшенной толщиной брони и лучшей подвижностью.
- КВ-1К – танк 1942 года с ракетным вооружением в виде системы КАРСТ-1.
Боевое применение
В 1941 году советские войска терпели поражение за поражением, несли огромные потери и отступали. Тем не менее, танки «Клим Ворошилов» стали неприятным сюрпризом для немецких войск, практически неспособных их поразить.
Неуязвимость советских тяжёлых танков позволяла опытным и смелым экипажам творить чудеса. Самым известным боем можно назвать произошедший 19 августа 1941 года. Тогда 5 КВ смогли уничтожить своим огнём 40 вражеских танков, а ещё 3 – тараном. Командовал ротой З. Г. Колобанов, вместе со своим экипажем он уничтожил 22 танка, его танк при этом получил 156 попаданий из пушек противника.
Параллельно отмечалась крайняя ненадёжность, плохая подвижность и слепота экипажа, вызванная неудовлетворительным обзором, что вынудило советских конструкторов создавать новые танки. С появлением немецких тяжёлых танков Тигр броня КВ в одночасье утратила свою несокрушимость и медленный, неповоротливый, полуслепой танк превратился в лёгкую мишень, зачастую не способную даже огрызнуться в ответ.
Эпилог
Не только русские, но и немцы высоко оценивали характеристики КВ в момент его появления. Танк стал родоначальником однобашенных тяжёлых танков с классической компоновкой, одновременно хорошо защищённых и вооружённых.
Очевидно, что господство не могло продолжаться всю войну поскольку появлялась более совершенная техника, но КВ-1 внёс весомый вклад в победу в Великой Отечественной войне и заслуженно стоит рядом с Т-34 в списке легендарной техники.